«Это не новый подход, но нам кажется, что это исследование впервые показало, что целенаправленное обучение детей в таком языковом ключе меняет их способности к базовой математике, – говорит Дэвид Пурпура, доцент кафедры исследования человеческого развития и семьи. – Мы обнаружили, что дети, которым читали истории с подходящими по возрасту математическими терминами и показывали соответствующие картинки, и которые потом обсуждали эти специфичные концепты в маленьких группах, показали лучшие результаты тестов не только по математическим терминам, но и по математическим навыкам, не затронутым в книжках».
Результаты опубликованы в Journal of Research on Educational Effectiveness.
Математический язык – один из главных показателей ранних математических способностей ребенка. Дэвид Пурпура хотел определить, насколько эффективным является воздействие математического языка на детей 3–5 лет.
В исследовании участвовали 47 воспитанников программы HeadStart, половине из них три раза в неделю в маленьких группах читали одну из шести книг. По ходу повествования в каждой книге выделялось в среднем 38 пространственных и количественных терминов, картинок и вопросов, которые были заданы.
Другие дети продолжали заниматься по обычной программе. Восемь недель спустя все дети прошли тест. Дети, на которых воздействовали математическим языком, показали лучшие результаты и по владению математическим языком и по математике в целом, несмотря на то, что детей не учили считать.
«Воздействие математическим языком становится ключом к развитию математических навыков в раннем детстве, – говорит Пурпура. – Сложно добиться от ребенка сравнения количества, если он не знает значения слов «больше» и «меньше». Если дети могут понять «до» и «после», они, скорее всего, с большей вероятностью поймут или будут способны понять, какое число идет после двух или трех. Знакомство детей с этой лексикой в математическом контексте служит отличным основанием для других математических концептов».
«Инновация заключается в том, что недостаточно просто прочитать детям книгу с математическими концептами и картинками, – говорит Пурпура. – Тех, кто читал детям книги, обучали комментировать некоторые моменты математическим языком по ходу чтения книги, а затем задавать детям определенные вопросы. Например, «откуда мы знаем, что у девочки было чего-то больше, чем у мальчика?» Или «Птица находится над деревом или под деревом?» То есть, не было прямых указаний считать, называть числа и т.д.
Книги, использованные в исследовании: «Много это сколько?» ("Many is How Many?"), автор Илла Подендорф; «Альберт не напуган» ("Albert is Not Scared"), автор Элеанор Мэй; «Достаточно морковки» ("Just Enough Carrots"), автор Стюарт Дж. Мёрфи; «Прогулка Рози»("Rosie's Walk"), автор Пэт Хатчинс; «Больше, чем большая идея Альберта»("Albert's Bigger than Big Idea"), автор Элеанор Мэй; «Маленький белый кролик» ("Little White Rabbit"), автор Кевин Хэнкес. Пурпура сотрудничал с выпускниками университета Пердью Эми Р. Наполи, Элизабет А. Верспанн и Захари С. Голд.