В образовательных организациях используется большое количество различных обучающих программ, систем когнитивного обучения, способствующих, по утверждению их авторов, развитию интеллектуальных способностей, креативности, иных когнитивных навыков, улучшению академических достижений обучающихся. Однако, как показывает практика, не всегда реализация этих инновационных программ и технологий приносит ожидаемые эффекты и результаты.
Почему так происходит и какие факторы действительно влияют на развитие когнитивных способностей в частности и эффективности когнитивного функционирования в целом? За счет каких ресурсов – личных или социальных – один ребенок достигает больших успехов в обучении, а другой – едва способен освоить образовательные программы на удовлетворительном уровне?
Об этом мы поговорили с членом-корреспондентом РАО, доктором психологических наук Татьяной Николаевной Тихомировой, научным руководителем Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования. Это структурное подразделение РАО сформировано при тесном взаимодействии Российской академии образования и Министерства просвещения Российской Федерации.
На базе Федерального ресурсного центра осуществляется аналитическая работа в области нормативно-правового, кадрового, научно-методического и научного обеспечения психологической службы в системе образования. Все аналитические разработки центра выполняются для принятия эффективных научно обоснованных управленческих решений в системе образования России на всех уровнях – федеральном, региональном, муниципальном.
Одной из важнейших задач центра является совершенствование психологического сопровождения обучающихся на всех уровнях общего образования, включая дошкольное образование. Татьяна Николаевна руководит координацией и организацией научных исследований в интересах развития психологической службы в системе образования. В рамках этой социально значимой работы создается консорциум ведущих научных и образовательных организаций, на базе которых проводятся исследования современного российского ребенка.
Татьяна Николаевна, у вас большой опыт проведения психологических исследований с участием детей разного возраста. А какие исследования особенно важны для понимания развития детей в условиях современной образовательной среды?
– Для понимания закономерностей развития ребенка и тех факторов, которые имеют значение для формирования его психологических характеристик, показателей индивидуальных достижений, особенно важны лонгитюдные (длительные) исследования. Суть этого типа исследования заключается в многократном измерении ряда признаков у одной и той же группы респондентов в течение определенного временного интервала – на протяжении начальной школы, старшего дошкольного возраста. При этом обязательно фиксируются все условия среды, связанные с определенным измерением: в отношении образования это могут быть условия образовательной среды конкретной школы, детского сада в частности и особенности образовательной системы страны в целом.
Так сложилось, что сфера моих личных исследовательских интересов сосредоточена, в основном, на школьном возрасте – от начального уровня образования до полного. Но я понимаю, что исследования должны начинаться гораздо раньше – с дошкольного возраста, с детского сада. Однако, при организации лонгитюдных исследований с охватом и дошкольного возраста, и школьного возникает проблема «доступности» респондентов для исследователя, когда дети поступают для обучения в разные школы, а работа с ними начиналась в одной группе детского сада. Лонгитюдное исследование организуется таким образом, чтобы выборка респондентов была «доступна» в течение как можно большего времени.
Сейчас очень часто встречается мнение, что современные дети стали другими. Как вы считаете, это на самом деле так?
– Действительно, сейчас многие СМИ пишут, что современные дети стали другими: более агрессивными, «скоростными», менее самостоятельными, инфантильными; современные дети в большей мере и более успешно, чем взрослые, пользуются всевозможными гаджетами, причем с раннего возраста и т.д. Но, к сожалению, эти выводы не основаны на научных исследованиях, как должно было бы быть. Как правило, все доводы и аргументы сводятся к примерам из индивидуального опыта авторов таких изречений. Научных исследований, которые могли бы достоверно ответить на вопрос, изменились ли современные дети, пришедшие в детский сад сегодня, по сравнению с детьми, пришедшими, например, пятью годами ранее, нет. Тем более такие исследования отсутствуют в масштабе страны, когда существует региональная специфика и условий семейного воспитания, и психологического сопровождения в системе образования.
Я являюсь научным руководителем муниципального общеобразовательного учреждения в Подмосковье, обычной школы, в которой когда-то училась сама. На базе этой школы при поддержке органов управления образования, директора и с согласия родителей уже 9 лет подряд проводится всероссийское лонгитюдное исследование успешности в обучении. Это первое в России исследование, охватывающее все школьные периоды (от начальных до старших классов) и всех детей, которые учатся в школе. Целью этого исследования является изучение индивидуальных траекторий психического развития ребенка на протяжении школьного возраста по ряду когнитивных, личностных и мотивационных показателей. Каждый ученик школы раз в год (в конце каждого года обучения) выполняет определенные тестовые задания в компьютеризированном и «бумажном» виде, направленные на определение объема памяти, особенностей внимания, точности и скорости обработки числовой информации.
Задача исследователя – выяснить, как у ребенка развивается скорость переработки информации на всем протяжении школьного возраста, как происходит наращивание объема рабочей памяти, как формируется тот или иной аспект когнитивного функционирования. Эти данные, полученные в ходе сложной статистической обработки, могут быть научной основой для методических рекомендаций для педагогов, которые одновременно работают с детьми как с очень высокой скоростью обработки информации, так и с очень низкой.
К сожалению, как правило, в школах и детских садах проводятся так называемые срезовые исследования. Проводятся эти исследования как в рамках дипломных работ, так и в контексте госзаданий научных организаций. Как это проходит? Исследователи приходят в школу или садик, проводят разнородные тестовые задания (порой с очень ненадежными психометрическими характеристиками) и делают разноплановые выводы о возрастных особенностях, которые невозможно объединить в силу разрозненности тестовых заданий, отсутствия контроля важнейших условий развития ребенка, неоднородности выборок и т.п. Но такие исследования уже не актуальны, они не дают достоверной картины о психическом развитии. Надо объединять интеллектуальные возможности и исследовательские ресурсы для изучения современного детства.
В данный момент актуальны лонгитюдные исследования, когда исследователи работают с одними и теми же детьми, изучают определенные показатели на протяжении длительного времени по одним и тем же надежным методикам с добавлением новых и, главное, могут зафиксировать средовые (семейные и образовательные) особенности, в которых растет и развивается ребенок.
В идеале лонгитюдное исследование должно начинаться с раннего возраста и продолжаться до того момента, когда возможно отследить ребенка в общеобразовательных организациях. В российском лонгитюдном исследовании успешности в обучении сейчас охвачен восьмилетний период развития –
с первого по восьмой класс.
Такое исследование организовать очень сложно...
– Лонгитюдные исследования сложны в организации и трудоемки в проведении, но обеспечивают целый ряд преимуществ по сравнению с другими исследовательскими методами.
Во-первых, открывается возможность ранней регистрации событий, инициирующих нарушения в развитии ребенка. Лонгитюдное исследование позволяет определить первичное негативное проявление признака, которое может быть связано с неблагоприятными воздействиями среды или индивидуальными особенностями, которые также фиксируются только в таких исследованиях.
Во-вторых, исследуется действительно развитие (положительная или отрицательная динамика) признака с возрастом. Можно рассчитать среднюю траекторию развития, а также построить индивидуальные траектории для каждого ребенка.
В-третьих, открывается возможность оценки причинно-следственных связей между признаками в разных возрастах. Важно, что лонгитюдные исследования позволяют наблюдать порядок воздействий и последствий во времени. Например, изучаются долгосрочные связи между особенностями развития ребенка в детстве и особенностями его психологического здоровья во взрослом возрасте.
В-четвертых, контролируются эффекты когорты, то есть становится возможным ответить на вопрос, а стали ли другими современные дети? Например, сравнение изменений, полученных в 2010 году среди 30-летних и 40-летних респондентов, отражает и то, что группы различаются на 10 лет (эффект возраста), и то, что они родились в разное время. Это крайне важно, потому что, например, приоритеты системы образования (изменения количества уроков по определенному предмету) на момент младшего школьного возраста респондентов могли различаться в 1987–1991 годах (для 30-летних) и в 1977–1981 годах (для 40-летних).
Масшабные лонгитюдные исследования поддерживаются обычно на уровне правительств стран, на это нужны большие административные ресурсы. Например, одно из таких значительных лонгитюдных исследований началось в марте 1946 года в Великобритании и закончилось в 2013 году, когда его участникам было по 69 лет. Это уникальное исследование, исследователи разных поколений провели колоссальную работу, собрали целый ряд показателей психологического и физического здоровья и благополучия. При этом учитывались даже такие факторы, как: курит человек или нет, сколько лет он обучался, карьерное движение, социально-экономический статус во взрослом возрасте и т.п. Эти данные легли в основу инноваций в системе образования и здравоохранения Великобритании.
В российском лонгитюдном исследовании успешности в обучении ежегодно измеряется не только специфика когнитивного развития, мотивации, личностной сферы, успешности в обучении, но и фиксируются условия семейной среды с позиции восприятия ребенком. Так, с согласия родителей ребенок заполняет опросник, направленный на понимание особенностей восприятия отношения и матерей, и отцов (естественно, при наличии). Например, фиксируется показатель, контролирует ли мама выполнение домашних заданий. Но исключительно от индивидуальных особенностей ребенка зависит, как он это воспринимает. Если в первом классе ребенок, как правило, спокойно относится к тому, что мама проверяет у него домашнее задание, то в 8 классе уже наблюдаются «протестные настроения». Что дети говорят в таком случае? Как правило, восьмиклассник считает, что «родители влезают в мою частную жизнь», «пытаются меня контролировать». Но всегда есть и индивидуальные различия. Так, встречаются восьмиклассники, которые спокойно к этому относятся. И фактически исследователь может выявить динамику восприятия родительского отношения в среднем и на индивидуальном уровне.
Такие лонгитюдные исследования – это тяжелый труд всех участников образовательных отношений: исследователя, школьников, администрации школ, в меньшей мере родителей. Специфика лонгитюдов – в «отсроченности» результатов. Если мы сегодня начинаем лонгитюдное исследование с участием первоклассников школы, региона или страны, то результаты о развитии на протяжении основного общего образования мы получим только через 9 лет. Но уже через 4 года мы сможем, например, оценить, различаются ли первоклассники, пришедшие в первый класс четырьмя годами позже. И фактически благодаря только такому исследованию мы можем сказать, изменились ли дети, стали ли они агрессивнее, умнее, толерантнее и т.п.
Участие в исследовании – нагрузка не только для специалистов, но и для детей…
– Проводя исследование в школе, мы добились, что каждый школьник тратит на участие в нем всего два урока в конце каждого учебного года. Все исследования в образовательных организациях должны проводиться в строгом соответствии с этическими нормами. Школьники должны с удовольствием выполнять задания, детям должно быть интересно. Ребятам необходимо разъяснять, для чего они делают каждое задание и что оно дает им в плане тренировки или нового знания. В нашей школы мы проводим специальные научные мини-сессии «Мои познавательные возможности и успехи в учебе» для школьников 1–11 классов, разработанные для каждой возрастной группы. Кроме того, у каждого школьника есть возможность попробовать себя в настоящей научной работе, а у родителей получить ответы на интересующие их вопросы в области образования ребенка.
В ходе лонгитюдных исследований проводится нормирование показателей, например, когнитивного развития для каждой возрастной группы. На данный момент в России нет норм по показателям интеллекта, памяти, скорости переработки информации для разных возрастных групп. И пока мы можем только голословно говорить, изменились ли дети. Например, в нашей школе учителя начальных классов в большинстве своем считают, что дети изменились. В качестве аргументов приводятся профессиональные наблюдения. В частности, если раньше, когда детям читали текст и спрашивали, какие слова непонятны, то поднимались одна-две руки, называли действительно какие-то сложные, редко употребляемые слова типа «избенка». Сейчас непонятных для детей слов стало много больше, после каждого произведения – лес рук, они не понимают слов «тропинка», «косынка», которые в прошлые годы дети понимали без проблем. Задача ученых в данном случае – зафиксировать объем словарного запаса детей с помощью надежных тестовых методов и рассчитать различия между когортами детей (например, нынешнего года и пятью годами ранее). Сейчас эта работа выполняется.
Почему происходят такие различия в словарном запасе?
– Перед учеными как раз и стоит задача – выяснить причины всех зафиксированных изменений. Мы знаем, что у нас очень хороший охват населения дошкольным образованием, реализуются научно обоснованные программы. В Россию перенимать опыт дошкольного образования приезжают из других стран. Но, видимо, словарный запас детей претерпевает изменения в соответствии с изменениями приоритетов среды. Например, если спросить ребенка 10 лет назад, что такое «гаджет» и т.п., он не ответит. Но это не означает, что его словарный запас «обеднел». Отслеживать и индивидуальные изменения в когнитивной сфере, и тренды среды как раз и призваны лонгитюдные исследования. Нам важно понять не только, как развивается с 1 по 4 класс скорость переработки информации или словарный запас, но понять, почему происходит именно так. Почему есть разные группы детей, которые по-разному реагируют на изменения среды? Например, группа детей приходит в первый класс с примерно одинаковым уровнем скорости переработки информации. В ходе дальнейшего обучения в школе одни дети, это уже научно доказано, оказываются очень успешными в обучении чтению и языку, у них идет интенсивный положительный прирост скорости. У других детей прирост очень небольшой, им нужно больше времени, чтобы ответить на вопрос, чтобы выучить стихотворение и т.д. У этих детей на протяжении начального обучения идет очень медленный прирост скорости переработки информации. Наше научное исследование призвано не только это зафиксировать, но и понять, какие факторы (семейные, индивидуальные и образовательные) влияют на развитие каждого ребенка. Возможно, что ребенку с замедленной скоростью реакции нужен учитель начальных классов с более быстрой реакцией, а возможно, что наоборот. Эти данные лягут в основу разработки методических рекомендаций для педагогов.
В данном случае речь идет об индивидуализации и персонализации образования?
– Да, несомненно, наша задача – выяснить, какие факторы приводят к формированию индивидуальных различий в обучении, почему один ребенок хорошо справляется с образовательной программой и в детском саду, и в школе, а кому-то нужно больше времени для понимания задачи, ему сложно, родители нервничают, воспитатели не знают, что делать. Получается, что плохо и ребенку, и воспитателям, и родителям.
Результаты наших лонгитюдных исследований направлены на повышение успешности в обучении каждого ребенка, а в конечном счете, на повышение эффективности системы образования в целом, чтобы каждому ребенку в школе, детском саду было комфортно. Ребенок не должен нервничать, переживать из-за своей индивидуальности, ему не должны говорить «чего ты так долго думаешь» или «чего ты так быстро отвечаешь». Поэтому так важен анализ индивидуальных различий в обучении и факторов, которые формируют эти различия. Если взять любую группу детского сада, то в ней обязательно будут как быстрые, так и крайне медленные дети. Это закон нормального распределения признака в группе.
Полный текст интервью с Татьяной Николаевной Тихомировой читайте в журнале "СДО" №2/2020.