Бойтунова С.И., Максимова С.В. Национальная библиотека – ресурсная база детских садов
Скачать в формате PDF
DOI:
10.24412/1997-9657-2022-2110-52-57
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Бойтунова С.И., Максимова С.В. Национальная библиотека – ресурсная база детских садов // Современное дошкольное образование. – 2022. – №2(110). – С. 52–57. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-2110-52-57
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Сегодня вопросы образовательного контента стоят очень остро по целому ряду причин. Главную причину составляет разрыв между техническими возможностями системы образования и тем, что основной образовательный контент находится в ведении системы культуры. Понимая образование как усвоение культурных норм, мы осознаем важность не только свободного доступа к культурному контенту, но и потребность в подаче культурного контента доступным для системы образования способом. Сегодня это не так и требуется большая работа, чтобы преодолеть обозначенные разрывы.
Цель работы. Представить опыт выстраивания взаимодействия головной библиотеки (учреждение системы культуры) и дошкольных учреждений (учреждения системы образования) Республики Саха (Якутия).
Описание работы. Эта коллаборация продиктована родовыми функциями национальной библиотеки – сбором, хранением, организацией широкого использования обществом и сохранения всего документального наследия региона для передачи будущим поколениям. В настоящее время библиотеки активно развивают электронные фонды, цели которых обеспечение удаленного доступа к электронному контенту, расширение и развитие информационных услуг библиотеки в электронной среде. Между библиотекой и ДОО Республики заключены договоры, которые позволяют каждому посетителю детского сада, начиная педагогическими работниками и заканчивая родителями, воспользоваться ресурсами библиотеки. Таким образом, библиотека открывает пространство чтения для детского сада, а детский сад – для библиотеки.
Результаты. Для фиксации педагогической мысли Якутии в библиотеке сформированы национальные коллекции методических пособий, настольных игр и мультфильмов, созданных сотрудниками детских садов, как в традиционном, так и в электронном виде. В свою очередь библиотека предлагает свои образовательные ресурсы для детских садов.
Заключение. Сотрудничество предложено к масштабированию по всей территории Российской Федерации.
Литература
1. Антипин И.А. Цифровизация как инструмент трансформации стратегического развития территории // Теория и практика общественного развития. – 2018. – №12 (130). – С. 90–94.
2. Антопольский А.Б., Майстрович Т.В. Электронные библиотеки: принципы создания: науч.-метод. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 283 с.: табл. – (Сер. «Библиотекарь и время, XXI век»; №56).
3. Арский Ю.М., Гиляревский Р.С., Туров И.С., Черный А.И. Инфосфера: информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе. – М.: ВИНИТИ РАН, 1996. – 489 с.
4. Бойкова О.Ф. Электронная библиотека: вопросы правового обеспечения взаимоотношений собственника и пользователя электронных информационных ресурсов // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004. – №2. – С. 68–75.
5. Вислый А.И. Национальная электронная библиотека: современное состояние // Государственная культурная политика: роль библиотек: материалы Ежегодного совещания руководителей федеральных и центральных региональных библиотек России, Санкт-Петербург, 20–21 окт. 2015 г. – СПб.: РНБ, 2016. – С. 18–21.
6. Воройский Ф.С. Основы проектирования автоматизированных библиотечно-информационных систем. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Физматлит, 2008. – 453 с.
7. ГОСТ Р 7.0.96-2016 Электронные библиотеки. Основные виды. Структура. Технология формирования: национальный стандарт Российской Федерации: утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 дек. 2016 г.
N 2003-ст: введен впервые: дата введения 2017-07-01. – М.: Стандартинформ, 2018. – URL: http://docs.cntd.ru/document/1200142870 (дата обращения: 20.07.2020).
8. Дошкольное образование Якутска будет в центре внимания Международной Академии / Пресс-служба Якутской городской Думы. URL: https://aartyk.ru/obshhestvo/doshkolnoe-obrazovanie-yakutska-budet-v-centre-vnimaniya-mezhdunarodnoj.... (дата обращения: 26.01.2022).
9. Жабко Е.Д. Электронные библиотеки как объект научных исследований // Вестник Санкт-Петербургского гос. университета культуры и искусств. – 2017. – №4. – С. 54–60.
10. Земсков А.И., Шрайберг Я.Л. Электронные библиотеки: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 052700 «Библиотечно-информационная деятельность». – М.: Либерия, 2003. – 351 с.
11. Каленов Н.Е., Малахова И.Г. Музейная информация в Электронной библиотеке «Научное наследие России» // Современные тенденции в развитии музеев и музееведения. – Новосибирск: Автограф, 2014. – С. 97–100.
12. Комарова И.И., Новикова С.Е., Тищенко А.С. Состояние системы дошкольного образования в России. Социологические аспекты. – М.: Дело, 2020. – 81 с.
13. Логинов Б.Р. Концепция модернизации ЦНМБ 2016 // Научные библиотеки в информационном обществе: характер деятельности и пути развития. – Казань: Медицина, 2016. – С. 22–36.
14. Майстрович Т.В. Типология электронных библиотек // Современные технологии интеграции информационных ресурсов. – СПб.: ФГБУ «Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина», 2011. – С. 46–53.
15. Максимова С.В., Бойтунова С.И. Библиотека Тамары Семеновны Комаровой: лаборатория ученого-педагога в дар сообществу Якутии // Современное дошкольное образование: электронный журнал. – 2021. – №10. URL: https://sdo-journal.ru/journalpril/maksimova-sv-bojtunova-si-biblioteka-tamary-semyonovny-komarovoj-.... (дата обращения: 26.01.2022).
16. Матвеев М.Ю. Национальные библиотеки: на пути к цифровому будущему // Вестник Санкт-Петербургского гос. университета культуры и искусств. – 2017. – №2 (31). – С. 88–95.
17. Нещерет М.Ю. Цифровизация процессов обслуживания в библиотеках – это уже реальность // Библиосфера. – 2019. – №2. – С. 19–25.
18. Семинар-практикум собрал более 1000 педагогов детских садов и учителей начальной школы республики // Сайт АНО ДПО «Академия детства им. Т.С. Комаровой». 3. Февраль, 2021. URL: http://akademiyadetstva-yakutia.mozello.ru/novosti/params/post/2588724/. (дата обращения: 26.01.2022).
19. Соколов А.В. Информационно-поисковые системы: учебное пособие для вузов. – М.: Радио и связь, 1981. – 152 с.
20. Тараканов К.В. Информатика. – М.: Книга, 1986. – 303 с.
21. «Читаем все»: парциальная программа дошкольного образования / Национальная библиотека Республики Саха (Якутия), Международная педагогическая академия дошкольного образования, Академия детства им. Т.С. Комаровой. Составители: С.И. Бойтунова, А.И. Егорова, И.И. Комарова [и др.]. – Якутск: Электронное издательство НБ РС(Я), 2020. 1– 09 с.
22. Шрайберг Я.Л. Автоматизация как новое научное направление в библиотечно-информационной области: десять главных принципов автоматизации // Научные и технические библиотеки. – 2000. – №2. – С. 5–11.
2. Антопольский А.Б., Майстрович Т.В. Электронные библиотеки: принципы создания: науч.-метод. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 283 с.: табл. – (Сер. «Библиотекарь и время, XXI век»; №56).
3. Арский Ю.М., Гиляревский Р.С., Туров И.С., Черный А.И. Инфосфера: информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе. – М.: ВИНИТИ РАН, 1996. – 489 с.
4. Бойкова О.Ф. Электронная библиотека: вопросы правового обеспечения взаимоотношений собственника и пользователя электронных информационных ресурсов // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004. – №2. – С. 68–75.
5. Вислый А.И. Национальная электронная библиотека: современное состояние // Государственная культурная политика: роль библиотек: материалы Ежегодного совещания руководителей федеральных и центральных региональных библиотек России, Санкт-Петербург, 20–21 окт. 2015 г. – СПб.: РНБ, 2016. – С. 18–21.
6. Воройский Ф.С. Основы проектирования автоматизированных библиотечно-информационных систем. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Физматлит, 2008. – 453 с.
7. ГОСТ Р 7.0.96-2016 Электронные библиотеки. Основные виды. Структура. Технология формирования: национальный стандарт Российской Федерации: утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 дек. 2016 г.
N 2003-ст: введен впервые: дата введения 2017-07-01. – М.: Стандартинформ, 2018. – URL: http://docs.cntd.ru/document/1200142870 (дата обращения: 20.07.2020).
8. Дошкольное образование Якутска будет в центре внимания Международной Академии / Пресс-служба Якутской городской Думы. URL: https://aartyk.ru/obshhestvo/doshkolnoe-obrazovanie-yakutska-budet-v-centre-vnimaniya-mezhdunarodnoj.... (дата обращения: 26.01.2022).
9. Жабко Е.Д. Электронные библиотеки как объект научных исследований // Вестник Санкт-Петербургского гос. университета культуры и искусств. – 2017. – №4. – С. 54–60.
10. Земсков А.И., Шрайберг Я.Л. Электронные библиотеки: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 052700 «Библиотечно-информационная деятельность». – М.: Либерия, 2003. – 351 с.
11. Каленов Н.Е., Малахова И.Г. Музейная информация в Электронной библиотеке «Научное наследие России» // Современные тенденции в развитии музеев и музееведения. – Новосибирск: Автограф, 2014. – С. 97–100.
12. Комарова И.И., Новикова С.Е., Тищенко А.С. Состояние системы дошкольного образования в России. Социологические аспекты. – М.: Дело, 2020. – 81 с.
13. Логинов Б.Р. Концепция модернизации ЦНМБ 2016 // Научные библиотеки в информационном обществе: характер деятельности и пути развития. – Казань: Медицина, 2016. – С. 22–36.
14. Майстрович Т.В. Типология электронных библиотек // Современные технологии интеграции информационных ресурсов. – СПб.: ФГБУ «Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина», 2011. – С. 46–53.
15. Максимова С.В., Бойтунова С.И. Библиотека Тамары Семеновны Комаровой: лаборатория ученого-педагога в дар сообществу Якутии // Современное дошкольное образование: электронный журнал. – 2021. – №10. URL: https://sdo-journal.ru/journalpril/maksimova-sv-bojtunova-si-biblioteka-tamary-semyonovny-komarovoj-.... (дата обращения: 26.01.2022).
16. Матвеев М.Ю. Национальные библиотеки: на пути к цифровому будущему // Вестник Санкт-Петербургского гос. университета культуры и искусств. – 2017. – №2 (31). – С. 88–95.
17. Нещерет М.Ю. Цифровизация процессов обслуживания в библиотеках – это уже реальность // Библиосфера. – 2019. – №2. – С. 19–25.
18. Семинар-практикум собрал более 1000 педагогов детских садов и учителей начальной школы республики // Сайт АНО ДПО «Академия детства им. Т.С. Комаровой». 3. Февраль, 2021. URL: http://akademiyadetstva-yakutia.mozello.ru/novosti/params/post/2588724/. (дата обращения: 26.01.2022).
19. Соколов А.В. Информационно-поисковые системы: учебное пособие для вузов. – М.: Радио и связь, 1981. – 152 с.
20. Тараканов К.В. Информатика. – М.: Книга, 1986. – 303 с.
21. «Читаем все»: парциальная программа дошкольного образования / Национальная библиотека Республики Саха (Якутия), Международная педагогическая академия дошкольного образования, Академия детства им. Т.С. Комаровой. Составители: С.И. Бойтунова, А.И. Егорова, И.И. Комарова [и др.]. – Якутск: Электронное издательство НБ РС(Я), 2020. 1– 09 с.
22. Шрайберг Я.Л. Автоматизация как новое научное направление в библиотечно-информационной области: десять главных принципов автоматизации // Научные и технические библиотеки. – 2000. – №2. – С. 5–11.
- Комментарии
Загрузка комментариев...