Не смотря на то, что, в целом, способности к математике у детей в последнее время стали намного лучше, ученые Университета имени Джонса Хопкинса в разы улучшили навык счёта у дошкольников с помощью компьютерной игры, которая тренирует числовую интуицию детей.
«Способность к математике не является стабильной – когда человеку плохо дается математика, это не значит, что ему плохо дается все остальное. Математические способности можно не просто развить – их можно развить за очень короткий период времени, - утверждает Джинджинг Ванг, выпускник кафедры Нейропсихологии Школы Искусств и Наук Кригера. - С помощью пятиминутной компьютерной игры нам удалось улучшить математические способности детей».
Результаты исследования появятся в журнале JournalofExperimentalChildPsychology, на данный момент доступны online.
Люди и животные имеют врожденное чувство числа и могут проявлять его с рождения. Например, если дать маленькому ребенку на выбор две тарелки с печеньем, на одной из которых лишь несколько штук, зато на другой значительно больше – ребенок выберет вторую. Такую числовую интуицию можно называть «система приблизительного значения».
Хотя это примитивное понимание числа не является точным, и поэтому сильно отличается от числовой точности математики, исследования показали, что эти две способности связаны. Например, ученые той же исследовательской группы выяснили, что сильное внутреннее ощущение приблизительного значения прогнозирует способности к школьной математике. Но до сих пор никто не доказал, что занятия по улучшению внутреннего понимания чисел может помочь ребенку улучшить успехи в математике.
«Это серьезный вопрос, - сказал Ванг. - Если мы сможем улучшить способность интуитивного понимания чисел у людей, сможем ли мы улучшить их математические способности?»
Исследователи создали пятиминутную компьютерную игру для тренировки внутреннего чувства числа у 40 детей 5-ти лет. Синие и желтые круги мигали на экранах ноутбуков, и детей попросили сказать, кружков какого цвета больше, не считая, и просили дать ответ после каждой попытки. После получения правильного ответа записанный заранее голос отвечал им «Правильно», а после неверных ответов голос произносил «Ой, неправильно».
Некоторые дети начинали с более простых заданий, которые становились все более трудными. Другие дети начали с трудных заданий, у третьей группы детей сложные и простые задания появлялись в случайном порядке.
После игры с кружочками исследователи выдали всем детям лексический или математический тест. В рамках математического теста, взятого из стандартного теста на математические способности, детей попросили посчитать в обратном направлении, сравнить два числа («Какое число больше: 7 или 6?»), решить задачу («У Джоуи есть один кирпич, и ему дали еще 2. Сколько теперь кирпичей у Джоуи?») и написать числа.
И хотя исследователи не заметили изменений в лексических навыках детей, дети, получавшие задания с кружками от простых к сложным, намного лучше справились с математическим тестом, набрав около 80% правильных ответов.
Дети, получавшие сначала сложные задания с кружочками, набирали всего лишь около 60% правильных ответов, а контрольная группа детей, решавших задания в случайном порядке, правильно решили примерно 70% заданий теста.
Стало понятно, что с помощью развития у детей чувства числа, игра улучшила их кратковременные успехи в математике, сказала Лиза Фергенсон, профессор кафедры Нейропсихологии. Теперь в первую очередь нужно выяснить, каким образом можно изменить методику для достижения более продолжительных результатов.
«Полученные результаты подчеркивают смысл, в котором когнитивное ядро, наблюдаемое во всех видах и развитиях, служит основанием для более сложных мыслей, - заявила Фергенсон. – Конечно, это поднимает вопрос о том, может ли такое быстрое улучшение способностей длиться продолжительное время, и улучшает ли оно все типы математических способностей. Нам не терпится ответить на эти вопросы».
В группу ученых также входил Дарко Одик, выпускник кафедры психологии университета Джонса Хопкинса, и Джастин Халберда, профессор кафедры Нейропсихологии того же университета.
Исследование проведено при поддержке Национального Института Здоровья.