Значительное внимание в ходе работы Конгресса было уделено вопросам участия кафедр в реализации принятых Генеральной Ассамблеей ООН в 2015 году Целей Устойчивого Развития, Программы ЮНЕСКО «Образование – 2030», Национальным проектам стратегического развития РФ на период до 2024 года.
В работе конгресса приняла участие Генеральный директор ЮНЕСКО г-жа Одре Азуле. На пленарном заседании она уделила внимание миссии и наиболее важным аспектам деятельности ЮНЕСКО по развитию образования, культуры, коммуникаций, подчеркнув, что это требует мультидисциплинарного подхода и вклада многих исследователей.
– Мы ведем размышления на тему: как в XXI веке соединить академический мир образования с технологическим миром. Образование – для того, чтобы жить вместе, сохранять культурное и лингвистическое разнообразие, и мы должны вместе сделать так, чтобы каждый мог выразиться через разнообразие языка, включая и академическую сферу, – отметила она.
В рамках конгресса ректор государственного университета управления (ГУУ) Иван Лобанов впервые представил международному сообществу кафедру ЮНЕСКО «Социально-правовые и этические основы общества знаний». Он рассказал о том, как кафедра планирует участвовать в образовательных, научных и культурных программах, привлекать экспертное сообщество в ГУУ в соответствии с целями Среднесрочной стратегии ЮНЕСКО на 2014–2021 гг.
На конгрессе был подведен итог деятельности российской сети УНИТВИН за период 2015–2019 гг., обсуждалось участие кафедр ЮНЕСКО в реализации программных приоритетов Организации, утвержденных 39-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО. В рамках конгресса также состоялось заседание Координационного комитета кафедр ЮНЕСКО, на котором доктор психологических наук, профессор, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование», ректор МПАДО Н.Е. Веракса был избран в состав Координационного комитета кафедр ЮНЕСКО России.
Конгресс кафедр ЮНЕСКО стал эффективной площадкой для обмена опытом в области российского и зарубежного образования, способствуя в дальнейшем становлению качественного образования во всем мире.
Справка. Согласно данным ЮНЕСКО, на данный момент в 116 странах мира открыто 678 кафедр ЮНЕСКО. Все они – участники сетевого межуниверситетского партнерства в рамках принятой 26-й сессией Генеральной Конференции ЮНЕСКО в 1992 году Программы УНИТВИН / Кафедры ЮНЕСКО. Основной целью данной Программы определено содействие развитию устойчивого международного сотрудничества научно-исследовательских учреждений и университетов во всех приоритетных областях ЮНЕСКО: образование, естественные и гуманитарные науки, культура, а также коммуникация и информация. На современном этапе развития кафедры ЮНЕСКО представляют собой международные научно-образовательные центры передового опыта, призванные быть в авангарде инновационных процессов в областях их непосредственной научной деятельности, держать руку на пульсе событий, происходящих в образовательной и иных приоритетных сферах деятельности ЮНЕСКО.
Работа российских кафедр ЮНЕСКО ведется в соответствии с положениями данной Программы. Сегодня в Российской Федерации 65 кафедр ЮНЕСКО и 200 отделений. Функции координации деятельности кафедр ЮНЕСКО возложены на Координационный комитет, созданный при Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. Всероссийские конгрессы кафедр ЮНЕСКО проводятся каждые четыре года, в том числе для обмена опытом, выработки рекомендаций по совершенствованию научной и образовательной деятельности.