В состав УМО входят представители управленческих структур и образовательных организаций общего образования различного уровня, представители крупных научно-методических центров и общественно-профессиональных объединений педагогов.
Руководитель Центра дошкольного, общего, дополнительного и коррекционного образования ФГАУ «ФИРО» Н.В. Тарасова и директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Т.В. Волосовец выступили с сообщением «О проекте примерной основной образовательной программы дошкольного образования». В дискуссии приняли участие А. Асмолов, Н. Астафьева, Т. Вертепа, В. Болотов, И. Реморенко.
Поддерживая тему дошкольного образования в стране, директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки А. В. Зырянова сообщила, что 85% детей в возрасте от 3 до 7 лет посещают детские сады.
Т. В. Волосовец, директор Института изучения детства, семьи и воспитания (Института психолого-педагогических проблем детства РАО), в частности, отметила:
– По мнению экспертов, Примерная программа представляет собой документ, полностью соответствующий ФГОС ДО. В ней определяются объем и содержание образования уровня дошкольного образования, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. В представленной Примерной программе нашли отражение требования, предъявляемые к структуре, содержанию и объему программы, описаны условия реализации программы, которые должны быть созданы в дошкольной образовательной организации, содержатся уточненные планируемые результаты в виде целевых ориентиров, соответствующие возрастным особенностям детей раннего и дошкольного возраста.
В программе тщательно и подробно разработан содержательный раздел в отношении обязательной части, представлены рекомендации по подготовке части, формируемой участниками образовательных отношений.
В Организационном разделе программы представлены условия реализации программы, в частности, в отношении психолого-педагогических, кадровых, материально-технических
и финансовых условий и создания развивающей предметно-пространственной среды.
Программа построена на принципах комплексности, вариативности, системности и др. и является рамочным документом, который можно использовать при конструировании основных образовательных программ дошкольной организации. Сейчас в нашей стране в детских садах используется более 40 комплексных и парциальных программ, в течение последних полутора лет почти все комплексные программы, после доработки по требованиям ФГОС ДО, размещены на сайте ФИРО. Ими рекомендовано пользоваться при составлении ООП. Примерная программа ссылается на навигатор программ, там сейчас 9 программ, но в самое ближайшее время будут включены все, размещенные на сайте ФИРО.
Таким образом, принцип поддержки разнообразия детства, являющийся основополагающим принципом дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, предполагает вариативность содержания дошкольного образования. Достижение реальной вариативности гарантировано, т.к. содержательная часть Примерной программы носит рамочный и модульный характер, позволяя выстраивать основную образовательную программу дошкольной образовательной организации на материалах различных по характеру комплексных и парциальных образовательных программ дошкольного образования. Все используемые сейчас программы дошкольного образования, включая парциальные, прошедшие экспертизу, могут использоваться организацией целиком или частями, в виде образовательных модулей.
Согласно Типовому положению об УМО, необходимо будет обеспечивать методическое сопровождение примерной основной образовательной программы дошкольного образования. Сопровождение поручено ФИРО (директор – А. Г. Асмолов) и Институту психолого-педагогических проблем детства РАО (директор – Т. В. Волосовец).
Критерии экспертизы примерной основной образовательной программы дошкольного образования
- Паспорт ПООП оформлен в соответствии с предъявляемыми требованиями.
- В структуре ПООП имеются целевой, содержательный и организационный разделы, содержание которых отвечает требованиям ФГОС к программам данного уровня образования.
- Документ имеет глоссарий, в котором представлены расшифровки применяемых в тексте ПООП обозначений и сокращений, а также раскрывается значение используемых в программе специальных терминов и смысл понятий.
- Документ имеет перечень нормативных и нормативно-методических документов и научно-методических литературных источников, используемых при разработке ПООП.
- Документ включает методические рекомендации для руководителей и воспитателей дошкольной образовательной организации по разработке на основе ПООП основной образовательной программы детского сада.
- Документ включает раздел, раскрывающий перспективы работы, осуществляемой разработчиками и заказчиками в последующие 3–5 лет, по совершенствованию и развитию содержания программы, обеспечивающей реализацию ее нормативных правовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов.
- Документ представлен на бумажных (в трех экземплярах) и электронных носителях, заверен печатью и подписью руководителя учреждения, осуществляющего ее разработку или являющегося заказчиком.
Программа размещена в реестре примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки РФ: http://fgosreestr.ru/