Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Анализ педагогического текста в контексте развития критического мышления студента-педагога

    Анализ педагогического текста в контексте развития критического мышления студента-педагога

    Анализ педагогического текста в контексте развития критического мышления студента-педагога
    Скачать в формате PDF
    Поступила: 31.01.2025
    Принята к публикации: 22.03.2025
    Дата публикации в журнале: 31.03.2025
    DOI: 10.24412/2782-4519-2025-2128-56-70
    Ключевые слова: педагогический текст структура анализа педагогического текста критическое мышление условия развития критического мышления
    Для цитирования статьи:
    Римашевская, Л.С. (2025). Анализ педагогического текста в контексте развития критического мышления студента-педагога. Современ­ное дошкольное образование, 19(2), 56–70. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2025-2128-56-70

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2025. - №2
    Римашевская Лариса Сергеевна
    кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольной педагогики, Институт детства, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Российская Федерация

    Аннотация

    Актуальность. Актуальность проблемы формирования критического мышления в современном образовании обусловлена необходимостью подготовки личности, способной адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира и эффективно работать с большим информационным потоком. Критическое мышление является ключевым навыком, позволяющим достичь таких образовательных результатов, как умение анализировать информацию, вырабатывать самостоятельные суждения, решать проблемы, сотрудничать и выстраивать конструктивные отношения.

    Цель. Осуществить теоретический анализ проблемы на предмет изучения уже выявленных возможностей использования анализа педагогического текста для развития критического мышления студента-педагога. Определить особенности использования педагогических текстов для развития критического мышления студентов-педагогов в практике преподавания психолого-педагогиче­ских дисциплин вуза.

    Методы. В ходе работы было проведено анкетирование. Для обработки анкет использовался метод процентного соотношения и контент-анализ.

    Выборка. В исследовании приняли участие 150 человек: студенты 2–3 курса бакалавриата по направлениям подготовки «Психология образования», «Психолого-педагогическое образование»; 1–2 курса магистратуры программы «Методическое сопровождение в дошкольном образовании» Института детства, программы «Развитие личностного потенциала в образовании» Института психологии РГПУ им. А.И. Герцена Санкт-Петербурга.

    Результаты. Анализ ряда научных исследований показал, что у взрослых людей стихийное формирование критического мышления и когнитивной гибкости практически не происходит даже в процессе накопления профессионального опыта. Для развития этих качеств необходимо целенаправленное использование специальных методов и методик, которые способствуют формированию у студентов навыков рефлексии, критического анализа ситуаций, сопоставления различных точек зрения, а также умения воспринимать и оценивать окружающую действительность с разных позиций, выходя за рамки собственного опыта. Проведенное исследование выявило дефицит использования педагогических текстов, направленных на развитие критического мышления у студентов-педагогов, а также ограниченность заданий, способствующих его формированию в рамках освоения психолого-педагогических дисциплин в педагогическом вузе. Это указывает на необходимость обогащения программ психолого-педагогических дисциплин большим количеством или вариантами заданий, которые позволят эффективно развивать критическое мышление у будущих педагогов.

    Выводы. Система высшего образования призвана развивать критическое мышление, направлять студента-педагога на овладение творческими способами решения жизненных проблем, на самообразование и самовоспитание. Для формирования критического мышления у студентов высших учебных заведений при изучении различных дисциплин необходимо систематически использовать педагогические тексты, в которых представлены различные авторские варианты осмысления традиционных истин, профессиональных установок и ценностей.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    Барт, Р. (1989). Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Москва: Изд-во «Прогресс».

    Барт, Р. (2001). S/Z. Москва: Изд-во «Эдиториал УРСС».

    Буйко, Н.С. (2004). Интерпретация педагогического текста как средство развития мышления педагога: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Тюмень.

    Длугач, Т.Б. (2020). В.С. Библер о логике культуры. 

    Барт, Р. (1989). Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Москва: Изд-во «Прогресс».

    Барт, Р. (2001). S/Z. Москва: Изд-во «Эдиториал УРСС».

    Буйко, Н.С. (2004). Интерпретация педагогического текста как средство развития мышления педагога: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Тюмень.

    Длугач, Т.Б. (2020). В.С. Библер о логике культуры. История философии, 25(2), 96–105. https://doi.org/10.21146/2074-5869-2020-25-2-96-105

    Заир-Бек, С.И., Загашев, И.О., Марико, В.В. (2007). Проект «Развитие критического мышления для высшего образования» в России. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, (6).

    Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. (2011). Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва: Изд-во «Просвещение».

    Ильясов, И.И. (1995). Критическое мышление — новый аспект в развивающем обучении. Директор школы, (4), 50.

    Корешникова, Ю.Н. (2021). Организационные и педагогические условия развития критического мышления у студентов в вузе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва.

    Коротяева, М.Н. (2006). Самостоятельная работа с научно-педагогическими текстами как средство управления самообразованием преподавателя высшей школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва.

    Котельникова, З.И. (2008). Педагогическая интерпретация текста как средство формирования ценностного отношения к профессиональному поведению у будущих учителей: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Нижний Тагил.

    Лотман, Ю.М. (1996). Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. Москва: Изд-во «Языки русской культуры».

    Муштавинская, И.В. (2009). Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Изд-во «КАРО».

    Орехова, Е.Н. (2011) Субъективная модальность высказывания: форма, семантика, функции: Автореф. дисс. д-ра филол. наук. Москва.

    Основы критического мышления (1997–1998). Междисциплинарная программа: Пособие. Сост. Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. Москва.

    Популяризация критического мышления (1997). Пособие II. Сост. Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. Москва.

    Пугач, В.Е. (2014). Человек и дискурс: педагогический аспект. Педагогика текста. В поисках смыслов и ценностей. В: Открытое образование. Педагогика текста. В поисках смыслов и ценностей. Сборник материалов научно-практической конференции (24–25 октября 2013 года). Под ред. Т.Г. Галактионовой, Е.И. Казаковой. Санкт-Петербург. Изд-во «Образовательный центр «Участие».

    Роботова, А.С. (2012). И снова… о научно-педагогических текстах. Высшее образование в России, (11), 94–98.

    Роботова, А.С. (2013). Познавательная и эстетическая ценность научно-педагогического текста. Педагогика культуры, (19).

    Семенова, О.М. (2009). Формирование критического мышления будущего студента-учителя в процессе обучения в педагогическом университете. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Самара.

    Семенова, О.М. (2018). Содержание понятия «критическое мышление учителя». Поволжский педагогический вестник, 6(3), 70–76.

    Темпл, Ч., Стил, Д., Мередит, К. (1997). Чтение, письмо и обсуждение для любого учебного предмета: подготовлено в рамках проекта «Чтение и письмо для критического мышления». Пособие III. Москва: Изд-во «ИОО».

    Трубина, З.И. (2018). Педагогическая интерпретация текста как средство решения образовательных задач. Интернет-журнал «Мир науки», 6(6), 1–11.

    Akramova, G.R. (2021). Pedagogical and psychological conditions of preparing students for socialrelations on the basis of the development of critical thinking. Psychology and Education, 58(2), 4889–4902.

    Baron, J.B., Sternberg, R.J. (1987). Teaching thinking skills: Theory and practice. New York: Freeman.

    Cherednichenko, B., Kruger, T. (2002). Those who can, do! Teacher education as an act of personal and institutional reflexivity. Paper Presented to Australian Association for Research in Education. Brisbane, 2-6 December.

    Hamouda, A.M.S., Tarlochan, F. (2015). Engaging engineering students in active learning and critical thinking through class debates. Procedia — Social and Behavioral Sciences, (191), 990–995. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.379.

    Huber, C.R., Kuncel, N.R. (2016). Does college teach critical thinking? A metaanalysis. Review of Educational Research, 86(2), 431–468.

    Kwan, Y.W., Wong A.F.L. (2015). Effects of the constructivist learning environment on students’ critical thinking ability: Cognitive and motivational variables as mediators. International Journal of Educational Research, (70), 68–79.

    Korthagen, F.A. (2004). In search of the essence of a good teacher. Towards a more holistic approach in teacher education. Teaching and Teacher Education, 20(1), 77–97.

    Mansoor, F. (2012). Critical thinking in higher education: A pedagogical look. Theory and Practice in Language Studies, 2(7), 1370–1375.

    Заир-Бек, С.И., Загашев, И.О., Марико, В.В. (2007). Проект «Развитие критического мышления для высшего образования» в России. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, (6).

    Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. (2011). Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва: Изд-во «Просвещение».

    Ильясов, И.И. (1995). Критическое мышление — новый аспект в развивающем обучении. Директор школы, (4), 50.

    Корешникова, Ю.Н. (2021). Организационные и педагогические условия развития критического мышления у студентов в вузе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва.

    Коротяева, М.Н. (2006). Самостоятельная работа с научно-педагогическими текстами как средство управления самообразованием преподавателя высшей школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва.

    Котельникова, З.И. (2008). Педагогическая интерпретация текста как средство формирования ценностного отношения к профессиональному поведению у будущих учителей: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Нижний Тагил.

    Лотман, Ю.М. (1996). Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. Москва: Изд-во «Языки русской культуры».

    Муштавинская, И.В. (2009). Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Изд-во «КАРО».

    Орехова, Е.Н. (2011) Субъективная модальность высказывания: форма, семантика, функции: Автореф. дисс. д-ра филол. наук. Москва.

    Основы критического мышления (1997–1998). Междисциплинарная программа: Пособие. Сост. Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. Москва.

    Популяризация критического мышления (1997). Пособие II. Сост. Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. Москва.

    Пугач, В.Е. (2014). Человек и дискурс: педагогический аспект. Педагогика текста. В поисках смыслов и ценностей. В: Открытое образование. Педагогика текста. В поисках смыслов и ценностей. Сборник материалов научно-практической конференции (24–25 октября 2013 года). Под ред. Т.Г. Галактионовой, Е.И. Казаковой. Санкт-Петербург. Изд-во «Образовательный центр «Участие».

    Роботова, А.С. (2012). И снова… о научно-педагогических текстах. Высшее образование в России, (11), 94–98.

    Роботова, А.С. (2013). Познавательная и эстетическая ценность научно-педагогического текста. Педагогика культуры, (19).

    Семенова, О.М. (2009). Формирование критического мышления будущего студента-учителя в процессе обучения в педагогическом университете. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Самара.

    Семенова, О.М. (2018). Содержание понятия «критическое мышление учителя». Поволжский педагогический вестник, 6(3), 70–76.

    Темпл, Ч., Стил, Д., Мередит, К. (1997). Чтение, письмо и обсуждение для любого учебного предмета: подготовлено в рамках проекта «Чтение и письмо для критического мышления». Пособие III. Москва: Изд-во «ИОО».

    Трубина, З.И. (2018). Педагогическая интерпретация текста как средство решения образовательных задач. Интернет-журнал «Мир науки», 6(6), 1–11.

    Akramova, G.R. (2021). Pedagogical and psychological conditions of preparing students for socialrelations on the basis of the development of critical thinking. Psychology and Education, 58(2), 4889–4902.

    Baron, J.B., Sternberg, R.J. (1987). Teaching thinking skills: Theory and practice. New York: Freeman.

    Cherednichenko, B., Kruger, T. (2002). Those who can, do! Teacher education as an act of personal and institutional reflexivity. Paper Presented to Australian Association for Research in Education. Brisbane, 2-6 December.

    Hamouda, A.M.S., Tarlochan, F. (2015). Engaging engineering students in active learning and critical thinking through class debates. Procedia — Social and Behavioral Sciences, (191), 990–995. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.379.

    Huber, C.R., Kuncel, N.R. (2016). Does college teach critical thinking? A metaanalysis. Review of Educational Research, 86(2), 431–468.

    Kwan, Y.W., Wong A.F.L. (2015). Effects of the constructivist learning environment on students’ critical thinking ability: Cognitive and motivational variables as mediators. International Journal of Educational Research, (70), 68–79.

    Korthagen, F.A. (2004). In search of the essence of a good teacher. Towards a more holistic approach in teacher education. Teaching and Teacher Education, 20(1), 77–97.

    Mansoor, F. (2012). Critical thinking in higher education: A pedagogical look. Theory and Practice in Language Studies, 2(7), 1370–1375.

    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью