Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • О развитии диалектического мышления в образовании

    О развитии диалектического мышления в образовании

    О развитии диалектического мышления в образовании
    Скачать в формате PDF
    Поступила: 22.01.2025
    Принята к публикации: 07.03.2025
    Дата публикации в журнале: 31.03.2025
    DOI: 10.24412/2782-4519-2025-2128-30-39
    Ключевые слова: диалектическое мышление дошкольник противоречие сократовский метод
    Для цитирования статьи:
    Баянова, Л.Ф., Крашенинников, Е.Е. (2025). О развитии диалектического мышления в образовании. Современ­ное дошкольное образование, 19(2), 30–39. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2025-2128-30-39

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2025. - №2
    Крашенинников Евгений Евгеньевич
    кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Москва, Российская Федерация

    Баянова Лариса Фаритовна
    доктор психологических наук, старший научный сотрудник, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (Москва, Россия)

    Аннотация

    Актуальность. В статье, представленной в виде дискуссии, поставлен ряд актуальных вопросов по формированию диалектического мышления: «Почему современная образовательная практика не стремится развивать диалектическое мышление?»; «Не будет ли внутреннего диссонанса в содержании образовательных программ при ориентации на диалектическую логику наряду с формальной?»; «Может ли психология с той же четкостью, как в теории формально-логического мышления, предложить операциональную структуру диалектического мышления?». В дискуссии подчеркивается, что цифровизация усиливает актуальность применения новых дидактических средств по развитию мышления, способного находить гибкие решения в проблемно-противоречивой ситуации.

    Цель. В ходе дискуссии приведена аргументация необходимости обращения к диалектической логике в современной образовательной практике наряду с логикой формальной.

    Результаты. В результате дискуссии объяснены основные положения концепции Н.Е. Вераксы о диалектическом мышлении, показана операциональная структура, представленная диалектическими умственными действиями объединения, превращения, обращения, смены альтернативы. Рассматривается вопрос о начале обучения диалектическому мышлению, при котором, развивая идею Ж. Пиаже о нечувствительности мышления дошкольника к противоречию, предлагается начинать обучать детей решать проблемно-противоречивые ситуации в раннем возрасте. В статье анализируются возможности и перспективы интервенции идей диалектического мышления в обучение на современном этапе.

    Выводы. В качестве основного вывода, достигнутого в ходе дискуссии, указывается, что цифровизация детства с информационным насыщением социальной ситуации развития формирует запрос к психологической науке, связанный с разработкой средств развития мышления в новых культурных условиях. Средством когнитивного развития детей предлагается диалектическое мышление в процессе решения проблемно-противоречивых задач.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    Багдасарова, Н.А. (1997). Психологические особенности понимания учебного материала в школьном возрасте: дисс. канд. психол. наук. Бишкек.

    Баянова, Л.Ф., Гилемханова, Э.Н. (2024). Влияние экранного времени на регуляцию поведения младших школьников. Вопросы психологии, (2), 64–76.

    Белобрыкина, О.А. (2021). Ребенок вне игры: трансформации игровой деятельности в современном детстве. Современное дошкольное образование, (3), 24–32. https://doi.org/10.24412/1997 9657 2021 3105 24 32

    Белолуцкая, А.К., Воробьева, Е.В., Глядешина, Е.В. (2005). Диалектическая психология. Под ред. Е. Е. Крашенинникова. Уфа: Изд-во БГПУ.

    Бессечес, М. (2018). Диалектическое мышление и развитие взрослых. Москва: Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».

    Бухаленкова, Д.А., Чичинина, Е.А., Чурсина, А.В., Веракса, А.Н. (2021). Обзор исследований, посвященных изучению взаимосвязи использования цифровых устройств и развития когнитивной сферы у дошкольников. Sciencefor Education Today, 3(11), 7–25. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2103.01

    Веракса, А.Н., Алмазова, О.В., Бухаленкова, Д.А., Чичинина, Е.А. (2020). Особенности использования цифровых устройств современными дошкольниками. Социологические исследования, (6), 82–92. https://doi.org/10.31857/S013216250009455-3

    Веракса, Н. Е. (2021). Диалектическое мышление дошкольника (возможности и культурные контексты): Москва: Издательство Московского университета.

    Веракса, Н.Е. (1981). Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками. Вопросы психологии, (3), 123–127.

    Веракса, Н.Е. (1987). Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте. Вопросы психологии, (4), 135–139.

    Веракса, Н.Е. (1990). Диалектическое мышление и творчество. Вопросы психологии, (4), 5–14. 

    Веракса, Н.Е. (2000). Предисловие к книге: Л.С. Выготский. Избранные психологические произведения.  Москва: Изд-во «Эксмо-Пресс»; «Апрель Пресс».

    Веракса, Н.Е. (2005). Концепция школы диалектического обучения. Диалектическое обучение. Москва: Изд-во «Эврика».

    Веракса, Н.Е. (2006). Диалектическое мышление. Уфа: Изд-во «Вагант».

    Выготский, Л.С. (1956). Избранные психологические исследования. Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР.

    Выготский, Л.С. (1982). Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 1. Москва: Изд-во «Педагогика».

    Выготский, Л.С. (1986). Психология искусства. Москва: Изд-во «Искусство».

    Гаврилова, М.Н., Сухих, В.Л., Вересов, Н.Н. (2024). Предпочтения в выборе игрушек у детей 3–4 лет: влияние социально-демографических факторов и особенностей развития. Современное дошкольное образование, 18(6), 68–80. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-6126-68-80

    Галимов, О.Р. (1992). Развитие диалектического мышления детей дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с физическими явлениями: дисс. канд. психол. наук. Москва.

    Давыдов, В.В. (1986). Проблемы развивающего обучения. Москва: Изд-во «Педагогика».

    Декарт, Р. (1989). Рассуждение о методе. Сочинения: в 2 тт. Т. 1. Москва: Изд-во «Мысль».

    Диалектическое обучение (2005). Под ред. И.Б. Шияна. Москва: Изд-во «Эврика».

    Кедров, Б.М. (2001) День одного великого открытия. Об открытии Д.И. Менделеевым периодиче­ского закона. Москва: Изд-во «Едиториал УРСС».

    Крашенинников, Е.Е. (2019). Развитие диалектического мышления. Задачник. Москва: Изд-во «Издательские решения».

    Леонтьев, А.А., Выготский, Л.С.(1990). Книга для учащихся 9–11 классов средней школы. Москва: Изд-во «Просвещение».

    Лернер, И.Я. (1974). Проблемное обучение. Москва: Изд-во «Знание».

    Мамардашвили, М.К. (1996) Необходимость себя. Введение в философию. Под ред. Ю.П. Сенокосова. Москва: Изд-во «Лабиринт».

    Матюшкин, А.М. (1972). Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Москва: Изд-во «Педагогика».

    Махмутов, М.И. (1977). Организация проблемного обучения в школе. Москва: Изд-во «Просвещение».

    Обухова, Л.Ф. (1996). Две парадигмы в исследовании детского развития. Вопросы психологии, (5), 30–38.

    Скаткин, М.Н. (1984). Проблемы современной дидактики. Москва: Изд-во «Педагогика».

    Солдатова, Г.У., Рассказова, Е.И. (2023). Цифровая социализация российских подростков: сквозь призму сравнения с подростками 18 европейских стран. Социальная психология и общество, 3(14), 11–30. https://doi.org/10.17759/sps.2023140302

    Тарунтаев, П.И. (2023). Использование цифровых устройств старшими дошкольниками и уровень развития умственных способностей. Современное дошкольное образование, (5), 56–67. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2023-5119-56-67

    Шиян, О.А. (2012) Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Москва: Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».

    Shannon, N., Mascolo, M.F., Belolutskaya, A. (eds.) (2024) The Routledge International. Handbook of Dialectical Thinking. Routladge.

    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью