Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Научная школа педагогического института дошкольного образования. Методология гуманитарного исследования современного детства

    Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Научная школа педагогического института дошкольного образования. Методология гуманитарного исследования современного детства

    Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Научная школа педагогического института дошкольного образования. Методология гуманитарного исследования современного детства
    Скачать в формате PDF
    DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10029
    Ключевые слова: методология гуманитарного исследования современного детства психолого-педагогический подход субъектное развитие ребенка в период дошкольного детства феноменология современного детства
    Для цитирования статьи:
    Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Научная школа педагогического института дошкольного образования. Методология гуманитарного исследования современного детства // Современное дошкольное образование. – 2018. – №7(89). – С. 50–60. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10029

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2018. - №7
    Гогоберидзе Александра Гививна
    член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики, Институт детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, заместитель заведующего лабораторией дошкольного образования, Институт возрастной физиологии РАО, Санкт-Петербург (Москва, Россия)

    Солнцева Ольга Викторовна
    кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики института детства РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия)

    Аннотация

    Введение. В статье представлены результаты теоретико-ретроспективного анализа проблемы разработки методологии гуманитарного исследования детства в научной школе Педагогического института дошкольного образования (1918–1925) и кафедры дошкольной педагогики Российского государ­ственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Цель проведенного исследования – анализ и обобщение научно-теоретических подходов, которые легли в основу современной методологии гуманитарного исследования дошкольного детства.

    Методологической основой исследования выступили: психолого-педагогический подход как междисциплинарное исследование онтогенеза детской деятельности и условий ее развития; гуманитарный подход как совокупность способов изучения и понимания ребенка как субъекта детских видов деятельности; гуманитарная методология познания. Ключевыми идеями являются изучение ребенка как субъекта, ориентированного на мир взрослых, и социализация-культурация дошкольника на основе единства эмоционально-чувственного мира, познания и деятельности. Методы исследования: теоретический анализ исследований, выполненных в ПИДО и на кафедре дошкольной педагогики Герценовского университета в период с 1918 по 2018 гг., проектирование направлений совершенствования содержания и форм дошкольного образования на основе методологии гуманитарного исследования современного детства.

    Результаты. Описание и обобщение научно-теоретических подходов, которые легли в основу дошкольной педагогики как отрасли педагогической науки и методик дошкольного образования, разработанных сотрудниками ПИДО и кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена; характеристика современной методологии исследования детства в проектах кафедры дошкольной педагогики по изучению детства в поликультурном пространстве современной России. Представлены подходы к обновлению дошкольного образования с учетом современного знания о феномене детства.

    Выводы. Представление о методологии гуманитарного исследования современного детства позволяет осуществлять изучение современного детства и проектировать взаимодействие с ребенком, ориентированное на его субъектное развитие.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Акулова О.В. Устное народное творчество как средство развития выразительности речи старших дошкольников: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.07 / Российский гос. пед. ун-т. – СПб., 1999. – 200 с.
    2. Бабаева Т.И. Игра в социокультурном развитии дошкольника // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
    3. Гогоберидзе А.Г. Развитие творческой деятельности в процессе освоения детьми хороводных игр. – Дисс. … канд. пед. наук. – СПб., 1992. – 199 с.
    4. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Ребенок как субъект экспертизы качества дошкольного образования. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2013. – №6(27). – С. 224–229.
    5. Гурович Л.М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста // Автореферат дисс. … канд. пед. наук. – Л., 1973. – 28 с.
    6. Детство. Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Научные редакторы: Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – СПб., Детство-Пресс, 2017.
    7. Институт детства Герценовского университета. Коллективная монография / Под ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2017. – 432 с.
    8. Кафедра дошкольной педагогики герценовского университета: 85 лет подготовки педагога – традиции и инновации: Коллективная монография // Акулова О.В., Бабаева Т.И., Березина Т.А. и др. Науч.ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – 417 с.
    9. Крулехт М.В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности: Автореферат дис. … докт. пед. наук. – СПб., 1996. – 41 с.
    10. Леушина А.М., Сорокина А.И., Усова А.П. Дошкольная педагогика / Под ред.
    Ш.И. Ганелина. – М.-Л.: Гос. учебно-педагогическое издательство, 1946.
    11. Логинова В.И. Теоретические основы программы воспитания ребенка-дошкольника // Теоретические основы программы воспитания в детском саду. Межвузовский сборник научных трудов / Ред. коллегия: В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, З.А. Михайлов. – СПб., 1992.
    12. Онищенко Э.В. Развитие «метода Е.И. Ти­хеевой» в практике современного дет­ского сада: Ав­тореф. дисс. … канд. пед. наук. – СПб., 1996. – 19 с.
    13. Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России / Под ред. А.Г. Гогоберидзе. Часть 1. – СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.
    14. Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России / Под ред. А.Г. Гогоберидзе. Часть 2. – СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.
    15. Римбург Р.М. Игра как форма активной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Ученые записки. – Т. 126. Кафедра дошкольной педагогики. – Л. 1956.
    16. Саморукова П.Г. Игры детей (учебное пособие). – Л., 1973.
    17. Силаева (Полякова) М.Н. Форми­рование самостоятельности у детей 6 года жизни в конструктивных играх: дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / Российский гос. пед. ун-т. – СПб., 1993. – 200 с.
    18. Солнцева О.В. Освоение позиции субъекта игровой деятельности детьми старшего дошкольного возраста: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.07 / Российский гос. пед. ун-т. – СПб., 1998. – 198 с.
    19. Тихеева Е.И. Детский сад по методу Тихеевой. – Пг.-М., 1928.
    20. Усова А.П. К вопросу о характере творческих игр детей и правилах руководства ими // Ученые записки. Т. 56. Кафедра дошкольной педагогики ЛГПИ им.А.И. Герцена. – Л., 1947.
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью