На повестке - обсуждение форматов сотрудничества. В планах – реализация совместных образовательных и обучающих проектов, обмен практиками и научными исследованиями, встречи специалистов.
ПЕРЕГОВОРЫ С РЕКТОРОМ Чирчикского государственного педагогического института
Гафуржон Исроилович Мухамедов рассказал, что в республике порядка 10 000 специалистов дошкольного образования, которые нуждаются в программе повышения квалификации, однако сегодня существует острый дефицит кадров в области профильного «дошкольного» профессорско-преподавательского состава.
Руководству вуза удалось создать сплоченный, дееспособный, нацеленный на решение самых важных государственных задач коллектив, поэтому для смелых и амбициозных планов у ректора есть все основания.
Если коротко, то это: обеспечение программы обучения студентов современными образовательными методиками, приглашение опытных преподавателей, формирование качественных полноценных курсов повышения квалификации и переподготовки, привлечение передового международного контента.
Г.И.Мухамедов, ректор Чирчикского педагогического института, доктор химических наук, заслуженный деятель науки
Большое внимание ректор уделяет научной и исследовательской работе, ставит перед деканом дошкольного факультета задачи не только готовить конкурентоспособных молодых специалистов, но и наращивать число педагогической элиты, увеличивая объемы по программе защиты диссертаций. При институте уже создан свой детский сад как проектная площадка по отработке методик, в планах – строительство школы, обустройство уникальной зоны саморазвития для студентов и преподавателей. И все этот не мечты, а реальные планы.
Гафуржон Исроилович обозначил задачи, стоящие перед возглавляемым им институтом, которые практически полностью совпадают с программой развития МПАДО, поэтому участникам деловой встречи было легко найти общий язык и наметить совместные планы в области подготовки высококвалифицированных педагогических кадров для дошкольных образовательных организаций, в проведении научных исследований, направленных на решение научно-методических задач по развитию педагогического образования, во внедрении передовых зарубежных педагогических технологий, создании учебно-методической литературы с учетом исторических достижений педагогической науки и опыта образовательных учреждений зарубежных стран. Стороны подтвердили готовность развивать сотрудничество в области педагогики и совместной реализации учебных и научных проектов, образовательного и научно-исследовательского процесса.
ВСТРЕЧА С ДЕКАНОМ факультета дошкольного образования Чирчикского государственного педагогического института
Директор по развитию МПАДО Анна Александровна Еланская встретилась с деканом факультета дошкольного образования ЧГПИ Кахрамоном Мадаминовичем Ибадулаевым, чтобы подробнее расспросить об организации учебного процесса и особенностях подготовки специалистов.
- Кахрамон Мадаминович, факультет дошкольного образования – самый молодой в университете. Почему его до сих пор не было и чем вызвано такое повышенное внимание к подготовке специалистов-дошкольников?
- Действительно, институт ведет свою историю с того времени, как наше государство стало независимым, а это значит, что Чирчикскому педагогическому институту уже более 30 лет. В нашем вузе более 18 000 студентов, которые обучаются по самым разным дисциплинам, однако только в ноябре прошлого года создан факультет дошкольного образования. Это решение - отражение политики государства.
Кахрамон Мадаминович Ибадулаев -декан факультета дошкольного образования ЧГПИ
Наш президент высказал идею о необходимости повысить внимание к начальной ступени образования детей, а это означает, что следует не только строить новые дошкольные учреждения, но и готовить современные педагогические профессиональные кадры. У нас есть хорошие педагоги, психологи, но пока ощущается большой дефицит специалистов по дошкольному образованию. Времена меняются, поэтому меняется и менталитет общества, а вместе с ним - требования к воспитателям детского сада.
- Воспитание дошкольников – это задача не только и не столько педагогическая. Ее невозможно решить без поддержки семьи. И очень важно, чтобы родители разделяли те ценности, которые прививаются в детском саду и формируют личность ребенка.
- Да, это очень точная постановка проблемы. Найти общий язык с родителями – на самом деле очень большая проблема. Сегодня люди хотят просто хорошо жить, не прилагая к этому особых усилий. Семейные ценности утрачиваются, и это негативно влияет на детей. Это значит, надо работать с родителями. Мы недавно проводили пробный семинар с родителями наших студентов, оценили масштаб проблемы, которую нельзя ни игнорировать, ни обойти. Над ней надо работать.
- На конференции присутствовало много молодежи – ваших студентов. Какие они, будущие педагоги дошкольного образования Узбекистана?
- Хорошие у нас студенты. Очень старательные, внимательные, стремящиеся получить профессию, и главное – понимающие ответственность педагога перед всем обществом.
- Не могу не спросить о том, что удивило. Среди молодежи на конференции видела очень много юношей. Чем мотивированы будущие педагоги-мужчины?
- Эти ребята - студенты физкультурно-спортивного факультета. Пока наш менталитет не готов принять мужчин в качестве воспитателей детского сада, да и не секрет, что зарплата педагога-дошкольника недостаточно высокая. А мужчина должен гордиться своей работой и обеспечивать семью. Невысокий статус в общественном сознании пока не позволяет отнести профессию дошкольного педагога в разряд престижных, но мы будем стараться внести свой вклад в этом направлении.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее про ваш уникальный инновационный детский сад.
- Да, мы очень рады, что эта идея нашла отклик и понимание у руководства нашей страны и была реализована в очень короткие сроки. Теперь при институте есть необыкновенный детский сад, отвечающий всем запросам общества и системы образования сегодняшнего и даже завтрашнего дня. Но главное, что это не просто место, куда приводят почетных гостей или коллег для обмена опытом. Это наша вузовская научно-практическая лаборатория. Например, мы проводим такое исследование: к каждому ребенку прикрепляются пять студентов, каждый из них оценивает потенциал малыша и предлагает свою программу его индивидуальной траектории развития. Потом все мнения обсуждаются и принимается общее решение.
Знакомство делегации МПАДО с детским садом на базе Чирчикского педагогического института
- Это действительно очень интересный и полезный опыт. Такой подход к обучению и созданное между преподавателями и студентами единое сетевое профессиональное сообщество, нацеленное на результат, - прекрасная мотивация к саморазвитию будущих педагогов и получение ими, кроме знаний, мощного позитивного настроя, хорошего практического опыта и оптимального погружения в работу педагога-дошкольника.
Футбольная команда факультета дошкольного воспитания нацелена на победу
Студенческий конкурс рисунков «Мир глазами детей» дает прекрасную возможность для творческого самовыражения
Народные праздники учат будущих педагогов уважению к традициям, способствуют формированию нравственных ориентиров
ЗНАКОМСТВО с аудиториями вуза и профессорско-педагогическим коллективом
Декан факультета педагогики ЧДПИ, доктор педагогических наук, профессор Усаров Жаббор Эшбекович пригласил представителей МПАДО на экскурсию по институту.
Декан факультета педагогики ЧДПИ Усаров Жаббор Эшбекович
Панно в административном корпусе Чирчикского педагогического института – собирательный образ педагогики как науки, на которой держится благополучие и прогресс человечества
В распоряжении студентов – объемные библиотечные фонды классической бумажной учебной и образовательной литературы; практически безграничные электронные ресурсы; оснащенные компьютерами рабочие места; опытные консультанты.
В институтской библиотеке созданы все условия для работы студентов
Для гостей была организована встреча с педагогическим коллективом кафедры, на которой участники обменялись впечатлениями о конференции и о вузе, поделились новыми идеями и планами.
Декан факультета педагогики Усаров Ж.Э. выступил с приветственной речью и познакомил делегацию Международной педагогической академии дошкольного образования с преподавательским составом факультета.
Встреча с преподавателями
Убайда Юнусовна Файзиева – гордость узбекской системы образования
В ответном слове проректор по научной работе Международной педагогической академии дошкольного образования, кандидат исторических наук Комарова Ирина Ильинична рассказала аудитории об особенностях деятельности МПАДО, программе курсов повышения квалификации, о проводимых мероприятиях для профессионального сообщества России и всего мира. Директор по развитию МПАДО Еланская Анна Александровна поделилась позитивными впечатлениями о встрече со студентами, тепло поблагодарила руководство института за поддержку конференции и доброжелательный прием, подчеркнула открытость, предрасположенность вуза к международному сотрудничеству. Главный специалист Республиканского центра социальной адаптации детей Чаброва Татьяна Левановна познакомила аудиторию со спецификой взаимодействия по направлению «Инклюзивное образование» и подчеркнула социальную значимость основной и инициативной проектной деятельности вуза. После встречи для делегации была проведена экскурсия для знакомства с научной деятельностью профессорско-преподавательского состава.
На стенах института - портреты классиков и авторитетных заслуженных деятелей педагогической науки и практики. Среди них участник конференции, одна из самых известных и уважаемых людей Узбекистана Убайда Юнусовна Файзиева - кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией инклюзивного образования Республиканского центра «Ташхис».
На кафедре общей педагогики в ожидании защиты - 5 научных работ
Ознакомление с достижениями кафедр «Педагогика и менеджмент» и «Психология»
Замечательная традиция факультета педагогики ЧГПИ: на одной стене – задачи, намеченные к выполнению, на другой – итоги.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Чаброва Татьяна Левановна, кандидат педагогических наук, главный специалист Республиканского центра социальной адаптации детей с особыми потребностями г. Ташкента, член Центрально-Азиатского альянса по работе с детьми с особыми потребностями, предложила МПАДО взаимно интересные формы взаимодействия для продолжения работы по эффективному обмену международным педагогическим опытом в парадигме Россия – Узбекистан – Кыргызстан.
Дружественный визит представителей Международной педагогической академии дошкольного образования в Чирчикский государственный педагогический институт завершен. Заложены прочные основы для долговременного плодотворного сотрудничества.
Анна Еланская
Фото автора и из архива ЧГПИ