Научное творчество Л.А. Парамоновой и детское конструирование
Скачать в формате PDF
Поступила:
17.12.2024
Принята к публикации:
21.01.2025
Дата публикации в журнале:
15.02.2025
DOI:
10.24412/2782-4519-2025-1127-28-39
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Сафонова, О.А. (2025). Научное творчество Л.А. Парамоновой и детское конструирование. Современное дошкольное образование, 19(1), 28–39. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2025-1127-28-39
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Достижение качества дошкольного образования является приоритетным направлением государственной образовательной политики. В этой связи актуализируется проблема поиска эффективных механизмов инновационного развития дошкольной образовательной системы, гарантирующей качественное образование детей. Решение обозначенной проблемы диктует необходимость обращения к творческому наследию признанных в научной среде ученых, в трудах которых заложены методологические и методические основы образования детей, организованного с позиций сохранения самоценности дошкольного детства. Одним из таких ученых является Л.А. Парамонова, научное творчество которой во многом определило ведущие линии развития дошкольного образования, начиная с 1970-х годов, и не потеряло своей актуальности и в настоящее время.
Цель. Научное осмысление творческого наследия Л.А. Парамоновой и рассмотрение его потенциала в решении актуальных вопросов современного дошкольного образования.
Методы. Ретроспективный и контекстный анализ научного творчества Л.А. Парамоновой в аспектах его вклада как в развитие науки о детстве, так и в развитие современной практики дошкольного образования.
Результаты. Проведенный анализ научного наследия Л.А. Парамоновой позволил выявить абсолютно новый подход к пониманию как сущности детского конструирования, так и механизмов его формирования как творческой деятельности. Во-первых, конструирование Л.А. Парамоновой, в отличие от других ученых, рассматривается как самостоятельная детская деятельность, а не как игра или средство трудового воспитания. Во-вторых, конструирование трактуется ею не только как практическая деятельность по изготовлению конкретных поделок, но и как общая мыслительная способность, проявляющаяся в творческом процессе создания различных целостностей (конструкций, рисунков, стихов и др.) и наделения их индивидуальными смыслами. Такая умственная способность выступает основой развития не только конструирования, но и других видов детской деятельности. Несомненной заслугой Л.А. Парамоновой является определение психологических механизмов формирования творческого конструирования, к которым она относит развитие образного мышления, продуктивного воображения, организацию детского экспериментирования с новым материалом, формирование обобщенных способов конструирования. С учетом этих механизмов ею создана система формирования творческого конструирования у детей 2–7 лет. Важное значение для дальнейшей разработки проблемы развития в дошкольном детстве имеют выделенные Л.А. Парамоновой (в соавторстве) базисные качества личности ребенка, выступающие психологическим ориентиром организации развивающего образовательного процесса.
Заключение. Представленная в исследованиях Л.А. Парамоновой новая стратегия формирования у детей дошкольного возраста творческого конструирования, а также разработанные базисные качества личности ребенка способствуют решению таких фундаментальных проблем педагогической и психологической науки, как проблема соотношения обучения и творчества; развития детской деятельности и ребенка в ней; системности в обучении; определения принципов и содержания развивающего образования в дошкольном детстве. Научное творчество Л.А. Парамоновой, внесшее существенный вклад в обогащение идеи А.В. Запорожца о роли «специфически детских видов деятельности» в полноценном развитии ребенка, не потеряло актуальности в наши дни и является значимым как для педагогической науки, так и для практики дошкольного образования.
Литература
Алиева, Т.И. (1990). Книга и творчество ребенка. Дошкольное воспитание, 10, 83–85.
Алиева, Т.И. (1991). Развитие творческого восприятия литературных произведений у детей среднего дошкольного возраста. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва.
Базисная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки»: Концепция (1995). Под ред. С.Л. Новоселовой, Л.Ф. Обуховой, Л.А. Парамоновой, К.В. Тарасовой. Москва.
Буре, Р.С. (2011). Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: Пособие для педагогов. Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс».
Веракса, Н.Е. (1977). Формирование пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Москва.
Веракса, Н.Е. (1981). Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками. Вопросы психологии, 3, 123–127.
Выготский, Л.С. (1956). Обучение и развитие в дошкольном возрасте. Избр. психол. исследования. Москва.
Выготский, Л.С. (1982). Воображение и его развитие в детском возрасте. Собр. соч. в 6 тт. Т. 2. Москва.
Выготский, Л.С. (1997). Воображение и творчество в детском возрасте. Санкт-Петербург: Изд-во «Союз».
Груба, Г.В. (1968). Развитие элементов конструктивного мышления и трудовых действий у детей подготовительных групп детского сада в работе с деревом. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ленинград.
Давыдов, В.В. (1986). Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования. Москва: Изд-во «Педагогика».
Запорожец, А.В. (1978). Роль дошкольного воспитания в общем процессе всестороннего развития личности. Москва: Изд-во «Просвещение».
Запорожец, А.В. (1986). Избранные психологические труды: в 2 тт. Т. I, II. Москва: Изд-во «Педагогика».
Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника (1997). Научн. ред.: Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, К.В. Тарасова и др. Москва: Изд-во «Карапуз».
Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника (2001). 2-е изд. Научн. ред.: Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, К.В. Тарасова и др. Москва: Изд-во «Карапуз».
Кудрявцев, Т.В. (1973). Система проблемного обучения. В кн.: Проблемное и программированное обучение. Москва: Изд-во «Советская Россия».
Лернер, И.Я. (1970). Факторы сложности познавательных задач. — Новые исследования в педагогических науках: вып. 1. Москва: Изд-во «Педагогика».
Лиштван, З.В. (1971). Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. Москва: Изд-во «Просвещение».
Матюшкин, А.М. (1972). Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Москва: Изд-во «Педагогика».
Махмутов, М.И. (1975). Проблемное обучение. Москва: Изд-во «Педагогика».
Менчинская, Н.А. (1966). Мышление в процессе обучения. Исследования мышления в советской психологии. Москва: Изд-во «Наука».
Нечаева, В.Г., Корзакова, Е.И. (1966). Строительные игры в детском саду. Москва: Изд-во «Просвещение».
Парамонова, Л.А. (1972). Формирование обобщенных представлений у детей дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности. Умственное воспитание дошкольника. Москва: Изд-во «Педагогика».
Парамонова, Л.А. (1979). Конструирование из строительного материала как средство умственного воспитания детей дошкольного возраста. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва.
Парамонова, Л.А. (1980а). О системе обучения конструированию. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников. Москва: Изд-во «Педагогика».
Парамонова, Л.А. (1980б). Особенности поисковой деятельности в конструировании. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников. Москва: Изд-во «Педагогика».
Парамонова, Л.А. (1984). Конструирование из строительного материала. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Москва: Изд-во «Просвещение».
Парамонова, Л.А. (1988). Деятельность конструирования как средство развития мышления и творческого воображения у детей дошкольного возраста. Творчество и педагогика: Детство и творчество. Москва.
Парамонова, Л.А. (1999). Детское творческое конструирование. Книга для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педагогических университетов и колледжей. Москва: Изд-во «Карапуз».
Парамонова, Л.А. (2000). Творческое конструирование: психологические и педагогические основы. Дошкольное воспитание, 11, 58–64.
Парамонова, Л.А. (2001). Система формирования творческого конструирования у детей 2–7 лет. Автореф. дисс. д-ра. пед. наук. Москва.
Парамонова, Л.А. (2002). Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва: Изд-во «Академия».
Парамонова, Л.А. (2005). Концепция А.В. Запорожца об амплификации детского развития: значение и пути ее реализации в современных условиях. В кн.: Наука о детстве и современное образование. Материалы Международной юбилейной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.В. Запорожца. Москва: Изд-во «Школьная книга».
Парамонова, Л.А. (2018). Специфика детского творчества и его формирования: теоретические основы. В кн.: Ребенок — исследователь, деятель, творец: опыт организации «специфически детских видов деятельности»: материалы международной научно-практической конференции (24–25 апреля 2018 г.). Под ред. Е.В. Трифоновой, Н.Е. Васюковой (С. 12–17). Москва: Изд-во МПГУ.
Парамонова, Л.А., Пашилите, И.Ю. (1989а). Значение компьютерных программ для формирования пространственных представлений у старших дошкольников. Проблемы компьютеризации дошкольного воспитания: материалы научно-технического семинара. Москва: Изд-во ЦНИИ «Электроника».
Парамонова, Л.А., Пашилите, И.Ю. (1989б). Методические рекомендации к дидактическим компьютерным программам. Игра дошкольника. Москва: Изд-во «Просвещение».
Парамонова, Л.А., Протасова, Е.Ю. (2001). Дошкольное и начальное школьное образование за рубежом: история и современность. Москва: Изд-во «Академия».
Парамонова, Л.А., Сафонова, О.А. (1985а). Проблема формирования обобщенных способов действий у старших дошкольников (на материале конструирования). В кн.: Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. научных трудов. Ред. коллегия: Н.Н. Поддьяков, Ф.А. Сохин, В.В. Холмовская. Москва.
Парамонова, Л.А., Сафонова, О.А. (1985б). Формирование обобщенных способов действий. Старший дошкольный возраст. Дошкольное воспитание, 9, 48–49.
Парамонова, Л.А., Урадовских, Г.В. (1985). Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей. Дошкольное воспитание, 7, 46–49.
Парамонова, Л.А., Христ, О.А. (1992а). Развитие творческого воображения в процессе конструирования из природного материала. В кн.: Гуманизация воспитания и обучения детей дошкольного возраста: Материалы международной научно-практической конференции. Т. 2. (С. 100–102). Ровно.
Парамонова, Л.А., Христ, О.А. (1992б). Роль эмоций в создании дошкольниками художественного образа в процессе конструирования из природного материала. В кн.: Сборник материалов международной конференции «Проблемы эмоционального и рационального в дидактике» (С. 56–57). Одесса.
Пашилите, И.Ю. (1990). Педагогические условия формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва.
Поддьяков, Н.Н. (1977). Мышление дошкольника. Москва: Изд-во «Педагогика».
Поддьяков, Н.Н. (1980). Психолого-педагогическое исследование содержания и методов умственного воспитания. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников. Москва: Изд-во «Педагогика».
Поддьяков, Н.Н. (2005). А.В. Запорожец и современность. В кн.: Наука о детстве и современное образование. Материалы Международной юбилейной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. В. Запорожца (С. 5–9). Москва: Изд-во «Школьная книга».
Сафонова, О.А. (1991). Педагогические условия формирования самостоятельного конструирования из бумаги у детей дошкольного возраста. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва.
Сафонова, О.А. (1994). Конструирование из бумаги. Книга для студентов педучилищ, пединститутов. практических работников дошкольных учреждений. Нижний Новгород.
Сергеева, Д.В. (1983). Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. Москва: Изд-во «Просвещение».
Урадовских, Г.В. (1989). Формирование творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва.
Флерина, Е.А. (1929). Место и роль строительного материала в дошкольном учреждении: методическое письмо по дошкольному воспитанию: Письмо восьмое. Москва; Ленинград: Изд-во «Госиздат».
Христ, О.А. (1993). Развитие воображения у старших дошкольников в процессе конструирования из природного материала. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва.
Paramonova, L.A. (1988). Savremeni problemi intelektualnog vaspitanja dece ranog i predskoldkog uzrasta. Predskolsko Dete, 1–2, 15–19.
Paramonova, L.A. (1992). Teaching and development of creativity in preschool childhood. In: I Congreso Vundial SOBRE Education infantil y formacion de educadores «Un Mundo para el Nino». Tomo I ponencias (P. 368–370). Benalmadena (Malaga), Espana.
Paramonova, L.A. (1994). Construction as a way of developing thinking and creative imagination in preschool children. In: Papers from the OMEP International Seminar «The Universal and the National in Preschool Education». Paris: UNESCO. OMEP.
Paramonova, L.A. (1997). The conception of a basic programme for preschool children in modern conditions. International Journal of Early Childhood (OMEP), 29(2), 58–60.
- Комментарии
Загрузка комментариев...