Современный рынок предлагает огромное количество разнообразных игр, пособий, оборудования, число их постоянно растет. Но какие их них действительно необходимы в детском саду? Министерство просвещения РФ разработало Перечень оборудования и игрушек, который учитывает возрастные особенности детей, требования к безопасности и качеству, но у практиков он вызывает вопросы: некоторые позиции дублируются, описываются слишком подробно, указывая на конкретных производителей. Каким должен быть Перечень, как сделать его удобным для использования детскими садами, эти вопросы обсудили эксперты на круглом столе «Лидеры образования о практике применения перечня для формирования развивающей предметно-пространственной среды детского сада, рекомендованного Минпросвещения РФ», состоявшемся в рамках Всероссийского форума «Экосистема дошкольного детства».
Модератор круглого стола — член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Елена Писарева — обозначила главную проблему и подчеркнула, что законодательная власть готова поддержать инициативы педагогов:
«Мы сформируем те предложения, которые передадим в Министерство просвещения, профильный комитет Совета Федерации. И вместе примем те необходимые решения, которые действительно будут реализованы в дальнейшем».
Елена Изотова, кандидат психологических наук, доцент, заведующая лабораторией дошкольного образования ФГБНУ ИРЗАР (Институт развития, здоровья и адаптации ребенка) рассказала о подходах к формированию проекта Приказа «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, требуемых для реализации образовательных программ дошкольного образования и присмотра и ухода за детьми, необходимых в целях реализации мероприятий, направленных на содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест для детей дошкольного возраста в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места средствами обучения и воспитания при осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми».
Спикер подчеркнула, что данный проект — это живой, динамичный документ, готовый к обновлениям и дополнениям на основе профессионального опыта педагогов. Она также отметила, что предусмотрено разделение на обязательную и вариативную часть Перечня. Обеспечение обязательной части — это условие эффективного выполнения образовательных задач, а вариативная часть позволяет педагогам индивидуализировать процесс обучения. Елена Изотова познакомила участников с основными разделами Перечня и необходимыми предметами и оборудованием, которые должны быть в каждом детском саду.
Александр Веракса, академик РАО и заведующий кафедрой психологии образования факультета психологии МГУ, подчеркнул, что ключевым моментом для развития ребенка является взаимодействие с педагогом, а не только физическая среда. «Даже в менее богатой среде мы видели яркие результаты работы детей, и это подчеркивает важность креативного подхода педагогов», — сказал он.
Докладчик также отметил, что творчество и индивидуальный подход воспитателей остаются решающими факторами успешного образования, несмотря на возможные ограничения в ресурсах. «Важно, чтобы финансирование направлялось не только на оборудование, но и на развитие человеческого капитала, усиливая взаимодействие взрослых и детей», — заключил Александр Веракса.
Татьяна Волосовец, кандидат педагогических наук, первый заместитель председателя Совета — координатор проектов в сфере науки, образования и просвещения ВОО «Воспитатели России», отметила, что в советское время существовала система экспертизы, которая позволяла гарантировать безопасность и соответствие стандартам образовательного процесса.
Татьяна Волосовец заявила о необходимости интеграции региональных представителей, занимающихся развитием образовательной среды, в процесс формирования и проверки предоставляемого оборудования и игрушек.
Одной из наиболее тревожных тем, поднятых докладчиком, стало наличие игрушек, которые могут представлять опасность. Здесь речь идет не только об острых углах и мелких деталях, которые могут привести к физическим травмам, но и вопросах психологической безопасности. Некоторые игрушки могут нести эмоциональную нагрузку, вызывать страх или агрессию у детей, что в свою очередь может отрицательно сказаться на их психическом здоровье и развитии.
Спикер призвала к возрождению федерального экспертного совета, который мог бы заниматься аттестацией и сертификацией детских игрушек и оборудования. Например, создание подобного совета при ФУМО (Федеральном учебно-методическом объединении) могло бы стать одним из шагов в правильном направлении.
Заместитель ответственного секретаря Координационного совета Национальной родительской ассоциации Дмитрий Епов поднял важный вопрос о взаимосвязи между родителями и образовательными учреждениями, особенно детскими садами.
«Когда родители отдают своих детей в детский сад, это не просто вопрос доверия к учреждениям, но и поиск конструктивного взаимодействия с педагогами и воспитателями, — отметил докладчик. — Важно понимать: родители не являются просто «приложением к детям. Их мнение и взгляд на происходящее в детском саду имеют огромное значение».
Президент Национального союза предприятий индустрии учебного оборудования и средств обучения и поставщиков образовательных организаций Ирина Егорова озвучила важные моменты, касающиеся проблематики эффективного использования учебных ресурсов в стране.
«Мы уже не первый год принимаем различные документы в сфере образования, однако многие из них не работают так, как задумывалось, — сказала спикер. — Необходимо понять причины, по которым принятие новых нормативных актов не приводит к ожидаемым результатам».
Ирина Егорова обратила внимание на необходимость формирования рабочей группы, состоящей из компетентных представителей различных сфер — от педагогов до поставщиков оборудования. Только через совместные усилия всех заинтересованных сторон можно достичь прогресса в области образовательной инфраструктуры. «Необходимо разработать четкую стратегию, чтобы понять, какие ресурсы и средства на самом деле нужны образовательным учреждениям для выполнения поставленных задач», — резюмировала докладчик.
Эльфия Дорофеева, президент Ассоциации развития качества дошкольного образования (АРКАДО), генеральный директор издательства дошкольной литературы «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», директор по инновациям Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО), поделилась мнением о разработанном Перечне, который призван стандартизировать учебные материалы для детских садов.
Выразив благодарность разработчикам Перечня за их великий труд, она отметила, что, несмотря на значительные усилия, в документе все же есть повторы и неточности. «В сжатые сроки избежать этого было сложно, и чисто по-человечески можно сказать, что разработчики сделали невозможное», — подчеркнула Эльфия Дорофеева.
Одним из ключевых моментов, на которые обратила внимание спикер, стал факт, что создатели Перечня открыты для его переработки. «Мне нравится, что Министерство просвещения готово услышать наши предложения и внести коррективы», — сказала Эльфия Дорофеева.
Крайне важно избегать включения в Перечень продуктов конкретных производителей, необходимо предоставить право выбора дошкольным учреждениям. В соответствии с Законом об образовании, педагоги имеют право самостоятельно выбирать средства обучения.
«Перечень нужно составлять по принципу категорий, а не по принципу конкретных позиций, это никак не связывает производителей, и не связывает детские сады, они имеют возможность выбирать то, что им действительно нужно, — отметила Эльфия Дорофеева. — Важно обеспечить больший выбор для образовательных учреждений и дать возможность педагогам выбирать действительно необходимые для их работы инструменты».
Круглый стол стал важной площадкой для обсуждения актуальных вопросов реализации новых подходов к формированию развивающей среды в детских садах. Открытость к критике и готовность переписывать существующие нормы и правила дают надежду на качественные изменения в области дошкольного образования. Участники выразили надежду на дальнейшую открытую дискуссию и тесное сотрудничество для улучшения качества дошкольного образования в России.