– Людмила Алексеевна, какие изменения произошли в академии за год после вашего избрания президентом?
– Пока мы решаем в РАО преимущественно организационные вопросы. Вы же понимаете, что за год в корне изменить ситуацию невозможно. В ходе широкомасштабной реорганизации, когда другие отраслевые академии присоединялись к Российской академии наук, РАО удалось сохранить свою самостоятельность. Но некоторые организационные изменения коснулись и нашей академии. Так, с 8 января (подписан приказ) все институты РАО переданы в ведение Минобрнауки России. В процессе реформы некоторые из них будут объединены или изменят статус институтов на статус центров и останутся работать в составе РАО. Так, например, в скором времени у нас впервые появится междисциплинарный Центр русского языка.
В конце апреля я встречалась с Владимиром Владимировичем Путиным и попросила его дать поручение правительству утвердить в этом году программу развития РАО до 2020 года, предусмотрев в структуре нашей академии создание и оснащение высокотехнологичным оборудованием инновационного инфраструктурного комплекса коллективного пользования «Российская научно-образовательная платформа». Он будет предназначен для исследований в сфере наук об образовании.
– Какие задачи сегодня стоят перед президентом Российской Академии Образования? Каковы, на ваш взгляд, основные перспективные направления развития академии?
– Мы продолжаем выстраивать социальное партнерство с государственными структурами. На сегодняшний день наладили продуктивное сотрудничество с Аппаратом Правительства России, Минобороны России, МЧС России, фондом «Русский мир», ОАО «РЖД». Мы, например, готовим программы подготовки психологов, готовы вести исследования, связанные с психологией работников силовых структур. Также мне очень хотелось бы развивать исследования, связанные с высшей школой, – раньше эта тематика в РАО вообще не затрагивалась. Сейчас в составе президиума академии работают ректоры семи вузов.
Еще одно перспективное направление, которое мы планируем активно развивать – это взаимодействие с регионами. Прежнее руководство академии не придавало значения этой работе – была даже мысль вообще её завершить. Но мы так не считаем. Сейчас у нас три отделения в регионах (в Северо-Западном, Сибирском и Южном федеральных округах), есть планы создания отделений в других регионах России.
Планируется расширение участия РАО в работе всероссийского молодежного форума «Селигер». В этом году в рамках педагогической смены Федерального проекта «Учитель будущего» перед молодыми преподавателями-участниками форума на Селигере выступил академик-секретарь отделения общего среднего образования РАО, академик РАО Станислав Петрович Ломов.
– Насколько нам известно, вы занялись активным продвижением РАО в интернете. Инициировали создание официального сайта, создали аккаунты в социальных сетях. Для чего?
– Я считаю для себя важной задачей популяризировать деятельность академии всеми возможными способами. Нужно объяснять не только учёным, но и учителям, родителям, детям, чем мы занимаемся, приводить конкретные примеры наших прикладных разработок. Действительно, до моего прихода в РАО академия практически не была представлена в интернет – пространстве. Поэтому сейчас в медийном пространстве у РАО началась новая жизнь.
На сегодня в фейсбуке у нас более 2 тысячи подписчиков, из них три четверти – люди, деятельность которых так или иначе связана с образованием. Активно набирает обороты страничка РАО в твиттере, там более 4 тысяч подписчиков. Наши академики активно присутствуют в масс-медиа, обсуждают в блогах и социальных сетях различные проблемы сферы образования.
– РАО принимает участие в экспертизе учебников для нового федерального перечня. Но если раньше от академиков поступали положительные отзывы, то в этом году они забраковали около сотни учебников. По какой причине?
– Я и коллеги, пришедшие в академию вместе со мной, подключились к работе, когда новый порядок проведения экспертизы учебников уже был утвержден. Важное отличие новой процедуры заключалось в том, что впервые к проведению экспертизы РАО привлекла независимых экспертов – по три эксперта для каждого учебника. Мы пригласили людей со свежим взглядом, в том числе школьных учителей и методистов, которые раньше не участвовали в федеральной экспертизе, и у нас нет причин им не доверять.
– Людмила Алексеевна, что вы можете сказать по поводу идеи создания единого учебника по литературе?
– Я против этого! Даже в советское время был не один учебник – выбирали из двух-трех. Но самое главное, хорошие преподаватели никогда не учили по учебнику.
– По инициативе Департамента образования столицы в конце прошлого года в Москве стартовал новый проект – «Лекторий для учителей». Вы стали в нем первым лектором и открыли новый цикл лекций для московских учителей. О чем шел разговор?
– О значимости культуры речи и русского языка в современном мире, а также о проблемах преподавания русского языка и литературы в школе. Недавно был совет по русскому языку при правительстве. Все выступающие преимущественно беспокоились о том, как мы продвигаем его за пределы нашей Родины. И только я одна говорила о том, что в первую очередь нужно подумать о состоянии русского языка внутри России. Нужно давать будущим преподавателям словесности глубокие знания и фундаментальное образование и найти способ заинтересовать их в работе с детьми. Кстати, я очень довольна, что сочинение вернули в разряд обязательных экзаменов для выпускников. Считаю, что для получения аттестата о полном среднем образовании выпускники должны быть в состоянии написать полноценное сочинение, а не только маленькое эссе.
– В этом году, 20–22октября, Министерство образования и науки России совместно с Российской академией образования и Российским книжным союзом проводят в Сочи II Всероссийский съезд работников дошкольного образования. Почему это так важно?
– Дошкольники – это не просто часть школы, а ее основа. Государство всерьез взялось за решение проблем дошкольного образования: нужно ликвидировать очереди в детские сады, обеспечить для детей комфортные условия, устранить дефицит кадров и повысить их качество, рассмотреть возможность увеличения заработной платы воспитателям, гарантировать строительство и реконструкцию детских садов. В прошлом году в России для обсуждения этих вопросов впервые был организован съезд работников дошкольного образования. Это действительно историческое событие! Кроме того, впервые в нашей истории был разработан и вынесен на обсуждение экспертов Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. В этом году работа по всем этим направлениям будет продолжена.
К сожалению, до сих пор РАО замыкалась на школьном образовании. Я думаю, это не вполне верно. Человек начинает учиться с момента рождения и до самой смерти. Именно поэтому я предложила ректорам ведущих вузов подключиться к совместной работе и пригласила в президиум академии министра образования и науки России Дмитрия Ливанова. А он, в свою очередь, обратился ко мне, чтобы я вошла в коллегию министерства. Так что теперь мы вместе работаем очень плотно, в том числе и по вопросу развития дошкольного образования.
– Как вам удается совмещать президентство в РАО с преподавательской деятельностью в Петербургском госуниверситете, и при этом оставаться энергичной и везде успевать?
– Всю жизнь я работаю в очень динамичном режиме и совмещаю несколько видов деятельности, я к этому привыкла, и мне это нравится. Стараюсь не откладывать важные решения «на потом». Все мои дни распланированы на несколько месяцев вперёд, и я всегда держу под рукой ежедневник. Обычно, сплю не больше 4–5 часов в сутки, много времени провожу в дороге – в поездах, самолетах, в автомобиле. Всегда использую время в дороге для работы с документами, для телефонных звонков, словом, для планирования дальнейшей работы. Продолжаю читать лекции студентам в родном университете и не хочу от этого отказываться! Вообще общение со студентами очень важно для меня – я вижу, как меняется наша молодежь, слышу их речь (а это для филолога-русиста очень важно!), общаюсь с ними в неформальной обстановке и заряжаюсь их энергией.
Людмила Вербицкая родилась 17 июня 1936 г. в Ленинграде. Окончила Ленинградский государственный университет (ЛГУ) по специальности «русский язык и литература» в 1958 г. С 1958 г. работала лаборантом, аспирантом кафедры фонетики филологического факультета, младшим научным сотрудником, ассистентом, доцентом ЛГУ; с 1979 г. – профессор кафедры фонетики, с 1985 г. – заведующая кафедрой общего языкознания.
В 1994 г. была избрана ректором Санкт-Петербургского государственного университета. Автор более 300 научных работ в области общего языкознания, фонетики, фонологии и методики преподавания русского языка; академик Российской академии образования; почетный доктор ряда зарубежных университетов; член Совета по русскому языку при правительстве РФ. Имя «Вербицкая» присвоено малой планете №7451.
Записал О. Иванов