О целях и значении проекта рассказал Александр Веракса, академик РАО, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, заместитель директора, заведующий лабораторией психологии детства и цифровой социализации Психологического института РАО.
Воображение дошкольников и цифровая игра: есть ли связь? – ответ на этот вопрос искала Дарья Бухаленкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований.
В современном цифровом мире технологии активно проникают в детскую игру, что отражает изменения в досуге дошкольников. Цифровые игры стали одним из самых популярных занятий у детей, и их влияние на развитие воображения имеет большое значение. Результаты исследования показали, что развитие детского воображения зависит не только от факта игры, но и от её содержания, формата и эмоциональной составляющей. Родителям и педагогам стоит внимательнее следить за тем, в какие игры играют дети и как они влияют на их развитие. Создание сбалансированной игровой среды может стать ключевым элементом в формировании креативного мышления у подрастающего поколения.
«Игра и игрушка: что мы знаем о предпочтениях современных детей и как это связано с их развитием?», эту важную проблему исследовала Маргарита Гаврилова, кандидат психологических наук, научный сотрудник факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; научный сотрудник психологии детства и цифровой социализации.
В ходе игры происходит множество значимых процессов. Дети не просто развлекаются; они реконструируют сюжеты и ситуации, обучаясь взаимодействовать друг с другом и развивая эмоциональные навыки. Игры должны вызывать положительные эмоции и стимулировать конструктивное общение между малышами.
Выбор игрушек детьми подчеркивает важность их способности развивать воображение и социальные навыки. Например, популярные наборы с милыми персонажами, такими как зайцы или тигры, привлекают внимание, но не всегда подходят для создания сложных игровых сценариев. Дети отмечали, что эти персонажи недостаточно реалистичны для увлекательного игрового процесса.
Таким образом, производители игрушек, ориентируясь на эмоциональный отклик детей, могут упускать из виду необходимость создания игрушек, которые способствуют развитию креативности и социальных навыков. Важно обратиться к научным подходам для глубокого понимания структуры детской игры и выявления игрушек, которые действительно способствуют полноценному развитию детского воображения и взаимодействия.
«Чувство юмора у детей: зачем оно нужно и как его развивать?» доклад на эту тему представила Екатерина Ощепкова, кандидат филологических наук, научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; ведущий научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований.
Чувство юмора — это способность замечать, понимать, использовать и создавать комическое, и оно начинает развиваться уже в раннем детстве. Обращая внимание детей на смешные детали и аспекты мира, взрослые могут помочь им справляться с эмоциями. Например, если ребенок переживает истерику, попытка развеселить его может оказать положительное воздействие.
Исследование показало, что восприятие юмора варьируется у детей. Некоторые из них могут не понимать шутки, что зачастую связано с узким восприятием слов и эмоций. Дети с развитым чувством юмора лучше регулируют эмоции и легче справляются со стрессом, становятся более популярными среди сверстников, ведь умение рассмешить других объединяет. С культурно-исторической точки зрения, дети с юмором лучше усваивают нормы и правила, смеясь над противоречиями в окружающем мире. Чтобы развить чувство юмора у ребёнка, важно обращать его внимание на смешные детали и аспекты окружающего мира. Например, если ребёнок переживает истерику, попытка рассмешить его или переключить внимание на что-то забавное может помочь остановить эту бурю эмоций.
Наталья Руднова, кандидат психологических наук, научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, познакомила с результатами исследования «Темперамент ребенка: как он влияет на эмоциональное и когнитивное развитие и можно ли его изменить?»
Темперамент — это индивидуальная характеристика, которая имеет биологическую основу и генетически обусловлена. Это означает, что темперамент основывается на свойствах нервной системы и напрямую связан с ней.
Темперамент проявляется достаточно рано в возрасте и является скоростью любой характеристики. Это значит, что темперамент не описывает, что ребёнок делает, а отвечает на вопрос, как он это делает. Также одна из последних характеристик заключается в том, что темперамент может проявляться в разных ситуациях, чаще всего одинаковым образом.
В современной науке существуют два подхода к пониманию темперамента. Первый подход рассматривает темперамент как сырой материал, в котором развивается характер или личность. Второй подход утверждает, что человек не может изменить свойства своего темперамента, но может адаптироваться к условиям и управлять собой.
Способности ребёнка управлять собой связаны с позитивной связью. Однако неясно, является ли эта способность результатом обучения со стороны родителя или просто следствием того, что ребёнок обладает позитивной реактивностью.
Вопрос о возможности изменения свойств темперамента остаётся открытым. Хотя свойства темперамента нельзя изменить, взрослые могут создать условия, которые способствуют их благоприятному развитию.
Результаты проекта вызвали живой интерес у участников мероприятия. Проект «Растём вместе» не только углубляет понимание особенностей раннего развития, но и помогает формировать более идеальные условия для воспитания детей, развития способности к адаптации, креативности и успешному взаимодействию с окружающим миром.