Довженко К.В. Анализ практик объединения школ и детских садов (на примере Московской области)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Развитие образования – это одна из важнейших задач государственной деятельности. Государство уделяет большое внимание реформированию и улучшению системы образования. Реализуемый на протяжении последних 25 лет комплекс реформ в сфере российского образования формирует новые подходы к повышению качества и конкурентоспособности системы российского образования (Просвиркин, 2018). Одним из направлений образовательных реформ является создание условий для преемственности дошкольного и начального общего образования. Объединение школ и детских садов в единые образовательные комплексы в Московской области началось в 2020 году (Богусловский, Кармаев, Ким, 2021) и продлится до 2030 года.
Целью исследования является характеристика представлений директоров, прошедших объединение школ и детских садов в единые образовательные комплексы, о результатах и условиях объединения.
Методы. Глубинное полуструктурированное интервью директоров образовательных комплексов Московской области.
Ход исследования. Выборку составили директора комплексов Московской области, включающих дошкольные образовательные организации. Опыт объединения от 1 до 4 лет, среди них 8 женщин и 2 мужчины (Д1 – Д10), возраст: 39–61 год (средний возраст: 51 год).
Результаты. Показано, что респонденты в качестве результатов видят облегчение адаптации детей к первому классу, повышение качества и доступности образования, облегчение коммуникации и взаимодействия воспитателей детских садов и педагогов начальной школы.
Литература
Богуславский, М.В., Кармаев, А.А., Ким, С.В. (2021). Региональный подход в создании образовательных комплексов Подмосковья. Проблемы современного образования. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnyy-podhod-v-sozdanii-obrazovatelnyh-kompleksov-podmoskovy... (дата обращения 01.01.2024)
Бородина, Г.В. (2012). Еще раз о готовности к школе. Начальная школа: плюс до и после. 10. 306.
Бысик, Н., Пинская, М. К чему привело слияние школ в Москве. Электронный ресурс. URL: https://ioe.hse.ru/news/195604938.html (дата обращения 05.01.2024 года).
Виноградова, Н.Ф. (2000). Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. Начальная школа. 1. 107.
Вышиваная, Е.Н., Тимохина, Т.В. (2023). Условия эффективного применения методов управления образовательным комплексом. Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 1. 21– 28.
Галенко, В.П., Страхова, О.А., Файбушевич, С.И. (2015). Управление персоналом: Учебное пособие. Санкт-Петербург: ВЭШ. 235.
Гусева, Н.А. Преемственность дошкольного и начального образования: слагаемые успеха будущего первоклассника. Электронный ресурс. URL: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/280/280eeef82a44ea077d911891897459c1.pdf?utm_source=yandex.ru&a... (дата обращения 10.01.2024).
Гуткина, Н.И. (2016). Психологическая готовность к школе. Москва: НПО «Образование». 143.
Иванова, О.П. (2002). Эффективность интеграции: методы оценки. Кемерово: Кузбассвузиздат. 247.
Николаев, М.В., Шатаева, О.В., Филатова, А.В. (2022). Актуальные вопросы управления образовательной организацией в процессе формирования крупных образовательных комплексов (на примере формирования образовательных комплексов Московской области). Научный журнал «Управленческий учет». 10. 333.
Нисская, А.К. (2019). Проблема перехода к обучению в школе. Обзор международных практик подготовки детей, организации преемственности образовательного содержания, взаимодействия родителей и образовательных организаций. Современное дошкольное образование. 1. 91.
Платонов, К.К., Адаскин, Б.И. (2019). Об изучении и формировании личности учащегося. Москва: Высшая школа. 165.
Постановление Правительства Московской области от 16.02.2021 №96/6 «О распределении бюджетных ассигнований бюджета Московской области и внесении изменений в государственную программу Московской области “Образование Подмосковья” на 2020–2025 годы». URL: https://mo.mosreg.ru/download/ document/9236259 (дата обращения: 01.01.2024).
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №155 «Об учреждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Российская газета. 265, 25.11.2013.
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100). Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 05.07.2021.
Просвиркин, В.Н. (2018). Технология преемственности в системе непрерывного образования. Автореф. на соискание уч. ст. д-ра. пед. наук по спец. 13.00.01. Москва. 306.
Рейтинг школ Московской области за 2022–2023 учебный год. Школы «зеленой зоны». Электронный ресурс, код доступа: Рейтинг школ Московской области за 2022–2023 учебный год. Школы «зеленой зоны» (дата обращения 01.02.2024).
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024). Российская газета. 303, 31.12.2012.
Черниченко, А.А. (2020). Условия и управленческие приемы достижения территориальными
образовательными комплексами города Москвы эффективного режима работы. Москва: Высшая школа.
Эльконин, Д.Б. (1989). Избранные психологические труды. Москва. 560.
- Комментарии