Комарова И.И. Детский сад и риски цифровой трансформации
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Подкасты
Аннотация
Актуальность. Тема цифровой трансформации сегодня необычайно актуальна, однако ее использование применительно к детям младшего возраста, то есть от 0 до 8 лет, всегда вызывает немало вопросов у тех, на ком лежит ответственность за их здоровье и развитие. Представители науки придерживаются диаметрально противоположных точек зрения на эту проблему. Одни считают, что технологии вредят детям, другие полагают, что раз уж человечество получило подобное направление в развитии, то несмотря на негативное влияние цифровой трансформации, ее использование неизбежно и детям придется погружаться в мир технологий. Чтобы ответить на вопрос, что правильно, а что нет, приходится детально разбираться в происходящих процессах. Однако, тема цифровой трансформации, принятие программы «Цифровая трансформация образования»** заставляет нас предпринимать срочные меры, которые не всегда обоснованы. Для их обоснования требуются серьезные исследования.
Цель исследования заключается в выявлении проявлений цифровой трансформации в дошкольных организациях и их систематизации, учитывая:
- основные направления развития цифровых технологий, которые используются в воспитании и образовании детей младшего возраста в России и за рубежом;
- исследования, касающиеся поведения детей, их физического состояния, развития когнитивных и некогнитивных способностей в зависимости от цифровых технологий в России и за рубежом;
- изменение детских предпочтений в использовании цифровых технологий в зависимости от цифровой трансформации общества.
Описание хода исследования. Исследование информационных технологий велось с 2000 года и состояло в постоянном мониторинге зарубежного и российского законодательства по указанной теме, переводе публикаций, переписке с авторами, уточнении деталей.
Результаты исследования. В результате исследования был собран материал опросов, проводимых различными фондами и университетами, посвященных использованию детьми новых технологий.
Заключение. На современном этапе развития сильно расширился спектр цифровых технологий, которыми пользуются дети с самого раннего возраста. Подходы системы образования и родительского сообщества не изменились. Те угрозы, которые несут с собой технологии и которые исследователи и общество видели и фиксировали ранее, изменились значительно. А попытки регулировать их воздействие на детей изменились мало.
Литература
2. Демидов А.А., Комарова И.И. Креативные кластеры для Петербурга // Современные производительные силы. – 2014. – №4. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22992163
3. Комарова И.И. Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений, специалистов методических и ресурсных центров, работников органов управления образованием. – 2-е изд-е, испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 184 с.
4. Комарова И.И. Обзор зарубежных исследований по проблеме влияния информационно-коммуникационных технологий на дошкольников за 50 лет // Педагогическое образование и наука. – 2011. – №6. – С. 50–56.
5. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Безопасность подростков в интернете: риски, совладание и родительская медиация // Национальный психологический журнал. – 2014. – №3(15) – С. 39–51.
6. Трубочкин Д. «Все спокойно, старец пляшет…»: Римская комедия плаща в действии. – М.: ГИТИС, 2005. – 424 с.
7. Федеральный закон от 20.02.1995 г. N 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003 г.) «Об информации, информатизации и защите информации».
8. Цифровая трансформация // https://ru.wikipedia.org/ wiki/Цифровая_трансформация
9. Aminabadi, N. A., Erfanparast, L., Sohrabi, A., Oskouei, S. G., & Naghili, A. (2012). The impact of virtual reality distraction on pain and anxiety during dental treatment in 4-6 year-old children: A randomized controlled clinical trial. Journal of Dental Research, Dental Clinics, Dental Prospects, 6(4), 117-124.
10. Anderson J., Rainie L. (2018). The Future of Well-Being in a Tech-Saturated World // https://www.pewresearch.org/internet/2018/04/17/concerns-about-the-future-of-peoples-well-being/;
11. Artefact’s Aim health clinic can drive itself to the patient // https://www.dezeen.com/2019/03/26/robot-love-ine-gevers-ai-development-unethical/
12. Bailey Jakki O., Bailenson Jeremy N. (2017). Immersive Virtual Reality and the Developing Child // Cognitive Development in Digital Context // https://www.sciencedirect.com/topics/psychology/immersive-technology
13. Bioulac, S., Lallemand, S., Rizzo, A., Philip, P., Fabrigoule, C., & Bouvard, M. P. (2012). Impact of time on task on ADHD patient’s performances in a virtual classroom. European Journal of Paediatric Neurology, 16(5), 514-521. http://dx.doi.org/10.1016Zj. ejpn.2012.01.006.
14. Bowman, D. A., & McMahan, R. P. (2007). Virtual reality: How much immersion is enough? Computer, 40(7), 36-43. http://dx.doi.org/10.1109/MC.2007.257;
15. Chaudron S., Di Gioia R., Gemo M. (2018) Young children (0-8) and digital technology, a qualitative study across Europe; EUR 29070.
16. Children, Adolescents, and the Media / Strasburge Victor C. r; Marjorie J. Hogan; Deborah Ann Mulligan; Nusheen Ameenuddin; Dimitri A. Christakis; Corinn Cross; Daniel B. Fagbuyi; David L. Hill; Alanna Estin Levine; Claire McCarthy; Megan A. Moreno; Wendy Sue Lewis Swanson. // https://publications.aap.org/pediatrics/article/132/5/958/31699/Children-Adolescents-and-the-Media
17. Cho, B. -H., Ku, J., Jang, D. P., Kim, S., Lee, Y. H., Kim, I. Y., et al. (2002). The effect of virtual reality cognitive training for attention enhancement. CyberPsychology & Behavior, 5(2), 129-137. http://dx.doi.org/10.1089/109493102753770516
18. Das, D. A., Grimmer, K. A., Sparnon, A. L., McRae, S. E., & Thomas, B. H. (2005). The efficacy of playing a virtual reality game in modulating pain for children with acute burn injuries: A randomized controlled trial. BMC Pediatrics, 5(1), 1. http://dx.doi.org/ 10.1186/1471-2431-5-1.
19. Fosch-Villaronga E., van der Hof S., Lutz C., Tamd-Larrieux A. (2021). Toy story or children story? Putting children and their rights at the forefront of the artificial intelligence revolution. Oct 6;1-20.doi: 10.1007/s00146-021-01295-w. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC8494166/
20. Gershon, J., Zimand, E., Pickering, M., Rothbaum, B., & Hodges, L. (2004). A pilot and feasibility study of virtual reality as a distraction for children with cancer. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry, 43(10), 1243-1249. http://dx.doi. org/10.1097/01.chi.0000135621.23145.05.
21. Gilboa, Y., Kerrouche, B., Longaud-Vales, A., Kieffer, V., Tiberghien, A., Aligon, D., et al. (2015). Describing the attention profile of children and adolescents with acquired brain injury using the virtual classroom. Brain Injury, 29(13-14), 1691-1700. http://dx.doi. org/10.3109/02699052.2015.1075148.
22. Hitti N. Moxie is a smart robot companion that teaches children life lessons // Embodied-moxie-robot-technology_dezeen_2364_sq-1-822x822
23. Hughes K. (2019). Design Indaba 2019: meet the world’s first cyborg artis // https://www.creativebloq.com/news/design-indaba-2019-meet-the-worlds-first-cyborg-artist;
24. Jarrold, W., Mundy, P., Gwaltney, M., Bailenson, J., Hatt, N., McIntyre, N., et al. (2013). Social attention in a virtual public speaking task in higher functioning children with autism. Autism Research, 6(5), 393-410. http://dx.doi.org/10.1002/aur.1302
25. Keiser Foundation // https://www.kff.org/
26. Kuss, Daria J., Lopez-Fernandez Olatz. (2016) Internet addiction and problematic Internet use: A systematic review of clinical research.” World journal of psychiatry 6 1: 143-76. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4804263/
27. Lee, K.M. (2004). Presence, explicated. Communication Theory, 14(1), 27-50. http://dx.doi. org/10.1111/j.1468-2885.2004.tb00302.x;
28. Lombard, M., & Ditton, T. (1997). At the heart of it all: The concept of presence. Journal of Computer-Mediated Communication. 3(2). http://dx.doi.org/10.1111/j.1083-6101.1997. tb00072.x;
29. Reeves, B., & Nass, C. I. (1996). The media equation: How people treat computers, television, and new media like real people and places: (Vol. xiv). New York, NY, US: Cambridge University Press.
30. Richert, R. A., Robb, M. B., & Smith, E. I. (2011). Media as social partners: The social nature of young children’s learning from screen media. Child Development, 82(1), 82-95. http://dx.doi.org/10.1111/j.1467-8624.2010.01542.x
31. Roussou, M., Oliver, M., & Slater, M. (2006). The virtual playground: An educational virtual reality environment for evaluating interactivity and conceptual learning. Virtual Reality, 10(3-4), 227-240. http://dx.doi.org/10.1007/s10055-006-0035-5
32. Segovia, K. Y., & Bailenson, J. N. (2009). Virtually true: Children’s acquisition of false memories in virtual reality. Media Psychology, 12(4), 371-393. http://dx.doi.org/ 10.1080/15213260903287267
33. Skouteris, H., & Robson, N. (2006). Young children’s understanding of photo self¬representations. Australian Journal of Educational & Developmental Psychology, 6, 50-59; Suddendorf, T., & Butler, D. L. (2013). The nature of visual self-recognition. Trends in Cognitive Sciences, 17(3), 121-127.
34. Steuer, J. (1992). Defining virtual reality: Dimensions determining telepresence. Journal of Communication, 42(4), 73-93. http://dx.doi.org/10.1111/j.1460-2466.1992.tb00812.x.
35. Transformative-tech // https://www.raconteur.net/infographics/transformative-tech/
36. UNICEF (2020) AI for children. Exploring how to embed child rights in the governing policies of artificial intelligence. Office of Global Insight & Policy. Retrieved from https://www.unicef. org/globalinsight/featured-projects/ai-children.
37. Winston A. Tech companies’ development of AI is “unethical” says Robot Love curator // https://www.dezeen.com/2019/03/26/robot-love-ine-gevers-ai-development-unethical/; https://robotlove.nl/en/
- Комментарии