Исследование интеллектуальной готовности старших дошкольников к обучению в школе с использованием комплекса игровых заданий
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста имеет существенное значение на этапе подготовки к школе. Формирование интеллектуальной готовности является одним из показателей адаптивного включения ребенка в учебный процесс по программам начального образования. Анализ научных исследований позволил выявить содержание и структурные компоненты понятий «интеллектуальное развитие», «интеллектуальная готовность старшего дошкольника». Это способствовало определению основных критериев исследования интеллектуальной готовности и разработке соответствующих игровых диагностических заданий для старших дошкольников.
Цель. Изучить динамику формирования интеллектуальной готовности старших дошкольников в процессе поэтапной реализации интеллектуального проекта «К школе готовы!».
Методы. В исследовании приняли участие 30 детей подготовительной к школе группы. На первом этапе проводилась диагностика дошкольников в начале учебного года по разработанному комплексу игровых заданий. На втором этапе был реализован план мероприятий с проведением упражнений, направленных на интеллектуальное развитие старших дошкольников. На завершающем этапе проведено итоговое исследование и анализ результатов.
Результаты. Анализ результатов исследования показал повышение познавательной и коммуникативной активности детей в решении заданий на логическое запоминание, математических загадок, задач. Выявлена эффективность проведенной работы с детьми по формированию конструктивного и алгоритмического мышления, овладению математическими представлениями. Наиболее высокие результаты получили показатели диагностики по критериям оценки формирования общего кругозора, представлений и способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.
Выводы. Для эффективной реализации задач по формированию интеллектуальной готовности старших дошкольников на этапе подготовки к школе педагогу необходимо использовать технологии системной работы, способствующие активизации детского творчества и познания: проблемные математические задачи, разноуровневые и групповые задания, конструирование, элементарное программирование, дополнительные упражнения для нейробики, логического запоминания, ассоциативного мышления, развития межполушарного взаимодействия, а также зрительно-моторной координации.
Литература
20 игр, чтобы научить ребенка программированию. URL: https://habr.com/ru/articles/440376/ (дата обращения: 26.02.2024).
Алгоритмика: развитие логического и алгоритмического мышления детей 6–7 лет: парциальная программа (2023). Москва: Просвещение.
Алисов, Е.А. (2023). Дидактическая имитационная игра как современный метод формирования интеллектуальной готовности детей к школе. Образование в 21 веке, (2), 59–70. URL: https://doi.org/10.46991/educ-21st-century.v2i4.10887 (дата обращения: 01.03.2024).
Белолуцкая, А.К., Патаракин, Е.Д., Вачкова, С.Н. (2023). Связь цифрового компонента обучения и развития детей дошкольного возраста: обзор исследований и международных образовательных практик. Образование и саморазвитие, 2(19), 37–55. https://doi.org/10.26907/esd.18.2.04
Бойкина, М.В. (2014). Об интеллектуальной готовности дошкольников к школьному обучению. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, (2), 40–42.
Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/c/intellekt-47cb87?ysclid=lskm4zedii763953111 (дата обращения: 27.02.2024).
Волкова, С.И. (2015). Математические ступеньки: пособие для детей 5–7 лет. Москва: Просвещение.
Воронова, Л.Б. (2018). Факторы, влияющие на интеллектуальную готовность ребенка к школьному обучению. Молодой ученый, (38), 82–86. URL: https://moluch.ru/archive/224/52781 (дата обращения: 26.02.2024).
Выготский, Л.С. (2008). Педагогическая психология. Москва: АСТ Астрель Хранитель.
Габдулхаков, В.Ф. (2024). Энтропия функциональной и предметной грамотности в условиях преемственности дошкольного и начального образования. Современное дошкольное образование, (1), 32–43. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-1121-32-43
Гонина, О.О. (2015). Психология младшего школьного возраста: учебное пособие. Москва: Флинта.
Денисенкова, Н.С., Нисская, А.К. (2013). «Свет мой, зеркальце, скажи…», или Непростые вопросы будущего первоклассника. Современное дошкольное образование. Теория и практика, (6), 40–45.
Долгова, В.И., Кондратьева, О.А., Конурова, О.А. (2015). Интеллектуальная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста. Научно-методический электронный журнал «Концепт», (31), 56–60. URL: http://e-koncept.ru/2015/95518.htm (дата обращения: 25.02.2024).
Екшембеева, Г.Н., Кулкаева, Р.М. (2014). Интеллектуальная готовность дошкольника к школе: сущность и критерии. В: Актуальные вопросы современной науки: Материалы XXV Международной научно-практической конференции (Таганрог, 20 октября 2014 года) (С. 61–63). Москва: Спутник+.
Игнатович, И.И. (2016). К вопросу об интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, (7-2), 90–92. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-intellektualnoy-gotovnosti-rebenka-k-obucheniyu-v-shk... (дата обращения: 25.02.2024).
Кац, Е.М. (2015). Необычная математика. Тетрадь логических заданий для детей 7–8 лет. Москва: Изд-во МЦНМО.
Кононенко, Н.Н. (2016). Подготовка детей к обучению в школе в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Наука и образование: новое время, (6), 481–487.
Коняхина, Е.С., Шинкарева, Н.А. (2022). Дидактические игры как средство развития интеллектуальной готовности детей 7 лет к школе. Современные проблемы науки и образования, (3), 25–25. https://doi.org/10.17513/spno.31724
Кривых, С.В., Урбанская, М.В. (2010). Готовность к школе: теоретический анализ понятия. Вестник Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева, (2), 75–86.
Математика. Вся дошкольная программа. (2016). Москва. РОСМЭН.
Парамзина, Е.И. (2019). Интеллектуальная готовность детей младшего школьного возраста как один из факторов готовности к учебной деятельности. Известия института педагогики и психологии образования, (3), 53–57. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41138988& (дата обращения: 13.02.2024).
Печатнова, Н.Б. (2020). Формирование интеллектуальной готовности дошкольников к обучению в школе. Вестник практической психологии образования, 17(3), 22–31.
Распопова, С.Г. (2013). Подготовка детей старшей группы детского сада к обучению в школе. В: Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога. Материалы Всероссийской научно-практической конференции преподавателей и студентов.
Русакова, В.А. (2019). Современные аспекты подготовки детей к обучению в школе в условиях детского сада. Традиции и новации в дошкольном образовании, (1), 22–31.
Савенков, А.И., Алисов, Е.А., Кривова, В.А., Цаплина, О.В. (2016). Организация исследовательского и проектного обучения в условиях преемственности ступеней общего образования. Москва: МГПУ.
Савенков, А.И., Калинченко, А.В., Курлыгина, О.Е. (2023). Чем писать дошкольнику и первокласснику. Начальная школа, (1), 23–26. https://doi.org/10.51906/0027-7371_2023_1_23
Савенков, А.И., Ганичева, А.Н., Муродходжаева, Н.С., Цаплина, О.В., Полковникова, Н.Б. (2019). Технологии проведения мониторинга основных образовательных программ дошкольного образования основным положениям ФГОС ДО. Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения, (3), 49–62.
Солдатенко, К.Ю. (2022). Исследование развития логического мышления дошкольников в совместной деятельности по математике. Проблемы современного педагогического образования, (74), 233–236.
Солдатенко, К.Ю. (2023). Математика на английском языке: аспекты интегрированного обучения дошкольников. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: гуманитарные науки, (11/2), 93–96.
Солдатенко, К.Ю. (2022). Теория и методика математического развития дошкольников: учебно-методическое пособие. Орехово-Зуево: ГГТУ.
Тарунтаев, П.И. (2023). Использование цифровых устройств старшими дошкольниками и уровень развития умственных способностей. Современное дошкольное образование, (5). https://doi.org/10.24412/2782-4519-2023-5119-56-67
Федеральная образовательная программа дошкольного образования. URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-25112022-n-1028/federalnaia-obrazovatelnai... (дата обращения: 10.02.2024).
Чепина, М.И., Вдовина, Н.А. (2021). Развитие интеллектуальной готовности первоклассников к обучению в школе средствами развивающих занятий. Проблемы современного педагогического образования, (70-3), 332–335.
Чикова, И.В., Мантрова, М.С. (2018). Особенности и динамика формирования интеллектуальной готовности детей к обучению в школе. АНИ: педагогика и психология, (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-dinamika-formirovaniya-intellektualnoy-gotovnosti-de... (дата обращения: 26.02.2024).
Шалина, А.А. (2017). Проблемно-игровые коммуникативно-познавательные ситуации – технология развития дошкольника как субъекта нравственного выбора. Мир науки, культуры, образования, (1), 249–250.
Шинкарева, Н.А., Пушкина, Н.Г. (2023). Дидактические игры как средство развития у старших дошкольников интеллектуальной готовности к обучению в школе. Карельский научный журнал, 12(1).
Эльконин, Д.Б. (1989). Избранные психологические труды. Москва: Педагогика.
Яковлева, Г.В., Сваталова, Т.А., Скрипова, Н.Е. (2019). Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста: методическое пособие для педагогов ДОУ и НОО. Челябинск: ЧИППКРО.
Pechatnova, N.B. (2021). Intellectual Readiness for School in Senior Preschoolers: case of Correctional and Developmental Program «School is Waiting». Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, (4), 309–318. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2021-5-4-309-318
- Комментарии