Конференция стала одним из самых масштабных событий в Европе в сфере воспитания и обучения детей младшего возраста. Обсудить проблемы развития дошкольного образования и пути их решения собрались ведущие ученые из разных стран мира. В работе Конференции приняли участие представители Минобрнауки России, Федерального института развития образования, Правительства Москвы, Общественной палаты Российской Федерации, Рособрнадзора, профильных комитетов Государственной думы и Совета Федерации, ведущих профильных научных и образовательных организаций России.
Открывая Конференцию, ректор МГУ, академик РАН, доктор физико-математических наук, профессор Виктор Антонович Садовничий подчеркнул:
– Детство рассматривается как особый период в жизни человека, который характеризуется самоценностью, непреходящим значением для развития личности. Московский государственный университет всегда считал своей приоритетной задачей поддержку молодых талантливых людей, безусловно, это один из элементов развития творческих способностей детства.
В этом году почетным гостем Конференции стала Китайская Народная Республика. Полномочный министр-советник по делам образования посольства КНР в России Чжао Гочен в приветственном слове отметил:
– Эта Конференция – важнейший и наиболее представительный форум в области дошкольного образования в мире. Очень рад, что у нас есть возможность вместе со специалистами из России и других стран обсудить вопросы дошкольного образования, изучить передовой опыт других стран, что особенно важно для Китая, ныне активно занимающегося развитием дошкольного образования.
Ректор Московской педагогической академии дошкольного образования, руководитель Центра воспитания и социальной педагогики Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Николай Евгеньевич Веракса, обращаясь к участникам Конференции, обозначил ее главные темы:
– Конференция стала доброй традицией, которая каждый год объединяет специалистов многих стран. Любовь к детям, вера в будущее, подлинный энтузиазм и открытость миру – вот что является общим для всех собравшихся. Каждый ребенок уникален и в своей уникальности безграничен и равен Вселенной. Человечество начинает осознавать масштаб такого события, как рождение нового человека. Ценность и неповторимость детства ставит перед современным воспитанием и образованием детей младшего возраста трудные вопросы. Каким должен быть педагог и как ему общаться с детьми? Каким должен быть родитель? Как быть с детской игрой? Как оценивать качество дошкольного образования, в котором много женщин и мало мужчин? Должен ли детский сад готовить детей к школе и если должен, то как?
Директор Федерального института развития образования, академик РАО Александр Григорьевич Асмолов в своем докладе отметил важность идей Ж.Пиаже и Л.С.Выготского для развития системы дошкольного образования:
– Мы сегодня недооценили великий переворот, который был произведен Выготским и Пиаже в ХХ веке. Позиция Выготского – что, создавая пространство деятельности, мы тем самым помогаем развитию ребенка, помогаем найти самое главное – развитие как идеологию, как ценность, развитие свободной личности от социального к индивидуальному, не была достаточно понята. Мы действовали в логике Выготского, когда предложили новые стандарты развития – от дошкольного образования до старшей школы. Впервые произошло следующее – то, что было научной идеей, культурно-научной школой, стало социальной нормой через стандарты. То, что мы сделали и будем делать – это реформа социального образа жизни. Идеология развития как ценность приводит нас от реформы отдельных педагогических, психологических, когнитивных технологий к реформе социального образа жизни. Создать стандарты – это создать нормы социального поведения больших и малых групп, создать управленческие алгоритмы, которые дали бы вектор и направленность поведения людей.
Одной из основных тем Конференции стала проблема оценки качества дошкольного образования. Доклад по этой проблеме представила соавтор шкал ECERS Дебби Крайер (Институт развития ребенка им. Фрэнка Портера Грэма Университета Северной Каролины, Чапел-Хилл, США).
На Конференции были затронуты такие важные темы, как индивидуализация образовательных маршрутов дошкольников, дошкольное образование для детей с ОВЗ, подготовка педагогических кадров, познавательное развитие дошкольников, создание развивающей предметно-пространственной среды.
На пленарных заседаниях, секциях, круглых столах шло бурное и конструктивное обсуждение острых проблем современного дошкольного образования.
В третий день работы Конференции участникам была представлена Открытая образовательная программа. Ведущие ученые, специалисты в области дошкольного образования прочитали лекции для педагогов, провели мастер-классы.