На круглом столе выступили ведущие эксперты в области дошкольного образования, представители ведущих вузов страны, научно-исследовательских центров, общественных организаций.
В ходе круглого стола обсуждались вопросы преемственности детского сада и школы (Н.Е. Веракса – доктор психологических наук, профессор, ректор Международной педагогической академии дошкольного образования, руководитель лаборатории психологии и педагогики способностей Института психолого-педагогических проблем РАО).
Николай Евгеньевич отметил следующие моменты, которые представляются очень важными в свете нашего форума:
– Исследования показывают, что фундаментальный элемент развития – регуляторное развитие, которое определяет успешность в будущем. Одной из составляющих регуляторного развития является произвольность, которая невозможна без эмоционального переживания. Мы не можем заставить детей одинаково переживать, отсюда следствие - необходимо услышать «голос ребенка». Это справедливо, однако, мы должны понимать, что переживания в школьном возрасте – не являются основой развития, в отличие от дошкольного. В школьном возрасте важно усвоение предметных областей. Чтобы подготовить ребенка к школе, в детском саду необходимо соединить несоединимое. Поэтому двойственный взгляд на ребенка должен быть доступен воспитателю, и этот взгляд включает пространство обязательное и пространство свободы.
Таким образом, мы имеем две формы развития – творчество и образование. Владение этими формами требуют другого уровня подготовки педагога. Мы не можем реализовать уровень образования только в детском саду. Наряду с ним есть семья. Здесь возникает проблема понимания миссии дошкольным учреждением, так как миссия дошкольного образования реализуется воспитателем.
Готова ли школа учитывать то, что мы делаем в детском саду?
О разрывах в дошкольном образовании рассказала И.И. Комарова – проректор МПАДО, ведущий научный сотрудник СОПС / ВАВТ МЭР РФ.
О путях преодоления проблем образования рассуждал Е.А. Ямбург – заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, академик РАО, директор Центра образования №109 (Москва), больше известного как «Школа Ямбурга»:
– Выступая на круглом столе Форума «Ориентиры детства 3.0», посвященного проблемам воспитания, я не могу не коснуться программы воспитания для дошкольного образования. Документ получился сырой и опасный. Я не хочу анализировать худой документ, но хочу рассказать, как нам нужно развиваться, чтобы реально преобразовывать систему образования.
У нас есть мнимые и реальные угрозы. Сегодня реальная угроза – в том, что полностью здоровы 12% детей. Чтобы хоть как-то уменьшить этот процент, нужна ранняя диагностика. Чтобы у нас было раннее выявление, нужен союз дефектолога–психолога–воспитателя и родителя. Диагностика нам нужна не ради диагностики, а ради коррекции.
Вторая проблема – дети, не говорящие на русском языке. Их число растет, и в Москве есть территории, где нет русскоговорящих детей.
Третья проблема. В развитии детей большую роль играют ролевые игры, а воспитатели не умеют в них играть.
Что нужно делать:
- Необходимо сформировать иную психологию родителей. Родители не понимают, что такое детский сад и чем он отличается от школы.
- Нужна командная работа и нужно изменение в законодательстве, чтобы развивать инклюзивное образование.
- СДВГ – разрушение эмоциональной сферы. Кто из педагогов обучен работать с этими детьми, которых в детском саду и школе всё больше и больше? Нужно изменение системы педобразования.
- Дошкольное образование – отдельная ступень образования, ориентированная на метапредметное познание, в отличие от школьного.
- В педагогике быстрые результаты – обман. Сказка для взрослых.
Также на круглом столе были подняты следующие проблемы:
- Система дошкольного образования: взгляд изнутри (Новикова С.Е. – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник РАНХиГС),
- Нравственное развитие как отражение глобальных вызовов дошкольного образования (Авдулова Т.П. – доцент кафедры возрастной психологии МПГУ),
- Социальный запрос 2021: Культура. Коммуникация. Познание (Изотова Е.П. – заведующая кафедры возрастной психологии МПГУ),
- Медиаобразование: школа vs детский сад (Демидов А.А. – старший научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС),
- Воспитание как целенаправленная профессиональная деятельность педагога (Губанова Н.Ф. – доцент кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста МПГУ).
Вторая часть круглого стола была посвящена обсуждению необходимости создания независимого общественного совета по дошкольному образованию, темы, которые совет мог бы рассмотреть в первую очередь, глобальные проблемы дошкольного образования и обсуждение первых итогов Форума. С таким предложением выступила Президент АРКАДО (Ассоциации развития качества дошкольного образования) Дорофеева Э.М.
В обсуждении приняли участие представители РАНХиГС (А.А. Демидов), ФИРО (Алиева Э. Ф. – и.о. директора института, Радионова О.Р. -– заместитель руководителя Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ), АСОУ (Соломенникова О.А. – доцент кафедры дошкольной педагогики, психологии и инклюзивного образования, Гладкова Ю.А. – заведующая кафедры дошкольной педагогики, психологии и инклюзивного образования), МГПУ (Кизимова Е.В. – помощник ректора МПГУ, Парамонова М.Ю. – декан факультета дошкольного образования МПГУ), МАНПО (Новикова Г.П.), Института изучения детства, семьи и воспитания РАО (Ушакова О.С.), ГБОУ г. Москвы «Школа № 109» (Ямбург Е.А.), ЛОИРО (Реброва В.И. – проректор института), ИРО Республики Татарстан (Латыпова Р.Э. -– ведущий научный сотрудник отдела реализации программ) и др.
Общее мнение высказала Галина Павловна Новикова, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, академик-секретарь Международной академии наук педагогического образования, которая сказала: «Независимый общественный совет дошкольного образования необходим. От нас зависит будут нас слушать или нет, а это, в свою очередь, зависит, от того, насколько важные и нужные для общества вопросы мы будем ставить и решать».
Проблема: 1. Наращивать у воспитателей культурные компетенции.
Проблема 2. Раннее выявление детей с отклонениями в развитии для сокращения инвалидизации
Проблема 3. Раннее выявление социопатов.
Проблема 4. Возвращение врачей в дошкольные учреждения.
Проблема 5. Не может быть налажена преемственность без сопряжения планов.