Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Все новости
    • Новости

    История дошкольного образования: раньше и сейчас

    Дошкольное образование уходит корнями в 1500-е годы. В этой статье мы исследуем происхождение дошкольного образования и множество факторов, которые делают эту область такой, какой она является сегодня.

    Ознакомившись с историей дошкольного образования, мы рассмотрим различные учебные программы, доступные сегодня, и оценим различия в подходах к составлению программ.

    История дошкольного образования

    Мартин Лютер

    Корни раннего детского образования — в начале 1500-х годов, когда Мартин Лютер (1483-1546) вывел концепцию обучения детей. В те времена очень немногие умели читать, а многие были неграмотными. Мартин Лютер считал, что образование должно быть всеобщим, и подчеркивал, что образование укрепляет семью и общество. Лютер считал, что детей следует обучать самостоятельному чтению, чтобы они могли иметь доступ к Библии. Это означало, что обучение детей чтению в раннем возрасте принесло бы огромную пользу обществу.

    Ян Амос Коменский

    Следующим, кто развивал эту идею, был Ян Амос Коменский (1592-1670), который твердо верил, что обучение детей основано на сенсорном исследовании. Коменский написал первую детскую книжку с картинками, пропагандирующую грамотность.

    Джон Локк

    Затем был Джон Локк (1632- 1704), придумавший знаменитый термин «чистый лист», также известный как tabula rasa, который постулировал, что именно так дети начинают свою жизнь, а окружающая среда заполняет их метафорическую «доску».

    Фридрих Фрёбель

    Главным вдохновителем дошкольного образования был Фридрих Фрёбель (1782-1852), который считал, что дети учатся через игру. Он разработал систему подготовки педагогов, в которой подчеркивал важность наблюдения и разработки программ и занятий, основанных на уровне навыков и подготовленности ребенка. Фрёбель формализовал систему дошкольного воспитания, а также основал первый детский сад.

    Мария Монтессори

    Развивая эту концепцию, Мария Монтессори (1870-1952) рассматривала детей как источник знаний, а педагога — как социального инженера. Она рассматривала образование как средство улучшения жизни детей, подразумевая, что среда обучения так же важна, как и само обучение. Она придерживалась мнения, что сначала следует развивать чувства детей, а затем уже интеллект. Метод Монтессори является международно признанной моделью обучения детей.

    Жан Пиаже

    Жан Пиаже (1896-1980) разработал теорию обучения, согласно которой развитие детей разбивается на ряд стадий (сенсомоторная, дооперационная, стадия конкретных операций, стадия формальных операций). Пиаже выдвинул теорию, что дети учатся посредством прямого и активного взаимодействия с окружающей средой 

    Лев Выготский

    Лев Выготский (1896-1934) предложил социокультурную концепцию развития детей. Он считал, что социальное взаимодействие обеспечивает среду для когнитивного, социального и языкового развития детей. Выготский считал, что дети учатся, закрепляя свои навыки; это означало, что более способный член сообщества /социума будет помогать ребенку в выполнении задач, которые находятся в пределах или чуть выше возможностей ребенка, что также известно как зона ближайшего развития. Выготский подчеркивал важность сотрудничества и создания разновозрастных групп детей для содействия приобретению знаний и навыков.

    Джон Дьюи

    Джон Дьюи (1859-1952) был твердо убежден, что обучение должно исходить из интересов детей, что является основополагающим. Педагог должен поощрять интерес детей к открытиям и исследованиям. Дьюи рассматривал класс как место для развития общественного сознания, и, следовательно, класс должен управляться демократическим путем.

    Рудольф Штайнер

    Рудольф Штайнер (1861-1925), создатель философии и школ вальдорфского образования, был сосредоточен на развитии свободных и морально ответственных личностей с высоким уровнем социальной компетентности. Штайнер разделил детство на три этапа развития: от дошкольного возраста до 6 лет (обучение на основе опыта), от 6 до 14 лет (формальное образование) и от 14 лет (концептуальное/академическое образование).

    Эрик Эриксон

    Эрик Эриксон (1902-1994) разработал психосоциальные стадии развития детей, где родитель и педагог играют ключевую роль в поддержке успеха ребенка на каждой стадии для достижения положительного результата. Эриксон подчеркивал, что социально-эмоциональное развитие является ключевым компонентом учебной программы для детей младшего возраста.

    Лорис Малагуцци

    Лорис Малагуцци (1920-1994), основатель подхода «Реджио-Эмилия», названного в честь первого детского центра, открытого в итальянском городе Реджио-Эмилия, был убежденным сторонником документирования обучения и интересов детей, на основе которых педагоги строили свою программу на последующие дни.

    Дэвид Вайкарт

    Дэвид Вайкарт (1931-2003), основатель компании HighScope, который опирался на теории Пиаже, Дьюи и Выготского, и в первую очередь фокусировался на интеллектуальном созревании ребенка. Знаковым исследованием, получившим широкую известность, стал проект Perry Preschool в 1962 году. В рандомизированном контролируемом исследовании приняли участие 123 ребенка с одинаковым уровнем подготовки, разделенные на две группы; одна из них проходила обучение по программе HighScope, в то время как контрольная группа продолжала традиционное обучение. Результаты показали повышение успеваемости детей, их приверженности к учебе и рост заработной платы педагогов.

    В целом, все теоретики раннего образования хотели бы видеть достижение общей цели — успешного развития детей в раннем детстве. Методы достижения этой цели различаются в структуре каждой учебной программы.

    Современная учебная программа по уходу за детьми: краткое руководство

    Тематическое обучение

    Этот метод обучения основан на определенных темах, которые могут возникать из разных источников, таких как сезонные изменения/погодные условия, предстоящие события, интересы педагога и религиозные события. Тематическое обучение также может быть основано на прямом обучении. Обучение основывается не на качественных особенностях интересов ребенка, а на количественной оценке содержания обучения преподавателем. Это означает, что планирование программы может осуществляться на недели и месяцы вперед. Преимущество этого заключается в том, что педагог точно знает, чему он учит. Недостатком является то, что то, чему он учит, может не представлять интереса для ребенка в данный момент, что приводит к его отстраненности. Обучение в классе очень структурировано и зависит от текущей темы. Это означает, что весь материал в классе будет иметь какое-то отношение к рассматриваемой теме.

    Монтессори

    Центры по уходу за детьми на базе системы Монтессори доступны по всему миру. Поскольку Монтессори – очень специфический стиль, для школ Монтессори и педагогов существует руководящий орган, через который они должны проходить сертификацию. Это важно отметить, поскольку центры могут заявлять о себе как о «Монтессори», но на самом деле не придерживаться истинного метода Монтессори. Рассматривая возможность помещения вашего ребенка в класс Монтессори, имейте в виду, что класс структурирован с учетом индивидуальных особенностей ребенка и его интересов. Это означает, что дети в классе получают возможность самостоятельно изучать и использовать материал. Это может быть неэффективно для некоторых детей, которым может потребоваться более структурированная среда обучения. Также могут возникнуть трудности при переходе в традиционные или «обычные» школы.

    HighScope

    Этот метод уникален, поскольку возможности обучения разбиты на три основных компонента — от процесса «планируй-делай-пересматривай» до процесса обучения. Дети тратят определенное количество времени на планирование того, что они будут делать, прежде чем действовать в соответствии с этим. Это включает описание материалов, которые они будут использовать, другим детям, с которыми они будут взаимодействовать. Когда дети «делают», они целенаправленно выполняют свой план. После занятия они «просматривают» или обсуждают со взрослым и/или другими детьми то, что сделали и чему научились.

    HighScope оценивает ребенка на основе индивидуальных отметок, разбитых по следующим категориям:

    • подходы к обучению;

    • социальное и эмоциональное развитие;

    • физическое развитие и здоровье;

    • язык/грамотность/коммуникация;

    • математика;

    • художественное творчество;

    • наука и техника;

    • социальные исследования.

    На родительских собраниях эти истории рассказываются родителям, чтобы продемонстрировать, что обучение происходит в рамках различных категорий. Центры HighScope должны быть аккредитованы руководящим органом HighScope, как и школы Монтессори, потому что они могут называть себя HighScope, но на самом деле не являются членами сообщества HighScope и не могут быть признаны аккредитованными.

    Реджио-Эмилия

    Этот подход в значительной степени направлен на документирование процесса обучения детей, а также на то, чтобы позволить им по-настоящему проявить свои интересы. Родители и педагоги, как сообщество, поддерживают процесс обучения ребенка в течение всего времени, пока они находятся в центре, созданном в стиле Реджио. Обучение разбито на открытые проекты. Детям предлагаются определенные концепции, которые они должны решить с помощью исследований, вопросов и экспериментов. Особое внимание уделяется искусству, которое является средством, позволяющим ребенку выражать мысли и эмоции с помощью различных средств. Реджио также стремится познакомить детей с природой, что означает, что они часто играют на свежем воздухе в обстановке, способствующей использованию природных предметов из окружающей среды. Стандартизированных тестов нет, а обучение осуществляется с помощью проектов, и документируется педагогами.

    Вальдорф

    При этом методе обучения дети знакомятся с гуманным, социально ответственным и сострадательным подходом к окружающему миру. Как правило, педагог, работающий с одной группой детей, остается с этой группой и по мере того, как они становятся старше и переходят из одного класса в другой. На уроках объединены искусство и наука. В вальфдорских школах в классе отсутствуют современные технологии. Однако эта методика ориентирована на чтение только после достижения ребенком семилетнего возраста, с акцентом на рассказывание историй и обучение через игру. Частью вальдорфской программы подготовки педагогов является изучение антропософии, разработанной Рудольфом Штайнером.

    Применение программ: смешанный подход в сравнении с традиционным

    Учитывая разнообразие подходов к дошкольному образованию, возникает вопрос: какой из методов лучший? Или, что более уместно, преобладает ли один метод над другим? Короткий и, возможно, разочаровывающий ответ таков: это зависит от обстоятельств. Некоторые программы предпочитают традиционный подход, придерживаясь чистого учебного плана. Монтессори и вальдорфский подход могут применяться не только в раннем детстве, но и в старшей школе.

    При этом важно понимать, что методы и педагогика – это основы, которые могут вдохновлять практику, а не быть шаблонными инструментами. В настоящее время все чаще в программах используется смешанный подход, включающий в свою программу два или более методов. Это связано с тем, что у каждого метода есть свои неоспоримые преимущества в том, чтобы учитывать аспекты дошкольного образования и адаптировать их для вовлечения детей.

    Представьте себе учебную программу, построенную на основе сочетания различных методов, которые позволяют учителям находить баланс между методическим обучением и конструктивным обучением. Развивая этот эксперимент дальше, можно было бы технически опираться на Реджио с его сообществом и документацией; Монтессори с его независимыми самонаправленными исследованиями; Вальдорф за интеграцию искусства и общественного сознания и, наконец, High Scope за его бесценный трехэтапный процесс, обеспечивающий целенаправленный, планируемый и осмысленный процесс обучения.

    В конечном счете, выбор учебной программы сводится к миссии детского сада. Является ли его целью содействие сообществу, или привнесение структуры в процесс, или возвращение детей к природе, или что-то совершенно новое? Вот вопросы, которые помогут разработать учебную программу.

    По материалам портала lillio.com

    Подписывайтесь на канал журнала "СДО" в Телеграм

    4-й Фестиваль образования Старт АП
    Четвертый фестиваль образования Старт АП пройдет в ЦДХ на Крымском валу с 18 по 20 сентября 2015 г. Фестиваль образования Старт АП – масштабный образовательный проект, который с 2012 года ежегодно проходит в Центральном Доме Художника.
    ПОДРОБНЕЕ
    0
    С Новым годом, друзья!

    Дорогие читатели журнала «Современное дошкольное образование»! От всей души поздравляем вас с волшебным праздником, символизирующим обновление и надежду, – Новым Годом!

    ПОДРОБНЕЕ
    0
    История дошкольного образования монтессори вальфдорф реджио-эмилия выготский пиаже коменский

    Назад к списку
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью