Комарова И.И., Тищенко А.С. Мир дошкольного образования в XXI веке
Скачать в формате PDF
DOI:
10.24412/2782-4519-2023-2116-16-33
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Комарова И.И., Тищенко А.С. Мир дошкольного образования в XXI веке // Современное дошкольное образование. – 2023. – №2(116). – С. 16–33. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-2116-16-33
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Тема трансформации образования сегодня необычайно актуальна, так как в последние 10–20 лет глобально изменился подход к роли дошкольного воспитания / воспитания и образования детей младшего возраста во всем мире. В результате многими странами были пересмотрены подходы к дошкольному образованию, оно заняло то место, которое заслуживает этот уровень образования для развития конкурентности стран (Комарова, 2018). Это заставило мировое сообщество пересмотреть свои подходы к образованию и провести серию конгрессов, конференций и симпозиумов, посвященных трансформации национальных систем образования. Статья посвящена систематизации приведенных и обсужденных на Всемирной конференции ЮНЕСКО в Узбекистане данных, приведенных 150 руководителями государств, министрами или представителями министерств, руководителями НПО и международных организаций в сфере воспитания и образования детей младшего возраста.
Цель исследования: представить и проанализировать разнообразие подходов различных стран к решению проблем дошкольного образования для создания условий выживания и развития человека, обеспечивающих устойчивое развитие и сохранение жизни на Земле.
Описание хода исследования. Авторы проанализировали образовательную статистику нескольких групп стран: постсоветского пространства; развивающихся; развитых; издавна применяющих инновационные подходы в воспитании и образовании детей младшего возраста и т.д. По этой теме авторы опубликовали несколько отчетов (Каракчиева и др., 2022; Комарова, Чаброва, 2022). Полученные ранее данные были сопоставлены с исследованиями отдельных аспектов дошкольного воспитания и образования, разрабатываемых группами ученых и направленных на концепции, признанные важными в современной ситуации, например, на исследования нейрофизиологии раннего детства или экологизации детства и т.п. Эти данные были также сопоставлены с теми характеристиками состояния ВОДМ, которые приводили руководители государств, министры, ответственные за ВОДМ.
Результаты исследования. В результате исследования был систематизирован материал о состоянии ВОДМ в различных странах мира, дальнейших направлениях развития.
Заключение. Мировая система образования меняется на наших глазах, и меняется радикально. Потребности этих перемен ощутили большинство стран мира. Эти перемены ведут к изменению образовательной политики, доступу к образованию, появлению новых объектов и субъектов образования, формированию новой структуры наук об образовании, педагогики и психологии как научных дисциплин со своей системой оценок и т.д.
Литература
- Венесуэла – дошкольное начальное образование – школы, процент, миллион и учащиеся – StateUniversity.com https://education.stateuniversity.com/pages/1664/Venezuela-PREPRIMARY-PRIMARY-EDUCATION.html#ixzz7qe... (дата обращения: 16.03.2023).
- Всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей (1990) // https://www.un.org/en/conferences/children/newyork1990 (дата обращения: 16.03.2023).
- Всемирная конференция по воспитанию и образованию детей младшего возраста // https://www.youtube.com/watch?v=i4XLBPkOLyM&t=4868s (15 ноября 2022 г. Открытие конференции) (дата обращения: 16.03.2023).
- Каракчиева И.В., Кисель А.В., Новикова С.Е., Сизова М.А., Тищенко А.С. Современное дошкольное образование: запросы и ценности // Современное дошкольное образование. – 2022. – №5(113). – С. 8–24. DOI: 10.24412/2782-4519-2022-5113-8-24
- Комарова И.И. Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации // Современное дошкольное образование. – 2018. – №8(90). – С. 16–25. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10032
- Комарова И.И., Новикова С.Е., Тищенко А.С. Состояние системы дошкольного образования в России: социологические аспекты / РАНХиГС. – М.: Дело, 2020. – 82 с.
- Комарова И.И., Чаброва Т.Л. Всемирная конференция по воспитанию и образованию детей младшего возраста «Ранние инвестиции для лучшего обучения и светлого будущего» // Современное дошкольное образование. – 2022. – №6(114). – С. 4–10.
- Концептуальная записка о Всемирном докладе по мониторингу образования 2023 года в области технологий и образования. https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000378950_rus (дата обращения: 16.03.2023).
- Новости ООН. https://news.un.org/ru/tags/yemen (дата обращения: 16.03.2023).
- Образование в интересах людей и планеты: построение устойчивого будущего для всех. https://www.uncclearn.org/wp-content/uploads/library/245745r.pdf (дата обращения: 16.03.2023).
- Образование для всех 2000-2015 гг.: достижения и вызовы, Всемирный доклад по мониторингу ОДВ, 2015. https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000232205_rus (дата обращения: 16.03.2023).
- Пляскина Е.П. Дошкольное образование в Аргентине // Психологические науки: теория и практика: Материалы II Междунар. науч. конф. (Москва, март 2014 г.). – Т.0. – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 4–6. URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/4970/ (дата обращения: 16.03.2023).
- Bangladesh Early Childhood Care and Education (ECCE) programmes // https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000147156
- Clearinghouse on International Developments in Child, Youth and Family Policies at Columbia University. 2006. ‘Azerbaijan’. http://www.childpolicyintl.org/countries/Azerbaijan.html (дата обращения: 16.03.2023).
- Early Childhood Care and Education^ An investment in wellbeing, gender equality, social-cohesion, and lifelong learning //https://www.unesco.org/en/early-childhood-education (дата обращения: 16.03.2023).
- Education_in_Belgium // https://en.wikipedia.org/wiki/Education_in_Belgium
- Gabon. For a Quality Education Accessible to All // https://www.adeanet.org/sites/default/files/peer_review_gabon_web_en.pdf (дата обращения: 16.03.2023).
- Humanitarian Action for Children 2023 – Yemen // https://reliefweb.int/report/yemen/humanitarian-action-children-2023-yemen (дата обращения: 16.03.2023).
- I-Fang E.C. Early Childhood Education In Azerbaijan: Expanding Access To Quality Ece, 2017. https://silo.tips/download/early-childhood-education-in-azerbaijan (дата обращения: 16.03.2023).
- Kamerman S.B. (2006). A global history of early childhood education and care.
- Recommendations: 1934–1977 / International Conference on Education. – Paris, France: Unesco, c 1979 . xxii, 430 p.
- The Dakar Framework for Action: Education for All: meeting our collective commitments (including six regional frameworks for action) // https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000121147
- The National Report on The State and Development of Education System of The Republic of Kazakhstan for the 30 years of Independence and 2021. https://www.gov.kz/memleket/entities/edu/activities/158?lang=en
- UNICEF Bangladesh Country Programme for 2017-2020 Country Programme Document and Strategy Notes. June 2016 // https://www.unicef.org/bangladesh/sites/unicef.org.bangladesh/files/2018-10/Bangladesh_Programme%20S...
- Yemen country report on out-of-school children // https://reliefweb.int/report/yemen/yemen-country-report-out-school-children-enar#:~:text=Some%201.2%...
- World Conference on Education for All Meeting Basic Learning Needs. Jomtien, Thailand. 5-9 March 1990 // https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000127583
- Комментарии
Загрузка комментариев...