Воспитатель в современном детском саду: анализ восприятия и запросов родителей
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Современные родители играют ключевую роль в формировании общественного мнения о дошкольных образовательных организациях и отдельных педагогах. Однако влияние родительской оценки на репутацию детского сада зачастую недооценивается, что может привести к негативным последствиям. В связи с этим становится крайне важным изучение восприятия воспитателей родителями, а также анализ их требований и запросов. Это позволяет не только учитывать ожидания целевой аудитории, но и поддерживать конкурентоспособность дошкольного образовательного учреждения в условиях современного рынка образовательных услуг.
Цель. Цель исследования — выявить актуальные проблемы взаимодействия родителей и воспитателей, проанализировать отношение современных родителей к воспитателям, разработать рекомендации по оптимизации сотрудничества между участниками образовательного процесса.
Выборка. В исследовании приняли участие 200 респондентов — родителей разного возраста и пола из разных регионов России, чьи дети посещают дошкольные образовательные организации в возрасте от 2 месяцев до 7 лет включительно.
Методы. В исследовании использовался комплекс научных методов, включающий научно-теоретический анализ публикаций, а также эмпирические методы сбора и обработки данных. Для сбора первичной информации было проведено анкетирование. Полученные данные были обобщены и систематизированы. Для их обработки использовался метод контент-анализа.
Результаты. Были проанализированы 177 высказываний родителей о профессиональной деятельности воспитателей детского сада по следующим параметрам: отношение к родителям, отношение к детям, отношение к профессиональному развитию. На основании суждений родителей выявлены актуальные проблемы во взаимодействии родителей и воспитателей: отсутствие или недостаточное информирование родителей, отсутствие или недостаточное количество совместных мероприятий для детско-взрослых сообществ, неумение воспитателей взаимодействовать с разными категориями семей. Также проанализированы 144 высказывания родителей об их собственном отношении к воспитателям. Установлено, что родители зачастую предвзято относятся к воспитателям и предъявляют необоснованно завышенные требования.
Выводы. Исследование позволило выявить основные проблемы взаимодействия родителей и воспитателей, а также положительные тенденции развития современного дошкольного образования. В ходе анализа данных было зафиксировано наличие недоброжелательного отношения со стороны части современных родителей к профессиональной деятельности воспитателей. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости тщательной подготовки будущих воспитателей к взаимодействию с родителями.
Литература
Абанкина, И.В., Рылько, Е.Д., Филатова, Л.М. (2018). Педагоги дошкольного образования: ключевые ценности и основные методы работы. Информационный бюллетень. Мониторинг экономики образования, 10(130), Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Абанкина, И.В., Филатова, Л.М., Козьмина, Я.Я. (2017). Выбор семей, оценка качества и доступность дошкольного образования. Информационный бюллетень. Мониторинг экономики образования, 10(109), Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Александрова, Е.А. (2023). Новые форматы подготовки будущих педагогов к взаимодействию с родителями школьников и дошкольников. Сибирский педагогический журнал, (6), 52–59.
Аманатиди, К.А. (2010). О необходимости подготовки будущих педагогов к консультативной работе с родителями. Вестник Сургутского государственного педагогического университета, (4), 80–84.
Андреева, Ю.В., Хоменко, И.А. (2009). Современные образовательные запросы родителей детей дошкольного возраста. В: Образование и семья: проблемы приемных родителей. Материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург (26–27 марта 2009 года). Под общей редакцией И.А. Хоменко. (С. 139–147). Санкт-Петербург: Политехника-сервис.
Антонова, Н.Л. (2018). Особенности взаимодействия родителей и педагогов в дошкольном образовании. Образование и наука, 20(2), 147–161.
Арамачева, Л.В., Дубовик, Е.Ю., Вербианова, О.М. (2022). Анализ затруднений современных родителей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста, в вопросах воспитания, развития и обучения ребенка. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, 3(61), 139–147. https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-61-3-358
Афонькина, Ю.А. (2020). Ожидания родителей как субъектов инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ. Научно-методический электронный журнал «Концепт», (11), 27–40. https://doi.org/10.24411/2304-120X-2020-11079
Вербианова, О.М., Арамачева, Л.В., Дубовик, Е.Ю. (2022). Анализ консультативных обращений современных родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 1(59), 47–54. https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-59-1-316
Вербианова О.М., Улыбина Е.В. (2022). Современное родительство: трудности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста. Научно-педагогическое обозрение, 6(46), 149–158. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-6-149-158
Вовк, Е.В. (2020). Содержание партнерского взаимодействия учреждения дошкольного образования с родителями воспитанников в современных социокультурных условиях. Проблемы современного педагогического образования, (67-2), 34–37.
Гудина, Т.В., Денисова, О.А., Казанская, В.Л. (2019). Особенности образовательных запросов родителей в сфере дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида. Вестник Череповецкого государственного университета, 1(88), 163–174. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2019-1-88-16
Дядюнова, И.А. (2020). Компетентное родительство: методические рекомендации. Электронный оптический диск (CD-ROM) (14,22 Mb). Текст: электронный. Самара: Изд-во «Вектор».
Дядюнова, И.А. (2021). Мир дошкольника: семья, детский сад, социум. Методические рекомендации. Электронный оптический диск (CD-ROM) (30,2 Mb). Текст: электронный. Москва: Изд-во ВОО «Воспитатели России».
Кокин, В.А., Захарова, И.В., Петрищева, Н.Н. (2023). Взаимодействие образовательной организации и семьи: современный контекст и профессиональная подготовка педагогов. Педагогическое образование в России, (5), 157–166.
Кузьмичева, Т.В., Афонькина, Ю.А. (2022). Взаимодействие родителей детей с ОВЗ с педагогами в условиях инклюзивного образования. Проблемы современного педагогического образования, (77-3), 111–114.
Левшина, Н.И., Санникова, Л.Н., Юревич, С.Н. (2017). Оценка качества дошкольного образования: мнение родителей, Современные проблемы науки и образования, (1). URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26131 (дата обращения: 16.11.2024)
Майер, А.А. и др. (2023). Управление качеством дошкольного образования: вклады педагогов и родителей: интерактивное пособие. — Электронные текстовые данные (3,028 Mb). Москва: Изд-во ВОО «Воспитатели России».
Минюрова, С.А., Брызгалова С.О., Тенкачева Т.Р. (2022). Анализ запроса родителей (законных представителей) по вопросам обучения и воспитания детей. Педагогическое образование в России, (3), 216–221.
Михайлова, Я.Я., Сивак, Е.В. (2018). Научное родительство? Что волнует родителей и какими источниками информации они пользуются. Вопросы образования, (2), 8–25.
Нисская, А.К. (2016) Представления современных родителей о дошкольном образовании. Как сделать детский сад привлекательным? Современное дошкольное образование. Теория и практика, (9), 24–33.
Нисская, А.К., Савина, Е.В. (2018). Общение педагогов и родителей. Анализ взглядов и предпочтений для позитивной коммуникации. Современное дошкольное образование, (3), 4–11.
Подъянова, С.М. (2022). Качество коммуникации родителей, детей и коллектива детского сада. Образовательная политика, (1), 96–102.
Подъянова, С.М., Поливанова, К.Н. (2022). Причины неудовлетворенности родителей дошкольными образовательными учреждениями в Москве. Современное дошкольное образование, (1), 26–35. https://doi.org/10.24412/1997-9657-2022-1109-26-35
Слепцова, И.Ф. (2018). Качество дошкольного образования как единство образовательного процесса, условий и результата. Современное дошкольное образование, (1), 30–37.
Собкин, В.С., Халутина, Ю.А. (2018) Отношение родителей детей дошкольного возраста к образовательному процессу в детском саду: удовлетворенность, оценка качества и эффективности обучения. Современное дошкольное образование, (1), 6–18.
Хоменко, И.А. (2006). Образовательные запросы современной семьи. В: Образование и семья: проблемы индивидуализации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (20–21 апреля 2005 года). Под общ. ред. И.А. Хоменко. (С. 6–13). Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.
Хрусталева, Е.С. (2024). Взаимодействие с родителями: чему нужно научить будущих воспитателей? Народное образование, (1), 137–144.
Хрусталева, Е.С. (2024) Профессиональная подготовка воспитателей к взаимодействию с родителями обучающихся. В: Профессиональное образование: проблемы и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции (29 мая 2024 года). Отв. ред. Е.Е. Журинская. (С. 12–15). Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина.
Шабас, С.Г. (2017). Сотрудничество с родителями как условие качества дошкольного образования. Современное дошкольное образование. Теория и практика, (8), 4–11.
Яковлева, А.Г., Дудина, Е.Н., Осетрин, К. Е. (2016). Система подготовки педагогов к сотрудничеству с семьей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Вестник Томского государственного педагогического университета, (5), 60–63.
Ansari, A., Pivnick, L.K., Gershoff, E.T., Crosnoe, R., Orozco-Lapray, D. (2020). What do parents want from preschool? Perspectives of low-income Latino/a immigrant families. Early Childhood Research Quarterly, 52(A), 38–48. https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2018.08.007
Berčnik, S., Devjak, T. (2017). Cooperation between parents and preschool institutions through different concepts of preschool education. Center for Educational Policy Studies Journal, (7), 207–226. https://doi.org/10.26529/cepsj.372
Bicaj, A., Bytyqi, A., Azizi, T., Xhemajli, A. (2018). Cooperation of preschool institutions with parents toward early childhood education. Thesis, 7(2), 75–101.
Devjak, T., Bercnik, S. (2009). Parents’ views on preschool care and education in local community. US-China Education Review, 6(7), 68–78.
Hummel, T.G., Cohen, F., Anders, Y. (2022). Parents’ trust in their child’s preschool: associations with child and family characteristics and aspects of parent-preschool communication. Early Education and Development, 34(5), 1057–1074. https://doi.org/10.1080/10409289.2022.2101344
Kilic, C. (2013). Parents’ opinions of the pre-school education concerning pre-school education institutions. International Journal of Academic Research Part B, 5(6), 37–40. https://doi.org/10.7813/2075-4124.2013/5-6/B.7
Konca, A.S., Ilhan, S.D. (2021) Learning activities in preschool classrooms: preferences of preschool teachers and views of parents. Participatory Educational Research, 8(4), 186–197. https://doi.org/10.17275/per.21.85.8.4
Lundberg, A., Lindh, C., Collberg, P. (2024). Are newly qualified preschool teachers ready for today’s mandate? Principals’ views in Sweden. Journal of Early Childhood Teacher Education, 45(3), 352–370. https://doi.org/10.1080/10901027.2024.2349050
Şahin Yonca, B., Sak, R., Şahin Sak, İ. (2013). Parents’ views about preschool education. Procedia — Social and Behavioral Sciences, (89), 288–292. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.08.848
Sakellariou, M. (2007). Parents’ attitude towards Nursery School and its correlation with their sociological characteristics. In: Mid Term Conference of the Research Committee 04 — International Sociological Association. (pp. 309–319). Nicosia: Cyprus College.
Salaam Mohammed, A. (2024). Perspectives on preschool education and care. IntechOpen. URL: https://www.intechopen.com/chapters/87215 (дата обращения: 16.11.2024). https://doi.org/10.5772/intechopen.111745
Sharma, N., Vaid, S., Dhawan, R. (2004). Parental concepts about preschool education. The Anthropologist, 6(3), 201–208. https://doi.org/10.1080/09720073.2004.11890855
- Комментарии