Практически ежедневно дети сталкиваются с новыми опасностями, возможностями и в результате возникают новые потребности, которые важны для жизни детей. Они могут быть странными, необычными, редкими. Они сходны в том, что сейчас нет понимания того, какую роль они играют в жизни детей. Мы также не знаем, являются ли эти феномены временными или же их будет больше.
К сожалению надежного механизма анализа и понимания новых возникающих потребностей детей не существует. Термин «новые возникающие потребности детей» обозначает описание слабо связанных между собой событий, проблем, возможностей и угроз, которые важны для развития ребенка, но которые не встречались ранее детьми в обществе.
Мы слышим о таких вещах по телевидению и радио, во время разговора с друзьями и коллегами, читаем о них в газетах и журналах, в сети Интернет. Иногда мы видим их в нашем окружении. Они приходят и исчезают, уловить их весьма сложно. Подробнее с примерами «новых возникающих потребностей детей» можно ознакомиться в публикациях Нико ван Уденховена (ван Уденховен Н. Социальное развитие, игра, духовное развитие, обучение искусству, музыке для ребенка намного важнее, чем академическая успеваемость // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2012. – №2. – С. 76–83). Однако в них нет ничего о новых потребностях мальчиков и девочек из России.
Чего же мы хотим? Мы будем рады, если Вы сможете:
- Написать список «новых возникающих потребностей детей». Они должны быть, с Вашей точки зрения, новыми в том смысле, что они не возникали ранее.
- Описывая эти потребности, пожалуйста, постарайтесь сделать это как можно более детально: когда Вы услышали об этом, где и т.д.
- Описывая потребности, расскажите о Вашем мнении по поводу их возможного влияния на развитие ребенка.
- Описывая потребности, пожалуйста, скажите, как, по Вашему мнению, они выглядят с точки зрения интересов ребенка.
Ответы можно прислать на адрес редакции journal@msbook.ru до 31 марта 2014 года.
Спасибо за участие!
Веракса Н.Е., доктор психологических наук, профессор
ван Уденховен Н., доктор психологических наук, профессор