Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Все новости
    • Новости

    Людмила Вербицкая: «Человек должен учиться с рождения до самой смерти»

    Людмила Вербицкая: «Человек должен учиться с рождения до самой смерти»

    Известный учёный-лингвист Людмила Алексеевна Вербицкая – первая женщина на посту ректора Санкт-Петербургского государственного университета. Год назад, в октябре 2013 года, она была избрана президентом Российской академии образования (РАО). Сегодня президент СПбГУ и президент РАО Л.А. Вербицкая рассказала читателям о том, как меняется академия, о достижениях и итогах первого года своей работы в РАО.

    – Людмила Алексеевна, какие изменения произошли в академии за год после вашего избрания президентом?

    – Пока мы решаем в РАО преимущественно организационные вопросы. Вы же понимаете, что за год в корне изменить ситуацию невозможно. В ходе широкомасштабной реорганизации, когда другие отраслевые академии присоединялись к Российской академии наук, РАО удалось сохранить свою самостоятельность. Но некоторые организационные изменения коснулись и нашей академии. Так, с 8 января (подписан приказ) все институты РАО переданы в ведение Минобрнауки России. В процессе реформы некоторые из них будут объединены или изменят статус институтов на статус центров и останутся работать в составе РАО. Так, например, в скором времени у нас впервые появится междисциплинарный Центр русского языка.

    В конце апреля я встречалась с Владимиром Владимировичем Путиным и попросила его дать поручение правительству утвердить в этом году программу развития РАО до 2020 года, предусмотрев в структуре нашей академии создание и оснащение высокотехнологичным оборудованием инновационного инфраструктурного комплекса коллективного пользования «Российская научно-образовательная платформа». Он будет предназначен для исследований в сфере наук об образовании.

    – Какие задачи сегодня стоят перед президентом Российской Академии Образования? Каковы, на ваш взгляд, основные перспективные направления развития академии?

    – Мы продолжаем выстраивать социальное партнерство с государственными структурами. На сегодняшний день наладили продуктивное сотрудничество с Аппаратом Правительства России, Минобороны России, МЧС России, фондом «Русский мир», ОАО «РЖД». Мы, например, готовим программы подготовки психологов, готовы вести исследования, связанные с психологией работников силовых структур. Также мне очень хотелось бы развивать исследования, связанные с высшей школой, – раньше эта тематика в РАО вообще не затрагивалась. Сейчас в составе президиума академии работают ректоры семи вузов.

    Еще одно перспективное направление, которое мы планируем активно развивать – это взаимодействие с регионами. Прежнее руководство академии не придавало значения этой работе – была даже мысль вообще её завершить. Но мы так не считаем. Сейчас у нас три отделения в регионах (в Северо-Западном, Сибирском и Южном федеральных округах), есть планы создания отделений в других регионах России.

    Планируется расширение участия РАО в работе всероссийского молодежного форума «Селигер». В этом году в рамках педагогической смены Федерального проекта «Учитель будущего» перед молодыми преподавателями-участниками форума на Селигере выступил академик-секретарь отделения общего среднего образования РАО, академик РАО Станислав Петрович Ломов.

    – Насколько нам известно, вы занялись активным продвижением РАО в интернете. Инициировали создание официального сайта, создали аккаунты в социальных сетях. Для чего?

    – Я считаю для себя важной задачей популяризировать деятельность академии всеми возможными способами. Нужно объяснять не только учёным, но и учителям, родителям, детям, чем мы занимаемся, приводить конкретные примеры наших прикладных разработок. Действительно, до моего прихода в РАО академия практически не была представлена в интернет – пространстве. Поэтому сейчас в медийном пространстве у РАО началась новая жизнь.

    На сегодня в фейсбуке у нас более 2 тысячи подписчиков, из них три четверти – люди, деятельность которых так или иначе связана с образованием. Активно набирает обороты страничка РАО в твиттере, там более 4 тысяч подписчиков. Наши академики активно присутствуют в масс-медиа, обсуждают в блогах и социальных сетях различные проблемы сферы образования.

    – РАО принимает участие в экспертизе учебников для нового федерального перечня. Но если раньше от академиков поступали положительные отзывы, то в этом году они забраковали около сотни учебников. По какой причине?

    – Я и коллеги, пришедшие в академию вместе со мной, подключились к работе, когда новый порядок проведения экспертизы учебников уже был утвержден. Важное отличие новой процедуры заключалось в том, что впервые к проведению экспертизы РАО привлекла независимых экспертов – по три эксперта для каждого учебника. Мы пригласили людей со свежим взглядом, в том числе школьных учителей и методистов, которые раньше не участвовали в федеральной экспертизе, и у нас нет причин им не доверять.

    – Людмила Алексеевна, что вы можете сказать по поводу идеи создания единого учебника по литературе?

    – Я против этого! Даже в советское время был не один учебник – выбирали из двух-трех. Но самое главное, хорошие преподаватели никогда не учили по учебнику.

    – По инициативе Департамента образования столицы в конце прошлого года в Москве стартовал новый проект – «Лекторий для учителей». Вы стали в нем первым лектором и открыли новый цикл лекций для московских учителей. О чем шел разговор?

    – О значимости культуры речи и русского языка в современном мире, а также о проблемах преподавания русского языка и литературы в школе. Недавно был совет по русскому языку при правительстве. Все выступающие преимущественно беспокоились о том, как мы продвигаем его за пределы нашей Родины. И только я одна говорила о том, что в первую очередь нужно подумать о состоянии русского языка внутри России. Нужно давать будущим преподавателям словесности глубокие знания и фундаментальное образование и найти способ заинтересовать их в работе с детьми. Кстати, я очень довольна, что сочинение вернули в разряд обязательных экзаменов для выпускников. Считаю, что для получения аттестата о полном среднем образовании выпускники должны быть в состоянии написать полноценное сочинение, а не только маленькое эссе.

    – В этом году, 20–22октября, Министерство образования и науки России совместно с Российской академией образования и Российским книжным союзом проводят в Сочи II Всероссийский съезд работников дошкольного образования. Почему это так важно?

    – Дошкольники – это не просто часть школы, а ее основа. Государство всерьез взялось за решение проблем дошкольного образования: нужно ликвидировать очереди в детские сады, обеспечить для детей комфортные условия, устранить дефицит кадров и повысить их качество, рассмотреть возможность увеличения заработной платы воспитателям, гарантировать строительство и реконструкцию детских садов. В прошлом году в России для обсуждения этих вопросов впервые был организован съезд работников дошкольного образования. Это действительно историческое событие! Кроме того, впервые в нашей истории был разработан и вынесен на обсуждение экспертов Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. В этом году работа по всем этим направлениям будет продолжена.

    К сожалению, до сих пор РАО замыкалась на школьном образовании. Я думаю, это не вполне верно. Человек начинает учиться с момента рождения и до самой смерти. Именно поэтому я предложила ректорам ведущих вузов подключиться к совместной работе и пригласила в президиум академии министра образования и науки России Дмитрия Ливанова. А он, в свою очередь, обратился ко мне, чтобы я вошла в коллегию министерства. Так что теперь мы вместе работаем очень плотно, в том числе и по вопросу развития дошкольного образования.

    – Как вам удается совмещать президентство в РАО с преподавательской деятельностью в Петербургском госуниверситете, и при этом оставаться энергичной и везде успевать?

    – Всю жизнь я работаю в очень динамичном режиме и совмещаю несколько видов деятельности, я к этому привыкла, и мне это нравится. Стараюсь не откладывать важные решения «на потом». Все мои дни распланированы на несколько месяцев вперёд, и я всегда держу под рукой ежедневник. Обычно, сплю не больше 4–5 часов в сутки, много времени провожу в дороге – в поездах, самолетах, в автомобиле. Всегда использую время в дороге для работы с документами, для телефонных звонков, словом, для планирования дальнейшей работы. Продолжаю читать лекции студентам в родном университете и не хочу от этого отказываться! Вообще общение со студентами очень важно для меня – я вижу, как меняется наша молодежь, слышу их речь (а это для филолога-русиста очень важно!), общаюсь с ними в неформальной обстановке и заряжаюсь их энергией.

    Людмила Вербицкая родилась 17 июня 1936 г. в Ленинграде. Окончила Ленинградский государственный университет (ЛГУ) по специальности «русский язык и литература» в 1958 г. С 1958 г. работала лаборантом, аспирантом кафедры фонетики филологического факультета, младшим научным сотрудником, ассистентом, доцентом ЛГУ; с 1979 г. – профессор кафедры фонетики, с 1985 г. – заведующая кафедрой общего языкознания.

    В 1994 г. была избрана ректором Санкт-Петербургского государственного университета. Автор более 300 научных работ в области общего языкознания, фонетики, фонологии и методики преподавания русского языка; академик Российской академии образования; почетный доктор ряда зарубежных университетов; член Совета по русскому языку при правительстве РФ. Имя «Вербицкая» присвоено малой планете №7451.

    Записал О. Иванов

    Подписывайтесь на канал журнала "СДО" в Телеграм

    Межрегиональная научно-практическая конференция «Векторы развития современного дошкольного образования. Территория инноваций». Северная Осетия-Алания
    30 ноября во Владикавказе прошла межрегиональная конференция «Векторы развития современного дошкольного образования. Территория инноваций», организованная Международной педагогической академией дошкольного образования при поддержке министерства образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, администрации местного самоуправления и собрания представителей Владикавказа, управления образования администрации местного самоуправления Владикавказа, Северо-Осетинского республиканского института повышения квалификации работников образования Владикавказа.
    ПОДРОБНЕЕ
    0
    Социогенетизм или биогенетизм кризиса двух лет: новый взгляд на проблемы поведения в будущем
    Иногда родителей начинает беспокоить поведение ребенка уже в раннем возрасте. Они не понимают, что с ним происходит: это лишь кризис двух лет или в будущем такое поведение перерастет в агрессию, воровство и драки?
    ПОДРОБНЕЕ
    0
    Людмила Алексеевна Вербицкая интервью

    Назад к списку
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью