По насыщенности деловой программы и степени интереса огромного количества людей: от профессионалов до прогуливающихся в парке гостей города, от студентов до профессоров и академиков, от начинающих писателей, музыкантов, дизайнеров, градостроителей до мэтров во всех областях науки, культуры, образования и отраслевых топ-менеджеров, от активных юных граждан в колясках и с мамой за ручку до высоких государственных чиновников, форум, без всяких сомнений, уже вошел в топ-событий лета-2022. Организаторы выбрали прекрасное место для фестиваля на берегу Москвы-реки, на территории всеми любимого Парка культуры и отдыха им. Горького, и предложили самую демократичную форму общения: открытый диалог всех участников. Те, кто не прислушался к совету ознакомиться с программой заранее и составить свой маршрут, осознали его истинную ценность на площадке, где пришлось принимать решение на распутье буквально по 14 сторонам – по числу тематического диапазона мероприятий. Более 1000 спикеров предложили свои проекты, идеи, трактовки, темы для дискуссий. Все притягивало и удивляло необычностью, неординарностью, смелостью и дерзостью; подкупало доступностью общения с каждым спикером, обменом мнениями и визитками после встреч в шатрах.
В деловой программе в этом году большое внимание было уделено системе образования, а точнее – вопросам развития креативного мышления у молодежи.
Впервые в рамках форума прошла секция, посвященная воспитанию, обучению и поддержки креативности в детях с самого раннего возраста.
7 июля в шатре «Издательское дело и журналистика» прошел круглый стол «СОВРЕМЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО: ТОЧКИ ОПОРЫ И ТОЧКИ РОСТА. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА» с участием авторитетных экспертов в области дошкольной педагогики заботливых родителей, любящих бабушек и дедушек, педагогов и воспитателей.
В работе секции приняли участие: доктор психологических наук, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, ректор Международной педагогической академии дошкольного образования, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по образованию и развитию детей младшего возраста Николай Веракса; профессор, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ, член Совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации Маргарита Русецкая, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Совета по изучению производительных сил при Президиуме РАН и Минэкономразвития России Ирина Комарова. Модератором выступила генеральный директор издательства дошкольной литературы «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», президент Ассоциации развития качества дошкольного образования Эльфия Дорофеева.
СПИКЕРЫ
-
Вместе с аудиторией поразмышляли на темы: «Что такое креативность: особый дар или природное качество, которое заложено в каждом ребенке?», «Творчество и креативность: это синонимы или совершенно разные качества личности?», «Надо ли ставить перед собой задачу растить поколение непредсказуемых фантазеров, генерирующих сумасшедшие идеи?», «Кто несет ответственность за выявление способностей ребенка: детский сад или семья?», «Нуждается ли современная система подготовки кадров для дошкольного образования в принципиально новых подходах?», «Способны ли вы сами к креативным решениям?», «В каком возрасте следует развивать в ребенке креативное мышление?», «На каком языке мы говорили бы сегодня, если бы А.С. Пушкин не совершил «языковую революцию»?» и другие.
-
Рассказали о новом конструкте в области дошкольного образования, научно доказанном и сформулированном профессором Николаем Евгеньевичем Вераксой и опробованном на практике в 80% детских садов России, работающих по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»: пространство детской реализации. В формате этого конструкта реализуется полный спектр нравственного, эстетического, интеллектуального и личностного развития ребенка.
-
Ответили на вопросы: «Не сойдет ли мир с ума через 20 лет, если сегодня поставить перед собой цель вырастить креативное поколение?», «Какие педагоги нужны сегодня детскому саду?», «Чем отличается детская креативность от взрослой?» и т.п.
-
Напомнили взрослым правила общения с малышами:
-
Не заставляйте ребенка быть как все, одобряйте его инициативу.
-
Дарите ему новые яркие впечатления.
-
Фантазируйте и играйте вместе с ребенком.
-
Поддерживайте любознательность ребенка, дайте ему возможность исследовать мир.
-
Были вознаграждены аплодисментами.
СЛУШАТЕЛИ
- Получили в подарок программу воспитания, журнал «Современное дошкольное образование», инновационную программу «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» с автографом руководителя редакционного коллектива Николая Вераксы и несколько важных тезисов.
«Креативность это создание того, чего нет». «Креативность является механизмом, который позволяет утверждать индивидуальность за счет создания нового продукта для удовлетворения потребности других людей, не разрушая социум», «Ребенок должен иметь возможность создать что-то новое, проявить свою индивидуальность, быть услышанным и оцененным; получить поддержку взрослых» (Николай Веракса).
«Креативность – это отражение взлета человеческой мысли», «Авторство современного русского языка принадлежит Александру Сергеевичу Пушкину, который в свое время проявил яркий пример креативности, поскольку нарушил все мыслимые и немыслимые стандарты и нормы языка. Для своих современников, строгих хранителей и ревнителей языка, он воспринимался как языковой хулиган, а сегодня мы точно можем сказать: выйдя за те нормы, за те стереотипы, за те стандарты, которые были, Александр Сергеевич создал современный литературный русский язык, которым мы пользуемся, и явил пример креативной личности, креативного человека», «Креативного человека отличает одна характерная особенность: невозможность не действовать. У такого человека существует потребность создавать новое. Создавать будущее». (Маргарита Русецкая).
«Креативность будет все более востребована, а некреативных людей в скором времени заменят роботы», «Для того чтобы взрослый человек мог выйти за шаблоны, решить любую ситуацию нестандартными способами, необходимо заложить эти способности в дошкольном возрасте. Если мы создадим ребенку пространство детской реализации, в котором он сможет проявить себя так, что всем это будет приятно, интересно, когда он увидит, что сделал что-то нужное, новое, полезное и интересное другим, у ребенка и будет креативность развиваться. (Эльфия Дорофеева).
«Мы иногда ставим знак равенства между творчеством и креативностью, но это совершенно разные вещи», «Когда мы говорим о том, что все процессы должны запускаться в дошкольном возрасте, это значит, что дошкольный возраст это далеко не исключительно присмотр и уход. Это воспитание, это закладывание традиций, это период формирования архитектуры мозга. Вопросы дошкольного воспитания и формирования креативности в этом возрасте это альфа и омега сегодняшнего мира». (Ирина Комарова).
Анна Еланская
Фото: Виктор Мороз