Ирина Ильинична, сейчас качеству образования уделяется пристальное внимание и у нас в стране, и за рубежом. Разрабатываются различные методики оценки качества. Тем не менее, само понятие «качество образования» определяется по-разному. На ваш взгляд, что такое качество образования?
– Действительно, вопрос качества образования рассматривается сегодня с различных точек зрения, однако во главе угла обычно ставятся потребности управления отраслью, а не чаяния общества или бизнеса, или самих детей. Кроме того, чаще всего еще один аспект оценки качества – общественная оценка, несмотря на то, что созданы нормативные предпосылки ее активизации, всерьез не рассматривается. Кроме того, когда мы говорим о качестве, мы подразумеваем не только четкую оценку этого качества, как правило, эта оценка влечет за собой комплекс карательных или просто непопулярных мер. Невзирая на то, что существуют определенные регламенты, на местах они трактуются в зависимости от взглядов местных представителей проверяющих структур. Является ли результат этой работы реальным показателем качества? Не знаю.
По моему глубокому убеждению, качество образования является производной от целей образования. На государственном уровне цель образования была определена только в 2018 году, в майском указе Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». До этого мы пытались обсуждать качество образования, не определив его цели. Однако мы уже длительное время оцениваем качество.
Сегодня оценка качества образования разделяется на два направления: общественное и государственное. Если государственная оценка качества достаточно четко сформулирована и фактически осуществляется Рособрнадзором, то общественная «плывет». Мы все говорим, что оценка качества не соответствует каким-то нашим представлениям, но если остановить человека и попросить объяснить, что он понимает под оценкой качества, то, как правило, он не сможет сформулировать свои критерии. В понимании людей существуют различные системы оценки качества образования. Более того, в мире сложилось много систем оценки качества, которые представлены различными школами и экспертами. Труд этих экспертов стоит дорого.
У нас в стране есть эксперты, сертифицированные той или иной системой. Это CLASS, ECERS, система оценки качества, разработанная Вольфгангом Титце, и ряд других систем. Как правило, они очень объемны и громоздки, затрагивают фактически все аспекты образования. Для одних систем характерно, что в образовательные учреждения приходят независимые эксперты и пытаются оценить качество. Считается, что это обеспечивает независимость. В том, что эксперт, который ничего не знает об этом детском саде, пытается его оценивать, сокрыта большая проблема, на которую не обращают внимания. Есть другая система, по которой сам детский сад оценивает себя по разным критериям. Здесь оценку производят сами участники процесса, что создает уже другую проблему. Считается, что сами участники процесса не в состоянии объективно оценить процессы, в которых они сами непосредственно задействованы. Здесь всё зависит от цели, с которой проводится оценка. Во втором случае, основная задача оценки – понять, что коллектив может исправить. В первом же – чем коллектив может отчитаться.
В нашей стране ряд институтов пытается предложить свои системы оценки качества образования, которые являются своего рода «перепевом» уже существующих зарубежных систем. На этом поле очень много вопросов, которые пока не урегулированы, и попытки их регуляции пока сводятся фактически к изменению количества пунктов в этих системах, часто вне зависимости от целей и задач оценки качества.
На ваш взгляд, от чего зависит качество образования?
– От очень многих факторов. Именно поэтому столь громоздки системы оценки. Хотя на обывательском уровне, то есть не на научном, а на уровне потребителей образовательных услуг, достаточно трех пунктов, чтобы сформировать мнение о качестве образования в той или иной образовательной организации. Сейчас в мире существует тенденция по снижению числа критериев оценок – экономического состояния, образовательного, культурного уровней. Радикально изменяются методики оценки. Но для образования эти упрощенные системы пока не отработаны, и поэтому оценка, например, качества образования, которую могут предложить ученые, одна. А оценка качества, требующаяся для администрирования, другая. У родителей детей, посещающих образовательную организацию, эта оценка будет третьей.
МПАДО работает в основном с педагогами, поэтому, когда мы говорим о качестве образования, то сосредоточиваемся в первую очередь на педагоге. Именно он, как правило, является одной из важных составляющих процесса образования, который формирует качество образования и на него влияет. Не полностью, но в значительной степени. Педагог не только влияет на качество образования уровнем своей квалификации, но и формирует требования к системе образования. То есть требования к другим показателям, которые определяют качество образования. Например, состояние среды, работа с ребенком и т.д.
Можно сказать, что даже детский сад с красивой мебелью, оснащенный инновационным оборудованием, не гарантирует качественного образования, если в нем работают некомпетентные специалисты. И наоборот, квалифицированный педагог способен оживить даже бедную предметно-развивающую среду, использовать её с максимальной пользой для ребенка.
– Безусловно. Именно поэтому наша академия работает над повышением уровня компетентности педагога, его профессионализма. Это выражается в системе курсов, которые мы проводим. Мы создаем и разрабатываем курсы для педагогов, при этом стараемся выполнять запросы самих педагогов. Сейчас педагоги работают гораздо осознаннее, у них есть четкое представление, чего им не хватает. Чтобы точечно определять недостатки знаний у педагогов, мы разрабатываем модульные курсы. Эти курсы небольшие, фактически один курс может представлять собой часовую лекцию, и воспитатель или руководитель образовательной организации может выбрать то, что ему действительно нужно. В зависимости от того, кто является заказчиком, мы разрабатываем серию модульных лекций, которые могут быть объединены в образовательные курсы. Педагог может набрать себе разное количество курсов. Когда наберет достаточное количество часов для получения удостоверения, он выполняет определенное домашнее задание. Это важная составляющая для проверки знаний, которые усвоил педагог. Когда мы говорим о повышении квалификации, педагог должен продемонстрировать усвоенное, и только после этого он получит документ о повышении квалификации.
Таких лекций очень много. Сегодня их около 500, и мы нарабатываем следующие. Эти модули или лекции в той или иной конфигурации образуют различные курсы. Например, курс для руководителей дошкольных образовательных учреждений составляет 72 часа. Это лекции и теоретические занятия, практические и самостоятельные работы. Такие курсы у нас идут постоянно, они востребованы, и как правило, люди, прошедшие один или несколько курсов, записываются на дальнейшие.
Педагоги сами определяют, каких знаний им не хватает и сами выбирают курсы. То есть они могут набрать любое количество часов?
– Иногда педагог может даже не понимать, каких знаний ему не хватает. У нас есть блоки. Блоки делятся на курсы. Например, художественно-эстетическое развитие. Этот курс нельзя разбить на модули, его надо проходить полностью.
Мы специализируемся на программе «От рождения до школы», поэтому наши курсы так или иначе связаны с этой программой. Это курсовая подготовка. Мы также готовим тьюторов, которые будут обучать воспитателей работе с программой «От рождения до школы». Тогда этот курс дается в строгой последовательности – то есть пока ты не прошел определенные модули, ты не можешь получить другие.
В целом же, у нас много курсов, связанных с администрированием, новыми технологиями, сетевым взаимодействием. Педагог может набрать разные лекции. Мы можем рекомендовать ему разные курсы, в зависимости от компетенций, которые он получил. Соответственно, слушатель доплачивает за ту работу, которую проведут педагоги по подготовке для него домашнего задания (оно готовится индивидуально) и его проверке. В данном случае можно говорить об индивидуальном маршруте повышения квалификации. Педагог получает то, что необходимо ему.
Какие курсы сейчас наиболее востребованы?
– В МПАДО наиболее востребованные курсы – по нашей программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» в первую очередь, так как основные авторы, разрабатывающих эту программу, сосредоточены здесь. Кроме этого, у нас востребованы курсы по художественно-эстетическому воспитанию, преподаванию детям финансовой грамотности, по новым технологиям в образовании, по переподготовке. Очень популярны курсы для гувернеров и нянь. Их проходят разные люди, но в том числе и воспитатели, потому что специфика работы с детьми у гувернеров другая. Кроме методик, нужно еще знать свои права и обязанности. Например, гувернер ведет ребенка гулять. Родитель передает ответственность за жизнь и здоровье ребенка по сути постороннему человеку. Мы знаем, что и гувернеры бывают разными, и родители бывают разными. Как участники этого процесса защищены юридически? Гувернеру нужно знать, как общаться с родителями. Такая же ситуация и с педагогами дошкольных учреждений. Мы понимаем, что воспитатель детского сада сейчас не защищен ни от действий администрации, ни от родителей, потому что некоторые события в угоду «жаренному» трактуются совсем не так, как они случились. Многие родители срывают на воспитателях или учителях собственную неустроенность, ссоры в семье, нехватку материальных средств и т.д. Я не хочу сказать, что педагоги совершенно безвинны. Но решать эти вопросы надо по-другому.
Ирина Ильинична, вы рассказали о курсах МПАДО, но сейчас просто огромное количество предложений различных курсов повышения квалификации. Как педагогам выбрать качественные, где они действительно получат знания и чему-то научатся?
– Дело выбора курсов очень заковыристое. Здесь важно определить, для чего человек выбирает курс. Кому-то, давайте будем честными, просто нужны корочки. Поэтому он выбирает самый дешевый курс, изучает, следит за рынком. Когда вам предлагают курс из 500, да даже из 200 часов, за 2000 рублей, то можно точно сказать, что за эти деньги вы получаете корочку, а не курс, и уж тем более не знания и повышение ваших компетенций. Качественные курсы не могут стоить дешево. Поэтому нужно смотреть на цену, количество лекций, кто читает эти лекции. Заходишь на иную образовательную платформу, где предлагается неимоверное количество курсов, смотришь, кто ведет курсы, и видишь две фамилии – без степени, без званий, с непонятным опытом работы. Важно обращать внимание на соотношение структуры курсов – какие лекции вам читают, количество часов. Если нужна только корочка – то это точно не к нам.
Если же нужно качество, соответственно, приходится смотреть, чтобы цена была более-менее адекватная. Не так давно заместитель министра просвещения говорила, что любой педагог должен обязательно посетить выставку EdTech. Ничего не могу сказать, программа этой выставки была очень соблазнительной. Но цена – 40 тысяч рублей – заставляет подозревать заместителя министра в том, что она даже не знает, как живет современный педагог. Как правило учитель, а воспитатель уж точно, не может себе позволить участвовать в такой выставке, если только его не пустят на эту выставку бесплатно. Поэтому не могу сказать, какое качество предоставляется там, но знаю, что очень большое число педагогов просто не в состоянии себе это позволить.
А имеет ли значение – проводятся курсы дистанционно или очно?
– Здесь всё зависит от потребностей и возможностей как преподавателей, так и обучающихся. МПАДО проводит и те, и другие. Дело в том, что у нас педагоги разной квалификации, и некоторые в силу определённых обязательств не могут выезжать из Москвы. Поэтому курсы, которые читают они, для регионов могут быть только в онлайн-формате. В Москве же они могут приехать в любой детский сад, которому нужен этот курс, и провести занятия.
Преподавателям МПАДО приходится и часто выезжать, например, мы проводили курсы в Великом Новгороде, Якутии. Сейчас нас просят провести очные курсы в Лиссабоне, Узбекистане. Для этого мы формируем команду. Для Лиссабона это англоговорящие преподаватели. Иногда мы совмещаем очное и дистанционное обучение. Такой курс мы провели для воспитателей наших инновационных площадок, который и разработали специально для них. Прежде чем приехать в Москву, они прошли входное тестирование онлайн, затем прослушали курс и выполнили по нему домашнее задание. Освоив определенный объем знаний, они приехали на три дня в Москву. Здесь наши педагоги провели с ними очные занятия. Затем – заключительная стратегическая сессия, на которой они представляют свои проекты. После успешного прохождения такого курса они получают удостоверение о повышении квалификации на 72 часа.
В прошлом году к нам обратился департамент образования Якутии с просьбой провести курсы по медиа-среде для детских садов. Мы приглашали преподавателей из ВГИКа. Понятно, что на месте педагоги из Якутии не могли получить такие компетенции, специально для них мы составили индивидуальный курс. Организация индивидуальных курсов для МПАДО – распространённая практика.
Если говорить в целом об очных и дистанционных курсах, то и те, и другие имеют свои плюсы и минусы. Педагогика – это своего рода искусство, которое передается «из уст в уста». В этом смысле с появлением интернета, новых технологий ничего не изменилось. Можно принять какие-то знания, но воспитать человека можно только вживую. Важно общение. Лектору также важна реакция слушателей.
Основное достоинство онлайн-обучения – такие курсы слушатели могут проходить в удобное для них время. Потому что в оффлайне приходится выпадать из работы на длительный срок.
Сейчас информации слишком много и невозможно быть одновременно в разных местах, чтобы всё узнать, за всем уследить. В данном случае онлайн-лекции просто незаменимы.
Ирина Ильинична, современные образовательные технологии стремительно меняются, появляются новые методики. Как педагогу уследить за всеми инновациями?
– Это практически невозможно, так как в эпоху постправды (термин, обозначающий, что используется непроверенная информация), никто не даст гарантий, что даже самая правдоподобная информация отражает реальное положение вещей. Нам еще предстоит учиться оперировать потоками этой информации и научить этому детей. Сегодняшний мозг человека к этому пока не приспособился. Сейчас очень много курсов – разного качества и направления, на этих курсах можно получить представление о новых технологиях. Кроме того, можно обмениваться опытом с другими специалистами. Есть педагоги, которые переписываются с зарубежными коллегами, некоторые владеют языком и могут что-то читать в интернете, но таких специалистов мало. Одна из причин: система работы педагогов-дошкольников, которая установилась сегодня, не позволяет им даже дышать. Педагоги работают по 12 часов в сутки, часто без подмены, во многих группах есть дети с ОВЗ, и это «съедает» очень много сил. Как правило, в детский сад таких детей привозят без сопровождающего, что вопиющее нарушение каких-либо правил. И когда воспитатель приходит домой, у него еще есть семья и обязанности по отношению к семье. Следовательно, ему чрезвычайно сложно дома заниматься повышением квалификации. Поэтому особая ответственность ложится на плечи лекторов на курсах повышения квалификации, они должны донести сведения о новых технологиях до слушателей.
Но мы понимаем прекрасно, что и у педагогов, и у лекторов сегодня очень мало возможностей оперировать этой информацией, потому что в высшей школе создана такая схема работы, когда количество заполняемых бумаг ставит лектора в позицию писарчука, а вовсе не человека, который призван изучать, что нового происходит в науке и практике, и обрабатывать это новое, анализировать его, действительно ли эти инновации так хороши, как говорят, и передавать ученику. Высшая школа сейчас практически работает вхолостую.
Но существуют и другие возможности, есть частные учебные заведения, в которых многие вещи легче сделать. В МПАДО мы следим за новшествами, наши преподаватели специально «заточены» на работу с инновационными продуктами. В этом очень сильно помогает проводимая нами конференция ECCE, на которой собираются лучшие педагогические силы – как российские, так и зарубежные, поэтому мы можем чуточку больше.
А методические службы в детских садах готовы оказывать поддержку воспитателям, стимулировать процесс повышения квалификации?
– К сожалению, методические службы в детских садах (если не говорить о Москве, где они практически разрушены) трудятся в той же информационной среде. Существуют ресурсные центры, где предполагается наличие методистов. Там, где работа хорошо поставлена, и руководство понимает значение методической службы, оно всё делает для её сохранения и интенсивного использования. Но это далеко не всегда получается. Более того, объединение детских садов со школами просто разрушило методическую службу детских садов, потому что, к сожалению, учителя совершенно не знакомы с методикой работы в дошколке. Сейчас это не учитывается, более того, интересы дошкольного учреждения, влившегося в школу, отстаивать некому, потому что у руководителя такого комплекса зачастую нет заместителя, разбирающегося в дошколке. По этой причине на МПАДО ложится ответственность за наших педагогов, когда речь идет о повышении качества образования. Как мы видим, некоторые административные решения, которые принимаются не на муниципальном уровне, а на федеральном, способствуют разрушению этого качества. Хотя формально мы все ратуем за повышение качества.
Не лишним будет сказать, что дошкольное образование сегодня является базовой ступенью образования. Что только на уровне дошкольного образования преодолеваются разрывы в образовании, с которыми должны бороться политики и образовательные сообщества. Это признано одной из основных целей для любого государства – преодоление разрывов в образовании. Они резко снижают качество не только образования, но и экономики в целом.
Дошкольное образование является базовым элементом любой образовательной системы, потому что оно определяет успешность обучения в школе, вузе, и в дальнейшем – поиск работы. Индивидуальная траектория человека складывается в дошкольном детстве. Поэтому сегодня вопросы обеспечения качества дошкольного образования стоят очень остро.