Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Филатова Ю.О., Аксенова А.О. Отечественные и зарубежные подходы к изучению плавности речи и ее нарушений у детей дошкольного возраста

    Филатова Ю.О., Аксенова А.О. Отечественные и зарубежные подходы к изучению плавности речи и ее нарушений у детей дошкольного возраста

    Филатова Ю.О., Аксенова А.О.  Отечественные и зарубежные подходы к изучению  плавности речи и ее нарушений у детей дошкольного  возраста
    Скачать в формате PDF
    DOI: 10.24412/1997-9657-2021-5107-62-69
    Ключевые слова: плавность речи детский возраст физиологические и патологические показатели неплавности речи эволюционное заикание диагностика группа риска профилактика
    Для цитирования статьи:
    Филатова Ю.О., Аксенова А.О. Отечественные и зарубежные подходы к изучению плавности речи и ее нарушений у детей дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. – 2021. – №5(107). – С. 62–69. DOI: 10.24412/1997-9657-2021-5107-62-69

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2021. - №5
    Филатова Юлия Олеговна
    доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры логопедии, директор Учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании Института детства, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (Москва, Россия)

    Аксенова Анастасия Олеговна
    аспирант кафедры логопедии Института детства, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (Москва, Россия)

    Аннотация

    Актуальность тематики статьи. Анализ показателей неплавности в речи ребенка, выделяемых в отечественной и зарубежной науках о речевых расстройствах, и существующих методов их измерений показывает, что нарушения плавности речи у детей дошкольного возраста преимущественно связываются с эволюционным заиканием. В отечественной литературе и логопедической практике отсутствуют методы объективной оценки плавности речи и ее нарушений при заикании, в то время как за рубежом имеются разные модели категоризации показателей неплавности речи и применяются различные объективные методы измерений плавности речи у детей в норме и с заиканием.

    Цель. Изучение физиологических и патологических показателей неплавности в речи детей дошкольного возраста с заиканием и без речевых нарушений для дифференциальной диагностики нормального и отклоняющегося речевого развития.

    Описание хода исследования. В исследовании участвовало 35 детей в возрасте 4,5–6,5 лет: 16 детей без нарушений речи и 19 детей с заиканием разной степени выраженности. Плавность / неплавность речи оценивалась с помощью зарубежной технологии оценки показателей неплавности речи (технологии Вандербилдта) на основании анализа двух репрезентативных речевых образцов по 100 слов каждый (беседа и рассказ по серии сюжетных картин): вычислялся общий процент неплавности речи, процент физиологических и патологических показателей неплавности речи, выявлялись доминирующие виды неплавности речи в обеих группах.

    Результаты исследования. Выявлена существенная разница в физиологических и патологиче­ских показателях неплавности речи у дошкольников в норме и с заиканием. Приводятся доказательства связи преимущественно патологических показателей неплавности речи с заиканием, а физиологических – с нормальным речевым развитием. У дошкольников с заиканием обнаружена прямая зависимость между общим процентом неплавности речи и степенью тяжести заикания. В группе детей без нарушений речи выявлены дошкольники с фактором риска появления заикания, для родителей которых разработаны рекомендации по охранительному общему и речевому режиму.

    Заключение. Результаты экспериментального исследования демонстрируют целесообразность включения технологии Вандербилдта в комплексное обследование речи ребенка дошкольного возраста. Специфический характер и частота проявления показателей неплавности речи у детей дошкольного возраста вносят важную диагностическую информацию о типичном / атипичном становлении плавности речи.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Белякова Л.И. Системный подход к анализу патогенетических механизмов заикания // Теоретические проблемы нарушений плавности речи: коллективная монография / Под ред.
    Ю.О. Филатовой. – М.: Национальный книжный центр, 2012. – С. 15–33.
    2. Белякова Л.И., Асланова С.Р. Харак­те­ристика показателей неплавности речи у дошкольников // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. – С. 69–75.
    3. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия: Заикание. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 224 с.
    4. Белякова Л.И., Филатова Ю.О. Механизм речедвигательного акта в свете логопедического анализа // Речь ребенка: проблемы и решения / Под ред. Т.Н. Ушаковой. – М.: Институт психологии РАН, 2008. – 352 с.
    5. Ваш ребенок заикается? Руководство для работы с родителями / Пер. Л.А. Набоковой,
    Ю.А. Робиновой, Ю.О. Филатовой / Науч. ред. Ю.О. Филатова. – М.: МПГУ, 2018. – 60 с.
    6. Филатова Ю.О. Формирование ритмической организации речеязыковой функции в онтогенезе // Преподаватель XXI век. – 2009. – № 2–1. – С. 187–192.
    7. Филатова Ю.О. Ритм речи и движений у детей: теоретические и прикладные проблемы логопедии: монография. – М.: Прометей, МПГУ, 2012. – 218 с.
    8. Филатова Ю.О. Онтогенез и дизонтогенез плавности речи у детей // Дефектология. – 2018. – №5. – С. 31–40.
    9. Bakker K. Computerized Scoring of Stuttering Severity (CSSS-2.0) [computer software]. Austin, TX: Pro-Ed, 2009.
    10. Campbell J., Hill D. Systematic disfluency analysis: Accountability for differential evaluation and treatment. Mini-seminar presented to the Annual Convention of the American Speech-Language-Hearing Association, New Orleans, LA, 1987.
    11. Conture E.G. Stuttering: Its Nature, Diagnosis, and Treatment. – Needham Heights, MA: Allyn and Bacon, 2001.
    12. Curlee R.F. Identification and case selection guidelines for early childhood stuttering // Stuttering and Related Disorders of Fluency / [edited by Edward G. Conture, Richard F. Curlee. – 3rd Ed. – New York/Stuttgert: Thieme, 2007. – P. 3–22.
    13. Johnson W. A study of the onset and development of stuttering // In W. Johnson & R.R. Leutenegger (Eds.), Stuttering in children and adults. Minneapolis, MN: University of Minnesota, 1955. – Р. 37–73.
    14. Gillam R.B., Logan K.J. & Pearson N.A. Test of childhood stuttering (TOCS). PRO-Ed, 2009.
    15. Gregory H.H. Stuttering: Differential Evaluation and Therapy // Pro-Ed Studies in Communicative Disorders. – Pro Ed, 1986. – 55 p.
    16. Ntorou K., DeFranco E.O., Conture E., & Walden T. A parent-report scale of behavioral inhibition: Validation and application to preschool-age children who do and do not stutter // Journal of Fluency Disorders. – 2020. DOI: 10.1016/j.jfludis.2020.105748
    17. Riley G.D. Stuttering severity instrument for children and adults (SSI-3) (3rd edition). Austin, TX: Pro-Ed, 1994.
    18. Riley G.D. Stuttering severity instrument for children and adults (SSI-4) (4th edition). Austin, TX: Pro-Ed, 2009.
    19. Rustin L., Botterill W., Kelman E. Assessment and therapy for young dysfluent children: Family interaction. – London: Whurr, 1997. – Р. 30–36.
    20. Starkweather C.W. The development of fluency in normal children // Stuttering Therapy: Prevention and Intervention with Children. – Memphis, TN: Stuttering Foundation of America, 2002.
    21. Tumanova V., Conture Ed. G., Warren L.E., Walden T.A. Speech disfluencies of preschool children who do and do not stutter // Journal of Communication Disorders. – 2014. – No. 49. – P. 25–41.
    22. Yaruss J.S., Newman R.M., Flora T. Language and disfluency in nonstuttering children’s conversational speech // Journal of Fluency Disorders. 1999. – No. 24. – P. 185–209.
    23. Zackheim C.T., Conture E.G. Childhood stuttering and speech disfluencies in relation to children’s mean length of utterance: a preliminary study // Journal of Fluency Disorders. – 2003. – No. 28. – Р. 115–142.
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью