Кривцова Т.В. Цифровая среда дошкольной образовательной организации: пространство новых возможностей
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. В период ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции COVID-19, многие дошкольные образовательные организации столкнулись с необходимостью осуществлять образовательную деятельность в цифровом формате. Традиционные формы работы с дошкольниками переносились в формат дистанционного взаимодействия, что негативно сказывалось на качестве образовательной деятельности и вовлеченности субъектов образовательных отношений. Возникла необходимость трансформации образовательной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников и специфики реализуемых образовательных программ. В статье представлено описание идей, на основе которых можно разрабатывать вариативные модели трансформации образовательной деятельности, реализуемой с применением ресурсов цифровой среды.
Цель исследования. Рассмотреть возможные подходы к разработке цифрового сегмента основной образовательной программы дошкольной образовательной организации в контексте возможностей для проектирования и реализации новых форматов образовательной деятельности, альтернативных вариантов формирования развивающей предметно-пространственной среды, а также поддержки семьи в условиях реализации цифрового сегмента образовательных программ дошкольного образования.
Методы исследования. Экспертный анализ практики работы детских садов в процессе использования ими ресурсов цифровой среды для организации образовательной деятельности с воспитанниками.
Ход исследования. Разработка подходов к формированию цифрового сегмента основной образовательной программы дошкольного образования, позволяющих реализовывать образовательную деятельность с использованием ресурсов цифровой среды, соотнесение разработанных подходов с ключевыми нормами и смыслами, заложенными в требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Результаты. Сформулированы подходы и механизмы, на основе которых можно разрабатывать вариативные модели трансформации образовательной деятельности, реализуемой с применением ресурсов цифровой среды, модернизировать подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации и образовательного сотрудничества с семьей в процессе освоения ребенком образовательной программы дошкольного образования.
Выводы. Материалы, представленные в статье, могут быть интересны педагогам и воспитателям дошкольных образовательных организаций, специалистам в области повышения квалификации и профессионального совершенствования педагогов системы дошкольного образования, составлять основу для профессионального обсуждения вопросов, связанных с цифровизацией дошкольного образования.
Литература
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967.
3. Выготский Л.С. Лекции по педологии. – Ижевск, 1996.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. – М., 1984.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982. – 487 c.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. – М.: Педагогика, 1983. – 365 c.
8. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М., 1972.
9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.
10. Денисенкова Н.С., Красило Т.А. Развитие дошкольников в эпоху цифровой социализации // Современное дошкольное образование. – 2019. – №6. – С. 50–58.
11. Комментарии к ФГОС дошкольного образования письмо (Минобрнауки России от
28 февраля 2014 года №08-249) [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 1999–2020. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161801/96c60c11ee5b73882df84a7de3c4fb18f1a01961/
12. Лев Выготский: культурно-историческая теория [Электронный ресурс] – 2020. https://psychojournal.ru/psychologists/360-lev-vygotskiy-kulturno-istoricheskaya-teoriya.html
13. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. – М.: Смысл, 2009. 426 с.
14. Нежнов П.Г. От идей Л.С. Выготского к теории онтогенеза // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. – 2004. – №3. – С. 72–89.
15. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное). – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/
17. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
18. Эльконин Д.Б. Психологии игры. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.
- Комментарии