Эти и многие другие вопросы обсуждались на секции «Современные исследования дошкольного детства». Участники встречи представили результаты масштабного всероссийского проекта «Растем вместе».
Александр Веракса, академик РАО, заведующий кафедрой психологии образования МГУ, обратил внимание на влияние агрессивной цифровизации на развитие детей. Современные дошкольники проводят слишком много времени у экранов, что негативно сказывается на их моторном развитии и физической активности. Ученый подчеркнул, что игра и проектная деятельность остаются ключевыми инструментами для когнитивного и личностного роста ребенка.
Маргарита Гаврилова, кандидат психологических наук, научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, рассказала о факторах, осложняющих адаптацию детей при переходе из детского сада в школу. Пол, язык, развитие моторики и даже время, проведенное за экранами, могут как помочь, так и затруднить этот процесс. По словам исследователя, первые месяцы в школе критически важны для формирования образовательной базы ребенка.
Наталья Руднова, кандидат психологических наук, младший научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, поделилась результатами исследования о стрессе у дошкольников. Она отметила, что эмоциональное состояние матери играет ключевую роль в преодолении стресса у ребенка. Практические советы для родителей включают дыхательные практики, физический контакт и поиск социальной поддержки.
Дарья Бухаленкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, рассказала о важности развития воображения у детей. Дошкольники с развитым воображением лучше справляются с учебными задачами, социальной адаптацией и творческими вызовами. Для поддержки воображения эксперты рекомендуют использовать стратегические игры, как цифровые, так и настольные, и создавать условия для свободного творчества.
Екатерина Ощепкова, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований.
представила новый рисуночный тест для оценки языкового развития детей 4–8 лет. Этот инструмент позволяет быстро и объективно определить уровень пассивного словарного запаса ребенка, что особенно важно для своевременной коррекции речевых нарушений.
Вера Сухих, научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, развеяла миф о том, что «умные» игрушки сами по себе способны развивать ребенка. По ее словам, ключевую роль играет вовлеченность взрослого, который помогает осмыслить игру и направить ее в образовательное русло.
Анастасия Якушина, научный сотрудник лаборатории конвергентных исследований когнитивных процессов ФНЦ психологических и междисциплинарных исследований, рассказала, что шахматы положительно влияют на когнитивное развитие детей, особенно на зрительно-пространственную память. Однако исследования в этой области продолжаются, и ученые пока не готовы однозначно рекомендовать шахматы как универсальный инструмент для всех детей.
Секция показала, что современные исследования дошкольного детства — это не просто теоретические изыскания, а практические инструменты для педагогов и родителей. В условиях быстро меняющегося мира, где цифровизация и новые вызовы влияют на развитие детей, наука становится важным ориентиром для создания эффективных образовательных стратегий.
Результаты проекта «Растем вместе» и других исследований регулярно публикуются вTelegram-канале проекта, чтобы педагоги и родители могли быть в курсе последних научных открытий и применять их в повседневной практике.