Баландин Д.Л., Комарова И.И., Смирнова И.Н. Мониторинг индивидуального развития ребенка (от рождения до школы)
Скачать в формате PDF
DOI:
10.24412/1997-9657-2022-2110-40-51
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Баландин Д.Л., Комарова И.И., Смирнова И.Н. Мониторинг индивидуального развития ребенка (от рождения до школы) // Современное дошкольное образование. – 2022. – №2(110). – С. 40–51. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-2110-40-51
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. В современном мире в результате бурного развития медицины и возможностей выхаживания детей резко увеличивается количество детей с особыми потребностями в развитии. Это приводит к росту инвалидности, особенно в тех случаях, когда не удается выявить отклонения в развитии в раннем возрасте и начать принимать меры. Этому способствует модель медицинского обслуживания, при которой врач имеет ограниченное время для наблюдения за ребенком. Поэтому в работе с детьми младшего возраста возникает проблема невыявленности отклонений в развитии. С другой стороны, даже при выявлении детей, нуждающихся в создании особых условий, есть проблема недоступности развивающих и образовательных услуг детям с ОВЗ раннего возраста (от рождения до 3-х лет); отсутствие условий для формирования инклюзивной среды в ДОО: большая наполняемость групп (до 30 человек), отсутствие специалистов в ДОО, отсутствие сетевых механизмов взаимодействия с территориальной системой ранней помощи, большое многообразие образовательных кейсов и др., при отсутствии оценки качества этих ресурсов.
Цель. Разработка автоматизированной системы «Мир ребенка», направленной на раннее выявление отклонений в развитии путем педагогического, родительского и медицинского мониторинга.
Описание хода исследования. Мониторинг строился на наблюдении педагогов за поведением детей в яслях и детских садах и фиксации в системе результатов наблюдений педагога за детьми. Помимо педагогов за детьми ведут наблюдение медики и родители. Самообучающаяся система корректирует оценки в зависимости от увеличения количества участников системы. На основании полученных в системе данных организуется психолого-педагогическая комиссия в детском саду. В случае необходимости родителям рекомендуют обратиться в ПМПК. Здесь происходит верификация нарушений и делаются рекомендации условий образования ребенка. В детском саду разрабатывается адаптированная программа, наблюдения продолжаются, и ведется их фиксация. Корректировка системы осуществляется не чаще, чем один раз в полгода.
Результаты. Проект был поддержан Агентством стратегических инициатив, принят как образцовая практика и обсуждался на заседании экспертов АСИ. В декабре 2021 года проект был также представлен на совещании «Цифровая трансформация в дошкольном воспитании» в Аналитическом центре при Правительстве РФ. В настоящее время проект проходит апробацию. Параллельно идет обучение системы искусственного интеллекта.
Заключение. В результате реализации проекта: разработана Информационная система с гораздо большим функционалом, чем предполагалось, включающая не только педагогический мониторинг, но и медицинский; проведено обучение педагогов трех регионов (г. Клин, Московская область; г. Омск; г. Казань, Республика Татарстан) в пяти учебных комплексах. Проведено обучение педиатров и сестер в пяти медицинских учреждениях. Проведено обучение родителей, чьи дети участвуют в апробации.
Литература
1. В России выросло число детей с ограниченными возможностями здоровья // https://ria.ru/20210430/deti-1730713092.html
2. Группа ВОЗ по Многофокусному Исследованию Эталонов Роста. Регистрирование и фоновые характеристики в Многофокусном Исследовании ВОЗ Эталонов Роста. Acta Paediatrica, 2006, Приложение 450:7–15. 14.
3. Группа ВОЗ по Многофокусному Исследованию Эталонов Роста. Достоверность данных моторного развития в Многофокусном Исследовании ВОЗ Эталонов Роста. Acta Paediatrica, 2006, Приложение 450:47–55. 15.
4. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: [Пер. с нем.]. – М.: Педагогика, 1991. – 238 с. – (Зарубежная школа и педагогика).
5. Методические рекомендации по обследованию и составлению индивидуальных программ ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. – М., 2015. – С. 3.
6. ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ПРОЦВЕТАНИЯ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. С.М. Авдеевой, И.И. Комаровой, Т.С. Комаровой, С.С. Славина. – М.: АСИ, 2014. – 320 с.
7. Окна достижений для шести основных этапов общего развития моторики / Группа ВОЗ по Многофокусному Исследованию Эталонов Роста. Acta paediatrica, 2006; Приложение 450:86–95.
8. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп.– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 368 c.
9. Пакет материалов ВОЗ / ЮНИСЕФ «Забота о развитии ребенка»: Пособие для участника – Карточки советов – Заметки модератора – Руководство по клинической практике – Система мониторинга и оценки – Плакат – CD-ROM с курсовыми материалами, презентациями, обзорами и видео, 2012.
10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» // https://base.garant.ru/71354376/#friends Распределение инвалидов по полу и возрасту // https://rosstat.gov.ru/folder/13964
11. Сонькин В.Д., Зайцева В.В., Макеева А.Г., Сонькин В.В. Компоненты качества жизни современных российских школьников // Новые исследования. Российская академия образования. Институт возрастной физиологии. – М., 2008. – №3 (16). – С. 4–23.
12. Структура образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО // https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/doshkolnoe-obrazovanie/fgos/struktura-obrazovatelnoj-programmy-doshkolnogo-obrazovaniya-v-sootvetstvii-s-fgos-do.html
13. Физическое и психосоциальное развитие детей раннего возраста (0–5 лет) (Учебно-методическое пособие) // https://www.unicef.org/kazakhstan/media/1376/file%20/Публикация%20.pdf
14. A critical link: interventions for physical growth and psychological development. Geneva, World Health Organization, 1999 (document WHO/CHS/CAH/99.3).
15. A global history of early childhood education and care // http://unesdoc.unesco.org/Ulis/cgi-bin/ulis.pl?catno=147470&set=4FDB77B6_2_449&database=Use&gp=0&lin=1&ll=1
16. Developmental difficulties in early childhood: prevention, early identification, assessment and intervention in low– and middle-income countries: a review. WHO, 2012. URL: http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/97942/1/9789241503549_eng.pdf
17. Grantham McGregor S. et al., and the International Child development Steering Group (2007). Developmental potential in the first 5 years for children in developing countries. Lancet, 369:60-70.
18. Maxwell, K. & Clifford, R. (Jan 2004). Research in review: School readiness assessment. Young Children // www.journal.naeyc.org.
19. Nelms V.S., Mullins R.G. Growth and development. Primary health care approach. Inglewood Cliffs, NJ, USA: Prentice Hall, 1982.
20. Richter L.M. (2004) The importance of caregiver-child interactions for the survival and healthy development of young children: a review. Geneva: World Health Organization.
21. Wijnhoven T.M., de Onis M., Onyango A.W., Wang T., Bjoerne-boe G.E., Bhandari N., et al., for the WHO Multi-Focus Research Group on Growth Standards (2004). Assessing gross motor development in the WHO Multi-Focus Study of Growth Standards. Nutrition Bulletin; 25 Appendix 1:S37–45. 13.
22. World Health Organization, World Bank. World report on disability. Geneva, World Health Organization, 2011 (http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/en/index.html).
23. WHO (1999) A critical link: interventions for physical growth and psychological development. A review. Geneva, World Health Organization (WHO/CHS/ CAH/99–3).
2. Группа ВОЗ по Многофокусному Исследованию Эталонов Роста. Регистрирование и фоновые характеристики в Многофокусном Исследовании ВОЗ Эталонов Роста. Acta Paediatrica, 2006, Приложение 450:7–15. 14.
3. Группа ВОЗ по Многофокусному Исследованию Эталонов Роста. Достоверность данных моторного развития в Многофокусном Исследовании ВОЗ Эталонов Роста. Acta Paediatrica, 2006, Приложение 450:47–55. 15.
4. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: [Пер. с нем.]. – М.: Педагогика, 1991. – 238 с. – (Зарубежная школа и педагогика).
5. Методические рекомендации по обследованию и составлению индивидуальных программ ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. – М., 2015. – С. 3.
6. ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ПРОЦВЕТАНИЯ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. С.М. Авдеевой, И.И. Комаровой, Т.С. Комаровой, С.С. Славина. – М.: АСИ, 2014. – 320 с.
7. Окна достижений для шести основных этапов общего развития моторики / Группа ВОЗ по Многофокусному Исследованию Эталонов Роста. Acta paediatrica, 2006; Приложение 450:86–95.
8. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп.– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 368 c.
9. Пакет материалов ВОЗ / ЮНИСЕФ «Забота о развитии ребенка»: Пособие для участника – Карточки советов – Заметки модератора – Руководство по клинической практике – Система мониторинга и оценки – Плакат – CD-ROM с курсовыми материалами, презентациями, обзорами и видео, 2012.
10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» // https://base.garant.ru/71354376/#friends Распределение инвалидов по полу и возрасту // https://rosstat.gov.ru/folder/13964
11. Сонькин В.Д., Зайцева В.В., Макеева А.Г., Сонькин В.В. Компоненты качества жизни современных российских школьников // Новые исследования. Российская академия образования. Институт возрастной физиологии. – М., 2008. – №3 (16). – С. 4–23.
12. Структура образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО // https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/doshkolnoe-obrazovanie/fgos/struktura-obrazovatelnoj-programmy-doshkolnogo-obrazovaniya-v-sootvetstvii-s-fgos-do.html
13. Физическое и психосоциальное развитие детей раннего возраста (0–5 лет) (Учебно-методическое пособие) // https://www.unicef.org/kazakhstan/media/1376/file%20/Публикация%20.pdf
14. A critical link: interventions for physical growth and psychological development. Geneva, World Health Organization, 1999 (document WHO/CHS/CAH/99.3).
15. A global history of early childhood education and care // http://unesdoc.unesco.org/Ulis/cgi-bin/ulis.pl?catno=147470&set=4FDB77B6_2_449&database=Use&gp=0&lin=1&ll=1
16. Developmental difficulties in early childhood: prevention, early identification, assessment and intervention in low– and middle-income countries: a review. WHO, 2012. URL: http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/97942/1/9789241503549_eng.pdf
17. Grantham McGregor S. et al., and the International Child development Steering Group (2007). Developmental potential in the first 5 years for children in developing countries. Lancet, 369:60-70.
18. Maxwell, K. & Clifford, R. (Jan 2004). Research in review: School readiness assessment. Young Children // www.journal.naeyc.org.
19. Nelms V.S., Mullins R.G. Growth and development. Primary health care approach. Inglewood Cliffs, NJ, USA: Prentice Hall, 1982.
20. Richter L.M. (2004) The importance of caregiver-child interactions for the survival and healthy development of young children: a review. Geneva: World Health Organization.
21. Wijnhoven T.M., de Onis M., Onyango A.W., Wang T., Bjoerne-boe G.E., Bhandari N., et al., for the WHO Multi-Focus Research Group on Growth Standards (2004). Assessing gross motor development in the WHO Multi-Focus Study of Growth Standards. Nutrition Bulletin; 25 Appendix 1:S37–45. 13.
22. World Health Organization, World Bank. World report on disability. Geneva, World Health Organization, 2011 (http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/en/index.html).
23. WHO (1999) A critical link: interventions for physical growth and psychological development. A review. Geneva, World Health Organization (WHO/CHS/ CAH/99–3).
- Комментарии
Загрузка комментариев...