Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Котлованова О.В., Емельянова И.Е., Батенова Ю.В. Эффективность формирования представлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей дошкольного возраста

    Котлованова О.В., Емельянова И.Е., Батенова Ю.В. Эффективность формирования представлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей дошкольного возраста

    Котлованова О.В., Емельянова И.Е., Батенова Ю.В.  Эффективность формирования представлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей дошкольного возраста
    Скачать в формате PDF
    DOI: 10.24411/1997-9657-2021-10095
    Ключевые слова: дети дошкольного возраста чрезвычайные ситуации террористического характера безопасное поведение сформированность представлений о безопасном поведении программа по антитеррористической безопасности
    Для цитирования статьи:
    Котлованова О.В., Емельянова И.Е., Батенова Ю.В. Эффективность формирования представлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. – 2021. – №1(103). – С. 56–67. DOI: 10.24411/1997-9657-2021-10095

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2021. - №1
    Котлованова Олеся Владимировна
    аспирант кафедры педагогики и психологии детства, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (ЮУрГГПУ), Челябинск, Россия

    Емельянова Ирина Евгеньевна
    доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии детства, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования ЮУрГГПУ, Челябинск, Россия

    Батенова Юлия Валерьевна
    кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования ЮУрГГПУ, Челябинск, Россия

    Аннотация

    Актуальность (контекст) тематики статьи. В современном мире угроза возникновения террористических актов возрастает. Важная роль для обеспечения безопасности детей принадлежит системе образования, в частности дошкольным образовательным организациям.

    Цель исследования. Цель – проанализировать эффективность формирования представлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей старшего дошкольного возраста, занятия с которыми проводились в дошкольных образовательных организациях по авторской парциальной программе «Безопасный Я в безопасном мире». Программа социально-педагогической направленности, имеющая цель – формирование представлений о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций террористического характера. Правила поведения, заложенные в программе, согласованы с рекомендациями МЧС РФ.

    Описание хода исследования. Для формирующего эксперимента мы случайным образом выбрали детей: в контрольную группу вошли 90 детей старшего дошкольного возраста, а в экспериментальную – 98 детей, которые занимались по программе в течение одного учебного года.

    Результаты исследования. Эффективность оценивалась по трем компонентам: когнитивному, поведенческому и мотивационно-ценностному. Когнитивный (знаниевый) компонент – это знания признаков чрезвычайных ситуаций террористического характера и правил поведения. Поведенческий компонент с эмоционально-волевым подкреплением – готовность в воображаемой ситуации спланировать и совершить ряд требуемых действий. Мотивационно-ценностный компонент включает в себя признание ценности жизни и здоровья и умение обосновать стратегию поведения (в соответствии с установками позитивного отношения к безопасности и следованию правилам поведения). Выявлено, что занятия в рамках программы позволили достоверно эффективно сформировать представления о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей старшего дошкольного возраста. Особенно важными результатами оказались стратегии поведения детей, позволяющие детям действовать безопасно в нетипичной ситуации.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Авдеева Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: АСТ– ЛТД, 2015. – 68 с.
    2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
    3. Варакина Ж.Л., Кибанова Т.В., Любова А.Н. Методологические основания к изучению самосохранительного поведения детского и взрослого населения, 2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovaniya-k-izucheniyu-samosohranitelnogo-poved... (дата обращения: 09.04.2020).
    4. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/terrdec1.shtml (дата обращения 04.10.2018).
    5. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджа­спиров. – М.: Академия, 2005. – 176 с.
    6. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.
    7. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019–2023 годы. – М., 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ncpti.su/upload/%D0%9A%D0%9F-2023.pdf
    8. Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб-ник для вузов. – СПб.: Питер, 2016. – 583 c. (Серия «Учебник для вузов»).
    9. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2005. – 960 с.
    10. Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма. Принята резолюцией 59/290 Генеральной Ассамблеи от 13 апреля 2005 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/nucl_ter.shtml (дата обращения 26.12.2020).
    11. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом. Принята резолюцией 52/164 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1997 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/bombing.shtml (дата обращения 04.10.2018).
    12. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/hostages.shtml (дата обращения 04.10.2018).
    13. Министерство образования и науки Российской Федерации. Письмо от 30 августа 2005 года № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/97_98627 (дата обращения 26.11.2020).
    14. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. институтов / Под ред. Л.А. Венгера. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.
    15. Национальная доктрина образования в Рос­сийской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm (дата обращения 26.11.2020).
    16. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. №537 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/95521/#ixzz5skhzttdc (дата обращения: 02.10.2018).
    17. Образовательная программа дошкольного образования «Диалог» / Под ред. О.Л. Соболевой, О.Г. Приходько.
    18. Памятка «Правила и порядок поведения населения при угрозе и осуществлении террористического акта» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mdou229.edu.yar.ru/docs/pamyatka_antiterror.pdf (дата обращения: 26.12.2020).
    19. Письмо Министерства образования и науки РФ от 4 июня 2008 г. N 03-1423 «О методических рекомендациях» [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ – Режим доступа: http://base.garant.ru/6391916/#ixzz5SkjuH4b7 (дата обращения: 02.10.2018).
    20. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Юрайт, 2017. – 336 c.
    21. Попков В.А. Дидактика высшей школы Учебное пособие для вузов / В.А. Попков, А.В. Коржуев. – М.: Юрайт, 2016. – 247 c.
    22. Приказ Министерствa образования и науки РФ от 4 июня 2008 г. № 170 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования и науки» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6289369/ (дата обращения 26.11.2020).
    23. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения 26.11.2020).
    24. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения 26.11.2020).
    25. Сухарев А.В. Формирование готовности студентов к действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера: автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2009. – 24 с.
    26. Терницкая С.В. Формирование безопасного поведения личности как социально-педагогическая проблема / Вестник КГПУ «Педагогические науки. Теория и методика профессионального образования». – 2016. – №1 (35). – С. 90–94.
    27. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.04.2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/43942021d9206af7a0c78b6f65ba3665db940264/ (дата обращения: 09.04.2020).
    28. Федеральный закон «О ратификации Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом» от 13.02.2001 №19-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30385/ (дата обращения 04.10.2018).
    29. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 02.10.2018).
    30. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. – Издание 4-е, переработанное и дополненное. – М.: Гардарики, 2007. – 519 с.
    31. Черный С.П. Психолого-педагогиче­ское обеспечение процесса формирования навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях у учащихся общеобразовательных школ: автореф. дис. канд. пед. наук. – Красноярск, 2007. – 19 с.
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью