Фатихова Л.Ф. Применение теории П.Я. Гальперина в разработке коррекционных методик для дошкольников с интеллектуальными нарушениями
Скачать в формате PDF
DOI:
10.24412/1997-9657-2021-3105-60-71
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Фатихова Л.Ф. Применение теории П.Я. Гальперина в разработке коррекционных методик для дошкольников с интеллектуальными нарушениями // Современное дошкольное образование. – 2021. – №3(105). – С. 60–71. DOI: 10.24412/1997-9657-2021-3105-60-71
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность (контекст) тематики статьи. Анализ источников свидетельствует о влиянии теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина на развитие как теории, так и практики образования, начиная от дошкольного образования, заканчивая послешкольным. Ее актуализация прослеживается как на уровне фундаментальных исследований общепсихологических механизмов познавательных процессов, так и на уровне разработки образовательных технологий. Нашла применение гальперинская теория и в процессе разработки методик коррекционно-образовательной работы в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования – обосновать актуальность применения теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина при разработке методики коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование интеллектуальных умений у дошкольников с интеллектуальными нарушениями.
Описание хода исследования. Раскрыта общая схема поэтапного формирования познавательной деятельности у дошкольников с интеллектуальными нарушениями. На примере предметных действий отнесения предмета к эталону формы и прямого количественного счета представлена авторская методика формирования познавательной деятельности дошкольников с интеллектуальными нарушениями, используемая в процессе подготовки к обучению в школе. Методика реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и показывает перспективы ее последующего использования при реализации задач дошкольного образования детей с интеллектуальными нарушениями.
Результаты исследования. Изучение уровня усвоения перцептивного умения относить свойства предмета к заданным эталонам и умения производить прямой количественный счет в условиях использования методики поэтапного формирования умственных действий, построенной по теории П.Я. Гальперина, показало, что несмотря на усложнение задания на каждом из этапов обучения усвоение умственного действия показывает положительный эффект, что проявляется в способности дошкольников с нарушением интеллекта выполнять действие с меньшей дозой помощи взрослого и их готовности перейти на более высокий, по П.Я. Гальперину, этап «свернутости» действия. Выделенная поэтапность в усвоении этих умственных действий (а именно, переход от формирования ориентировки в задании к обучению практическому умственному действию в материальной, а затем в материализованной форме, далее – к формированию умения оперировать наблюдаемыми объектами без использования моторных действий, и в итоге – к последующему планированию будущего действия) показала свою эффективность при коррекционном формировании и других умственных действий – моделирования предметных фигур, упорядочивания предметов по величине, их сравнения и группировки по качественным признакам и др.
Заключение. Методика формирования интеллектуальных умений у дошкольников с интеллектуальными нарушениями, построенная по принципу поэтапного формирования умственных действий, может получить более широкое применение в коррекционно-развивающей и образовательной работе, выйти за пределы собственно познавательного развития и использоваться в других образовательных областях дошкольного образования этой группы детей.
Литература
1. Веселяева Т.Ю. Способы системного построения содержания обучения алгебре в средней школе // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2014. – № 1. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=75 (дата обращения: 14.03.2021)
2. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – М.: Книжный дом «Университет», 1999. – 332 с.
3. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. – 400 с.
4. Гальперин П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2017. – №4. – С. 3–20. doi: 10.11621/vsp.2017.04.03
5. Гальперин П.Я. О формировании умственных действий и понятий // Культурно-историческая психология. – 2010. – Т. 6. – №3. – С. 111–114.
6. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. А.И. Подольского / Вступ. ст. А.И. Подольского. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: «НПО «МОДЭК», 1998. – 480 с.
7. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1969. – 216 с.
8. Ждан А.Н. П.Я. Гальперин как теоретик и методолог психологической науки // Национальный психологический журнал. – 2012. – № 2 (8). – С. 14–18.
9. Зотова Т.В., Будаева Е.О. Программа формирования приема запоминания «группировка» у старших дошкольников в образовательной деятельности детского сада // Современное дошкольное образование. – 2020. – №5(101). – С. 4–17. doi: 10.24411/1997-9657-2020-10081
10. Ильясов И.И., Кострова А.В. Связь разных типов учения по П.Я. Гальперину с видами мышления учащихся // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3 (27). – С. 62–75. doi: 10.11621/npj.2017.0308
11. Калмыкова Л.А., Белоусько Л.В. Особенности обучения старших дошкольников элементам математики с использованием материализованных средств // Педагогическое образование и наука. – 2015. – № 3. – С. 30–33.
12. Коркунов В.В. Профессионально-трудовое обучение, воспитание и адаптация учащихся с нарушением интеллекта: монография / В.В. Коркунов,
С.О. Брызгалова, Г.Г. Зак, А.А. Гнатюк. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2012. – 209 с.
13. Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении / С. Л. Мирский; НИИ дефектологии АПН СССР. – М.: Педагогика, 1990. – 154 с.
14. Нечаев Н.Н. Роль теории поэтапного формирования в развитии деятельностного подхода // Вестник Московского университета. – 2021. – №4. – С. 23–42.
15. Обухова Л.Ф. П.Я. Гальперин — равный среди равных // Культурно-историческая психология. – 2012. – Т. 8. – №4. – С. 2–6.
16. Обухова Л.Ф. Теория П.Я. Гальперина – становление новой отрасли психологии // Культурно-историческая психология. – 2010. – Т.6. – №4. – С. 4–10.
17. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления (формирование элементов научного мышления у ребенка). – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. – 153 с.
18. Подольский А.И. Планомерное формирование умственной деятельности в практике профессионального обучения // Вопросы психологии. – 1985. – № 5. – С. 29–35.
19. Подольский А.И. Психологическая концепция П.Я. Гальперина: некоторые направления и перспективы дальнейшей разработки // Вестник Московского университета. – 2012. – №4. – С. 11–23.
20. Салмина Н.Г. Программа формирования начальных математических понятий и опыт ее реализации в практике обучения // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2012. – №4. – С. 101–112.
21. Семенов И.Н. Развитие научно-педагогической деятельности П. Я. Гальперина (к 115-летию со дня рождения) // Мир психологии. – 2017. – №4 (92). – С. 281–297.
22. Сиднева А.Н. Основные направления критики теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий // Культурно-историческая психология. – 2019. – Т.15. – №3. – С. 22–31. doi: 10.17759/chp. 2019150303
23. Смирнова В.А. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий у школьников // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – Т.2. – №2 – С. 21–28.
24. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). – М.:
Изд-во МГУ, 1984. – 345 с.
25. Чеснокова О.Б., Мартиросова Ю.В. Эвристический потенциал теории П.Я. Гальперина для изучения социального познания в детском возрасте // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3(27). – С. 103–112. doi: 10.11621/npj.2017.0312
2. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – М.: Книжный дом «Университет», 1999. – 332 с.
3. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. – 400 с.
4. Гальперин П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2017. – №4. – С. 3–20. doi: 10.11621/vsp.2017.04.03
5. Гальперин П.Я. О формировании умственных действий и понятий // Культурно-историческая психология. – 2010. – Т. 6. – №3. – С. 111–114.
6. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. А.И. Подольского / Вступ. ст. А.И. Подольского. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: «НПО «МОДЭК», 1998. – 480 с.
7. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1969. – 216 с.
8. Ждан А.Н. П.Я. Гальперин как теоретик и методолог психологической науки // Национальный психологический журнал. – 2012. – № 2 (8). – С. 14–18.
9. Зотова Т.В., Будаева Е.О. Программа формирования приема запоминания «группировка» у старших дошкольников в образовательной деятельности детского сада // Современное дошкольное образование. – 2020. – №5(101). – С. 4–17. doi: 10.24411/1997-9657-2020-10081
10. Ильясов И.И., Кострова А.В. Связь разных типов учения по П.Я. Гальперину с видами мышления учащихся // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3 (27). – С. 62–75. doi: 10.11621/npj.2017.0308
11. Калмыкова Л.А., Белоусько Л.В. Особенности обучения старших дошкольников элементам математики с использованием материализованных средств // Педагогическое образование и наука. – 2015. – № 3. – С. 30–33.
12. Коркунов В.В. Профессионально-трудовое обучение, воспитание и адаптация учащихся с нарушением интеллекта: монография / В.В. Коркунов,
С.О. Брызгалова, Г.Г. Зак, А.А. Гнатюк. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2012. – 209 с.
13. Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении / С. Л. Мирский; НИИ дефектологии АПН СССР. – М.: Педагогика, 1990. – 154 с.
14. Нечаев Н.Н. Роль теории поэтапного формирования в развитии деятельностного подхода // Вестник Московского университета. – 2021. – №4. – С. 23–42.
15. Обухова Л.Ф. П.Я. Гальперин — равный среди равных // Культурно-историческая психология. – 2012. – Т. 8. – №4. – С. 2–6.
16. Обухова Л.Ф. Теория П.Я. Гальперина – становление новой отрасли психологии // Культурно-историческая психология. – 2010. – Т.6. – №4. – С. 4–10.
17. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления (формирование элементов научного мышления у ребенка). – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. – 153 с.
18. Подольский А.И. Планомерное формирование умственной деятельности в практике профессионального обучения // Вопросы психологии. – 1985. – № 5. – С. 29–35.
19. Подольский А.И. Психологическая концепция П.Я. Гальперина: некоторые направления и перспективы дальнейшей разработки // Вестник Московского университета. – 2012. – №4. – С. 11–23.
20. Салмина Н.Г. Программа формирования начальных математических понятий и опыт ее реализации в практике обучения // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2012. – №4. – С. 101–112.
21. Семенов И.Н. Развитие научно-педагогической деятельности П. Я. Гальперина (к 115-летию со дня рождения) // Мир психологии. – 2017. – №4 (92). – С. 281–297.
22. Сиднева А.Н. Основные направления критики теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий // Культурно-историческая психология. – 2019. – Т.15. – №3. – С. 22–31. doi: 10.17759/chp. 2019150303
23. Смирнова В.А. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий у школьников // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – Т.2. – №2 – С. 21–28.
24. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). – М.:
Изд-во МГУ, 1984. – 345 с.
25. Чеснокова О.Б., Мартиросова Ю.В. Эвристический потенциал теории П.Я. Гальперина для изучения социального познания в детском возрасте // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3(27). – С. 103–112. doi: 10.11621/npj.2017.0312
- Комментарии
Загрузка комментариев...