Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Гилева А.В., Протасова Е.В. Формы педагогического самообразования: опыт уральских специалистов дошкольного воспитания во второй половине ХХ века

    Гилева А.В., Протасова Е.В. Формы педагогического самообразования: опыт уральских специалистов дошкольного воспитания во второй половине ХХ века

    Гилева А.В., Протасова Е.В. Формы педагогического самообразования: опыт уральских специалистов дошкольного воспитания во второй половине  ХХ века
    Скачать в формате PDF
    DOI: 10.24411/1997-9657-2021-10094
    Ключевые слова: история дошкольного образования историко-педагогический опыт уральских специалистов дошкольного воспитания формы педагогического самообразования регионализация образования преемственность традиций педагогического мастерства
    Для цитирования статьи:
    Гилева А.В., Протасова Е.В. Формы педагогического самообразования: опыт уральских специалистов дошкольного воспитания во второй половине ХХ века // Современное дошкольное образование. – 2021. – №1(103). – С. 44–55. DOI: 10.24411/1997-9657-2021-10094

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2021. - №1
    Гилева Анжела Валентиновна
    кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Соликамский государственный педагогический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (Пермь, Россия)

    Протасова Елена Владимировна
    кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальных и гуманитарных дисциплин, Соликамский государственный педагогический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (Пермь, Россия)

    Аннотация

    Актуальность тематики статьи. Одним из направлений развития дошкольного образования на современном этапе является его регионализация, осуществление которой невозможно без самообразования педагогов, связанного с новаторским поиском. Изучение регионального наследия в области дошкольного воспитания позволяет учитывать имеющийся опыт в реализации современных форм повышения квалификации и разработке программ совершенствования педагогов. Проблемность анализа заключается в воссоздании опыта, отвечающего внутренней потребности педагогов в изменении образовательной ситуации, профессиональной рефлексии, осмыслении продуктивности процесса саморазвития.

    Цель исследования – историко-педагогический анализ основных форм самообразования специалистов дошкольного воспитания во второй половине XX века, реализованных в образовательных учреждениях Пермского края.

    Описание исследования. Предметом исследования являются формы педагогического самообразования уральских специалистов дошкольного воспитания во второй половине XX века и их актуализация для региональных программ профессионального развития педагогических кадров. В качестве источников используются нормативные документы, регламентирующие деятельность дошкольных учреждений в 1950–1990 годы, документы из архивных фондов Пермского края, воспоминания старейших специалистов дошкольного воспитания, экспедиционные и педагогические материалы авторов. Для решения поставленных задач применяется комплекс методов историко-педагогического исследования, обобщение педагогического опыта, метод актуализации. Рассматриваются как организованные и управляемые формы самообразования, так и способы подлинно самостоятельной деятельности по приращению профессионального опыта. Приведены примеры форм индивидуальной и коллективной работы на местах, специальной образовательной подготовки, конкурсных и экспериментальных подходов в развитии мастерства.

    Результаты исследования. Результатом исследования является анализ форм педагогического самообразования в рассматриваемый период и выделение важнейших ценностных идей, обладающих потенциалом для разработки современных региональных программ совершенствования мастерства и практической деятельности специалистов дошкольного воспитания.

    Выводы. Условия для динамичного развития форм самообразования во второй половине XX века создавала интенсивно развивающаяся теория и практика дошкольной педагогики, организованная деятельность по самообразованию, направляемая руководителями учреждений, методическими кабинетами, педагогическими учебными заведениями, новаторский поиск педагогов-мастеров и образцовых детских садов. Перспективы интеграции описанных форм с технологиями самообразования на современном этапе видятся в усилении таких подходов, как приглашение известных педагогов для курсовой подготовки и творческих встреч, проведение открытых занятий и семинаров в режиме онлайн, организация исследовательских групп с целью изучения альтернативных методик, создание экспериментальных площадок, интегрирующих дошкольное воспитание и школьное обучение. Для разработки региональной концепции совершенствования педагогического мастерства свою актуальность сохраняет идея активного участия в подвижничестве всех участников образовательного процесса.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Асаева И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации: автореф. дис. канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2009. – 23 с.
    2. Владимиров Д. Союз учителей и воспитателей // Соликамский рабочий. – 1970. – № 40 (6418). – 4 апреля // МБУ «Архив г. Соликамска Пермского края» (АС). – Ф. 275.
    3. Воспоминания Казанцевой Валентины Григорьевны об этнокультурных традициях воспитания. Записаны А.В. Гилевой. Село Юсьва Юсьвинского муниципального района Пермского края, июль 2016 года.
    4. Воспоминания Монаевой Ольги Ивановны о взаимодействии дошкольного учреждения с социальными партнерами. Предоставлены информантом. Соликамск Пермского края, июнь 2020 года.
    5. Воспоминания Сыстеровой Анны Никитичны о формах работы со специалистами дошкольных учреждений. Записаны А.В. Гилевой. Село Юсьва Юсьвинского муниципального района Пермского края, июль 2016 года.
    6. Временное Положение о дошкольном учреждении в РСФСР. Утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. N 119. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_18273.htm (дата обращения 18.07.2020).
    7. Ганченко И.О. Развитие личности педагога в системе непрерывного профессионального самообразования: автореф. дис. д-ра пед. наук. – Ставрополь, 2004. – 42 с.
    8. Гилева А.В. Ленец Г.А. Люблю тебя, мое Прикамье! Программа по краеведению для детей 5–7 лет. – 2-е издание, стереотипное. – Соликамск: РИО СГПИ (филиал) ПГНИУ, 2015. – 104 с.
    9. Годовые отчеты о работе детских садов района за 1949 год. Юсьвинский районный отдел народного образования // Архивный отдел администрации Юсьвинского муниципального района Пермского края. – Ф. Р-28. – Оп.1. – Д. 6. – Л. 1–60.
    10. Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. – М.: Издательство АСТ, 1996. – C. 8–33.
    11. Ленская Г. Школа и детский сад // Соликамский рабочий. – 1970. – № 40 (6418). – 4 апреля // АС. – Ф. 275.
    12. Личный фонд Галкиной Фаины Георгиевны, заведующей Кунгурским детским садом №2, отличника народного просвещения, ветерана труда // Муниципальное бюджетное учреждение «Кунгурский городской архив» (КГА). – Ф. Р-470. – Оп.1. – Д. 3. – Л. 1–10.
    13. Личный фонд Ескиной Валентины Матвеевны, директора Кунгурского детского дома №2, отличника народного просвещения // Дошкольное воспитание. – 1950. – №4. // КГА. – Ф. Р-121. – Оп.1. – Д. 10. – Л. 18–22.
    14. Личный фонд Штибена Владимира Константиновича, директора ГБОУ СПО «Соликамский педагогический колледж имени А.П. Раменского», заслуженного учителя школы РСФСР // Семинар для учителей, педагогов, психологов и работников дошкольных учреждений «Педагогическая система Марии Монтессори». 27 февраля – 1 марта 1996 год, Соликамский педагогический колледж, муниципальный лицей // АС. – Ф. 389. – Оп. 1. – Д. 7.
    15. Поданева Т.В. Совершенствование профессионального взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения в процессе повышения квалификации: автореф. дис. канд. пед. наук. – Барнаул, 2009. – 23 с.
    16. Программа воспитания в детском саду / Отв. ред. М.В. Залужская // Из фондов Российской государственной библиотеки. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1962. – 178 с.
    17. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева – М.: Просвещение, 1985. – 174 с.
    18. Руководство для воспитателя детского сада / Ред. М.В. Залужская. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1953. – 164 с. // Из фондов Российской государственной библиотеки.
    19. Руководство для воспитателя детского сада. Устав детского сада. – М.: Учпедгиз, 1945. – 152 с. // Из фондов Российской государственной библиотеки.
    20. Феофилова А. Премьера в учительском доме // По ленинскому пути. – 1966. – № 257 (11084). – 31 декабря // Из фондов Пермской государственной краевой библиотеки имени А.М. Горького.
    21. Черникова Л.В. Развитие профессиональной успешности педагога-воспитателя в процессе повышения квалификации: дис. канд. пед. наук. – Новосибирск, 2018. – 210 с.
    22. Чеховских О.Г. Формирование профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе повышения квалификации: автореф. дис. канд. пед. наук. – Самара, 2013. – 26 с.
    23. Экспедиционные материалы: документальные источники и воспоминания педагогов Пермского края. – Автор-составитель Е.В. Протасова. 2010–2020 гг.
    24. Яковлева Г.В. Управление самообразованием педагогов инновационных дошкольных образовательных учреждений // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – Т. 12. – № 3. – С. 83–89.
    25. Аbdullaeva N.S. (2020). Pedagogical possibilities of design activity in the process of increasing the qualification of preschool workers. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol, 8(1), pp: 90–94.
    26. Peterson T., Veisson M., Hujala E., Härkönen U., Sandberg A., Johansson I., & Bakosi E. K. (2016). Professionalism of preschool teachers in Estonia, Finland, Sweden and Hungary. European Early Childhood Education Research Journal, 24(1), pp: 136–156. DOI: 10.1080/1350293X2015.1120529.
    27. Smilgiene J., & Masiliausikene E. (2019). Conditions and opportunities of workplace teaching/learning of teachers of preschool educational institutions (the case of lithuania). Social welfare: interdisciplinary approach, 1(9), pp: 104–118. DOI: http://dx.doi.org/10.21277/sw.v1i9.451.
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью