С 22 по 27 сентября 2022 года проходил очный этап профессионального состязания в системе дошкольного образования России. В конкурсе приняли участие представители 83 регионов нашей страны.
Учредители конкурса «Воспитатель года России» – Министерство просвещения Российской Федерации и Общероссийский профсоюз образования.
«Конкурс уникальный и его уникальность – в конкурсантах, которые представляют свой индивидуальный опыт, в разнообразии регионов и педагогических практик. Все это делает соревнование неповторимым», – высказал свое мнение председатель Большого жюри, и.о. вице-президента РАО Виктор Басюк.
Особенным событием для всех участников и гостей конкурса была встреча с Николаем Евгеньевичем Вераксой. Доктор психологических наук, профессор, почетный доктор Гётеборгского университета, ректор Международной педагогической академии дошкольного образования, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, главный научный сотрудник Московского государственного педагогического университета, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование» Н.Е. Веракса вошел в Большое жюри Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» – коллегиальный орган из экспертов высшего уровня, на основании вердикта которого определяются призеры и победитель.
Эксперты Большого жюри оценивали представление авторского опыта пятнадцати лауреатов в «Мастерской педагога», проставляли баллы пятерке призеров в ходе испытания «Собеседование с членами жюри» и определяли победителя по итогам финального состязания – «Педагогические дебаты». Конкурсанты представили собственные уникальные творческие методики, продемонстрировали ораторские способности в ходе публичного выступления, аргументированно отстаивали педагогическую позицию в диалоге с другими участниками и жюри, показали остроумие, профессиональный кругозор, способность грамотно, аргументированно и содержательно вести диалог, отвечать на провокационные вопросы, предъявили свои компетенции в области политики образования и способность предлагать решения проблемных ситуаций.
Пятеро призеров получили малые «Хрустальные жемчужины» и дипломы
Призерами-2022 стали воспитатели:
1. Гайдукова Анна, школа № 1347 (Москва);
2. Демченко Наталья, детский сад № 32 (Санкт-Петербург);
3. Доронина Юлия, детский сад № 236 (Волгоградская область)
4. Казарова Екатерина, детский сад комбинированного вида № 44 «Дружок» (Московская бласть);
5. Селиванова Ирина, детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей № 167 (Красноярский край).
Победителя конкурса объявили на сцене концертного зала «Миллениум» заместитель министра просвещения РФ Татьяна Васильева и председатель Большого жюри Виктор Басюк. Обладателем «Хрустальной жемчужины» – главного приза конкурса – стала Юлия Доронина, воспитатель детского сада № 236 из города Волгограда.
Абсолютный авторитет большого ученого, исследователя дошкольного детства, руководителя авторской группы инновационной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», по которой работают более 80% детских садов России, Николая Евгеньевича Вераксы способствовал конструктивному судейству и одухотворил конкурс особой атмосферой общения профессионалов в кулуарах. Возможность пообщаться, обменяться мнениями, поблагодарить за программу, в которой есть все, что нужно педагогу, поделиться своими творческими находками, сделанными благодаря идеям ученого и его трактовке открытия пространства детской реализации педагоги назвали настоящим праздником, главной удачей и большим везением. Конечно, фото на память с автографом – лучший памятный подарок.
Фото с мэтром дошкольной педагогики Николаем Вераксой
Такие встречи важны для обеих сторон. Профессор отметил, что ему очень интересно было увидеть достижения и оценить тенденции развития дошкольного образования, стремления лучших представителей профессионального сообщества; обсудить с коллегами актуальные вопросы; пообщаться с учениками, соратниками; с педагогами, работающими по Программе, уточнить актуальные темы в свете подготовки нового, седьмого издания инновационной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» и своей работы над темой пространства детской реализации.
Подарки участникам
Группа компаний, в которую входит издательство профессиональной литературы «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», Международная педагогическая академия дошкольного образования и журнал «Современное дошкольное образование» выступили партнерами конкурса.
В компании делается все, чтобы помочь педагогам и воспитателям лучше и быстрее реализовывать свои планы, пополнять свой педагогический багаж. Педагоги, в свою очередь, мотивируют специалистов академии и издательства на создание новых образовательных курсов и методических пособий, на проведение педагогических конференций и форумов: «ОРИЕНТИРЫ ДЕТСТВА», ЕССЕ-РЕГИОН, «Векторы развития современного дошкольного образования».
Каждый участник получил в подарок Рабочую программу воспитания, а также сертификаты на обучение и на приобретение профессиональной литературы, предложение публиковать свои творческие работы и методические материалы в журнале «Современное дошкольное образование». Убеждены, что наша взаимная поддержка и сотрудничество помогут сделать дошкольное образование еще лучше.
Номинация конкурса «За верность профессии» имени Тамары Семеновны Комаровой
Год назад издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ учредило специальную номинацию «За верность профессии», которая принципиально не адресована «лучшему», «абсолютному», «набравшему наибольшее количество баллов». Номинанта для награждения выбирают по особым критериям – сердцем. Победителю вручается Приз имени педагога с большой буквы Тамары Семеновны Комаровой, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, отличника народного просвещения РСФСР, академика Международной педагогической академии дошкольного образования, одного из авторов инновационной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»; автора методических пособий, создателя целостной системы художественно-эстетического воспитания дошкольников, но не только. Тамара Семеновна – это особенный, редкий пример преданности профессии.
Человеческие и профессиональные приоритеты и смыслы номинанта премии «За верность профессии» -2022 Натальи Федоровны Покацкой, старшего воспитателя детского сада №96 «Калинка» из г. Улан-Удэ, Республика Бурятия, абсолютно созвучны тем, которыми дорожила Т.С. Комарова.
Жизненное кредо Наталье помог сформулировать Лорис Малагуцци: «Предоставьте ребенку возможности для развития, и вы удивитесь, сколько потенциала заложено в нем».Этот же принцип, что каждый ребенок ценен своей уникальностью и самобытностью, заложен в программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», которую одухотворили своим талантом, профессиональным мастерством авторы: Тамара Семеновна Комарова, Эльфия Минимулловна Дорофеева и Николай Евгеньевич Веракса.
На вопрос анкеты, почему нравится работать в детском саду, Наталья Покацкая ответила: потому что я чувствую себя абсолютно счастливой, работая именно здесь. Это же ощущение счастья всегда исходило от Тамары Семеновны после общения с детьми.
Наталью отличает особенная окрыленность творчеством. Ее любимый материал – глина, из которой она вместе с малышами создает не только удивительные предметы искусства, но и учит их мечтать, думать, творить, раздвигать границы познания.
Вручение приза «За верность профессии»
Директор по развитию МПАДО и PR-директор издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» Анна Еланская вручила Наталье Федоровне Покацкой на торжественной церемонии закрытия конкурса памятную награду, диплом, сертификат на 50 000 рублей и печатное издание программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» с напутствием и автографом Николая Евгеньевича Вераксы.
Наталья Покацкая: «Эта номинация для меня выше, чем победа на конкурсе, вы отметили мое состояние души!»
Редкий факт о группе поддержки. На финал конкурса приехал министр образования и науки Республики Бурятия Валерий Анатольевич Поздняков: пообщаться с коллегами и поддержать конкурсантку своего региона. Министра и воспитателя объединяет общее понимание того, что дошколка – это особая образовательная ступень; что к детям дошкольного возраста нельзя применять образовательные и воспитательные методики, применяемые в школе; что воспитание личности ребенка на основе традиционных нравственных и культурных ценностей – одна из главных задач детского сада; что современный детский сад это новые, построенные с учетом формирования максимально комфортной игровой, здоровьесберегающей и интеллектуальной развивающей среды здания, это грамотные, творческие, влюбленные в свою работу педагоги.
А это значит, что за систему дошкольного образования Бурятии можно быть спокойным.
Интервью с Натальей Покацкой и Валерием Поздняковым – в ближайших номерах журнала «Современное дошкольное образование»
Репортаж подготовила Анна Еланская