Система дошкольного образования сейчас находится в поиске комплексных решений, которые смогут учитывать все дефициты и риски успешного развития каждого детского сада. В связи с принятием ФГОС дошкольное образование ожидают значительные перемены. Создать единое образовательное пространство – задача крайне необходимая, но при этом не менее важно сохранить богатейший уникальный опыт, накопленный в этой сфере в том числе благодаря большому количеству разноплановых парциальных программ.
На сайте Федерального института развития образования в разделе Навигатор образовательных программ дошкольного образования размещены 23 парциальные программы, из них 4 программы посвящены физическому развитию, 4 – познавательному, одна программа для детей раннего возраста, 2 программы по формированию математических представлений, 4 программы по художественному развитию, 2 программы по подготовке к обучению грамоте, одна по духовно-нравственному развитию, одна по обучению иностранному языку и 4 по социальным коммуникативному развитию. Это поистине уникальная сокровищница дошкольного образования, которая дает воспитателям возможность работать творчески. Настоящий учитель не может ограничиться рамками одной программы, он стремится использовать разные варианты, подниматься над рутиной и реализовываться в творчестве.
При составлении своей образовательной программы дошкольного образования педагоги должны использовать не менее 60% Федеральной программы, вариативную часть в которой могут применяться парциальные программы составляет 40%. От педагогов зависит, какие и сколько программ выбрать, как их совместить, сделать процесс образования детей насыщенным, увлекательным, и в тоже время не увеличить нагрузку на ребенка.
Выступившая в начале панельной дискуссии директор Центра дополнительного образования студентов ИНО МГПУ Татьяна Владимировна Волосовец подчеркнула необходимость применения парциальных программ в дошкольном образовании и пожелала участникам плодотворной, успешной работы.
Ольга Олеговна Кузнецова, методист ГБОУ «Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы», акцентировала внимание участников на важности обсуждаемых проблем, ответственности за организацию образовательного процесса педагогов, которым среди большого количества парциальных программ предстоит выбрать самые полезные и важные для детского развития.
Руководитель Центра дошкольного образования АНО ДПО «Национальный институт качества образования» Ольга Валерьевна Воротникова обратила внимание на актуальность правильного речевого развития дошкольников и представила программно-дидактический комплекс для организации речевого развития детей от 3 до 7 лет «Речь: плюс. Речевое развитие в детском саду».
– Программно-дидактический комплекс способствует формированию у ребенка устойчивых навыков и умений по всем необходимым для коммуникации и обучения в начальной школе направлениям речевого развития: устная речь, чтение, письмо, – сообщила О.В. Воротникова.
Доктор педагогических наук, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» Ирина Александровна Лыкова рассказала о программах эстетической направленности, автором которых она является, «Цветные ладошки» и «Умные пальчики». И.А. Лыкова представила Программу художественно-эстетического развития «Цветные ладошки», в основе которой: авторская концепция и технология приобщения детей к ценностям «красота», «природа», «культура»; культурные практики детей и взрослых; арт-методики для выявления и поддержки индивидуальности ребенка.
Доцент департамента педагогики ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Наталья Сергеевна Муродходжаева перешла от обязанностей модератора к роли спикера и представила парциальную модульную программу «СТЕМ-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста».
– Целью программы является развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами STEM-образования, – рассказала Н.С. Муродходжаева. – Если расшифровать данную аббревиатуру, то получится следующее: S – science, T – technology, E – engineering, M – mathematics: естественные науки, технология, инженерное искусство, математика.
Именно поэтому сегодня система STEM развивается как один из основных трендов. STEM-образование основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех четырёх дисциплин в единую схему.
Светлана Александровна Савченко, руководитель психологической службы Института системно-деятельностной педагогики, разработчик и ведущий курса «Нескучная математика», детский психолог, кинезиолог, игропрактик, посвятила выступление парциальной образовательной программе математического развития дошкольников «Игралочка» (Авторы: Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова).
– Программа «Игралочка» определяет базисное содержание и специфические задачи формирования элементарных математических представлений детей в области познавательного развития. В основу программы «Игралочка» положены концептуальные идеи непрерывности образования, представленные в образовательной системе Л.Г. Петерсон. Программа направлена на создание условий для накопления ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения математических способов познания действительности, предлагает комплекс педагогических инструментов, обеспечивающих преемственность математического развития детей на дошкольном и начальном уровнях общего образования.
Кандидат психологических наук, преподаватель Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО) Мария Александровна Лилюхина представила парциальную программу С.Н. Николаевой «Юный эколог», направленную на формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
По мнению автора программы, экологические знания – не самоцель, а лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувствительной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности. Поэтому особое внимание в программе уделено развитию в детях гуманного отношения к живым существам, формированию навыков ухода за обитателями уголка природы.
Программа построена с учетом результатов исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др.).
Участники панельной дискуссии пришли к выводу, что разрабатывать и внедрять парциальные программы необходимо, они имеют большое значение для развития дошкольного образования. Поступило предложение создать «Навигатор парциальных программ», прошедших апробацию и официальную экспертизу и доказавших свою эффективность на практике.