В международном мультимедийном пресс-центре медиагруппы «Россия сегодня» в преддверии Межрегионального форума «Правовое просвещение и социализация несовершеннолетних как эффективный инструмент формирования будущих лидеров», который состоится 13–14 декабря 2023 г., прошла пресс-конференция, где эксперты обсудили тему формирования правовой культуры и создания условий для эффективной социализации детей и подростков. Особое внимание участники уделили опыту и практикам, апробированным в Москве.
Спикерами на пресс-конференции выступили уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Ольга Ярославская; председатель комиссии по науке и образованию Общественной палаты города Москвы Мария Лазутова; директор столичной школы №1360 Татьяна Кувшинова; заместитель руководителя проектного офиса «Молодежь Москвы» Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы Артур Мазуев.
Детский московский омбудсмен рассказала журналистам о концепции предстоящего форума и выразила уверенность в том, что мероприятие станет важным шагом в повышении эффективности мер по правовому просвещению среди молодежи. Говоря о задаче воспитания лидеров, Ольга Ярославская заявила, что, выходя за рамки правового поля, ребенок не может быть успешен. Среди эффективных механизмов развития проекта спикер назвала необходимость межведомственных коммуникаций. На форум «Правовое просвещение и социализация несовершеннолетних как эффективный инструмент формирования будущих лидеров» приглашены эксперты, которые выскажут свои позиции на тему, что такое правовое просвещение, дадут объективную оценку тех дефицитов, которые препятствуют просветительскому движению в этой области, и сформулируют свои предложения.
Важно, что первые успешные шаги в вопросах правового просвещения уже сделаны, и сегодня смело можно говорить и о реальных результатах, и о масштабировании проекта. Один из таких шагов – привлечение к работе лидеров общественного мнения: это ребята, входящие в управляющий совет школы, а таких детей 3000 по Москве, которые уже прошли базовую правовую подготовку. Второй шаг – вовлечение в проект педагогов и студентов Московского городского педагогического университета и родителей учащихся. Еще один важный шаг – проведение опроса, в ходе которого выяснился круг тем, которые интересны детям. Примечательно, отметила Ольга Ярославская, что диапазон интересов подростков отличается от представлений взрослых о характере и объеме необходимых правовых знаний. Опрос показал, что наши дети социально активны, обладают высокими интеллектуальными способностями и реально соизмеряют свои возможности с планами на будущее, но их запрос на правовое просвещение отличается от восприятия взрослых, и следует этому запросу соответствовать.
Отвечая на вопрос специального корреспондента журнала «Современное дошкольное образование» о том, насколько проект готов к расширению на все уровни системы общего образования, включая дошкольное, и предусмотрено ли включение родительской общественности в процесс получения необходимых знаний в области прав и обязанностей всех участников образовательного процесса, Ольга Владимировна отметила важность просветительской работы с семьями воспитанников начиная с самого раннего возраста.
Татьяна Кувшинова подчеркнула необходимость совместных усилий образовательных учреждений, родителей и общественных организаций в правовом просвещении и рассказала об опыте своей школы №1360, которая по сути является сегодня инновационной проектной площадкой, где отрабатывается и успешно тиражируется наработанный опыт в области правового просвещения. Татьяна Алексеевна проиллюстрировала этапы адаптации правового просвещения в школьной среде, упомянув об успешном использовании игровых практик, о привлечении к сотрудничеству студентов Московского городского педагогического университета и родителей учащихся.
Из уст Марии Николаевны Лазутовой прозвучал анализ имеющихся резервов для развития проекта. Это прежде всего необходимость системной подготовки в области правовой грамотности всех педагогов, независимо от их предметной и профильной специализации. Такие профессиональные педагогические компетенции отвечают вызовам современности и способствуют поддержке авторитета педагога.
Кроме того, Мария Лазутова отметила отсутствие в учебниках общественно-социального цикла ответов на вопросы, которые должны в процессе обучения получать школьники. Заполнение этих пробелов в учебных изданиях может стать реальным инструментом для успешной реализации поставленных задач. Кроме того, по мнению спикера, следует уделить внимание формированию педагогических технологий, которые позволяют получить и применить на практике правовые знания по конкретным темам, причем эти знания ребенок должен получать не только на обществознании, но и на всех других предметах. Целью должна быть таким образом системно выстроенная на основе науки, культуры, традиционных ценностей серьезная работа, чтобы правовое просвещение было спроецировано на каждого ребенка.
В завершении пресс-конференции участники высказали намерение продолжить активное взаимодействие для создания благоприятных условий с целью правового просвещения несовершеннолетних и их успешной социализации.
Фото с сайта «Уполномоченный по правам человека в г. Москве»