О развитии диалектического мышления в образовании
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. В статье, представленной в виде дискуссии, поставлен ряд актуальных вопросов по формированию диалектического мышления: «Почему современная образовательная практика не стремится развивать диалектическое мышление?»; «Не будет ли внутреннего диссонанса в содержании образовательных программ при ориентации на диалектическую логику наряду с формальной?»; «Может ли психология с той же четкостью, как в теории формально-логического мышления, предложить операциональную структуру диалектического мышления?». В дискуссии подчеркивается, что цифровизация усиливает актуальность применения новых дидактических средств по развитию мышления, способного находить гибкие решения в проблемно-противоречивой ситуации.
Цель. В ходе дискуссии приведена аргументация необходимости обращения к диалектической логике в современной образовательной практике наряду с логикой формальной.
Результаты. В результате дискуссии объяснены основные положения концепции Н.Е. Вераксы о диалектическом мышлении, показана операциональная структура, представленная диалектическими умственными действиями объединения, превращения, обращения, смены альтернативы. Рассматривается вопрос о начале обучения диалектическому мышлению, при котором, развивая идею Ж. Пиаже о нечувствительности мышления дошкольника к противоречию, предлагается начинать обучать детей решать проблемно-противоречивые ситуации в раннем возрасте. В статье анализируются возможности и перспективы интервенции идей диалектического мышления в обучение на современном этапе.
Выводы. В качестве основного вывода, достигнутого в ходе дискуссии, указывается, что цифровизация детства с информационным насыщением социальной ситуации развития формирует запрос к психологической науке, связанный с разработкой средств развития мышления в новых культурных условиях. Средством когнитивного развития детей предлагается диалектическое мышление в процессе решения проблемно-противоречивых задач.
Литература
Багдасарова, Н.А. (1997). Психологические особенности понимания учебного материала в школьном возрасте: дисс. канд. психол. наук. Бишкек.
Баянова, Л.Ф., Гилемханова, Э.Н. (2024). Влияние экранного времени на регуляцию поведения младших школьников. Вопросы психологии, (2), 64–76.
Белобрыкина, О.А. (2021). Ребенок вне игры: трансформации игровой деятельности в современном детстве. Современное дошкольное образование, (3), 24–32. https://doi.org/10.24412/1997 9657 2021 3105 24 32
Белолуцкая, А.К., Воробьева, Е.В., Глядешина, Е.В. (2005). Диалектическая психология. Под ред. Е. Е. Крашенинникова. Уфа: Изд-во БГПУ.
Бессечес, М. (2018). Диалектическое мышление и развитие взрослых. Москва: Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».
Бухаленкова, Д.А., Чичинина, Е.А., Чурсина, А.В., Веракса, А.Н. (2021). Обзор исследований, посвященных изучению взаимосвязи использования цифровых устройств и развития когнитивной сферы у дошкольников. Sciencefor Education Today, 3(11), 7–25. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2103.01
Веракса, А.Н., Алмазова, О.В., Бухаленкова, Д.А., Чичинина, Е.А. (2020). Особенности использования цифровых устройств современными дошкольниками. Социологические исследования, (6), 82–92. https://doi.org/10.31857/S013216250009455-3
Веракса, Н. Е. (2021). Диалектическое мышление дошкольника (возможности и культурные контексты): Москва: Издательство Московского университета.
Веракса, Н.Е. (1981). Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками. Вопросы психологии, (3), 123–127.
Веракса, Н.Е. (1987). Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте. Вопросы психологии, (4), 135–139.
Веракса, Н.Е. (1990). Диалектическое мышление и творчество. Вопросы психологии, (4), 5–14.
Веракса, Н.Е. (2000). Предисловие к книге: Л.С. Выготский. Избранные психологические произведения. Москва: Изд-во «Эксмо-Пресс»; «Апрель Пресс».
Веракса, Н.Е. (2005). Концепция школы диалектического обучения. Диалектическое обучение. Москва: Изд-во «Эврика».
Веракса, Н.Е. (2006). Диалектическое мышление. Уфа: Изд-во «Вагант».
Выготский, Л.С. (1956). Избранные психологические исследования. Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР.
Выготский, Л.С. (1982). Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 1. Москва: Изд-во «Педагогика».
Выготский, Л.С. (1986). Психология искусства. Москва: Изд-во «Искусство».
Гаврилова, М.Н., Сухих, В.Л., Вересов, Н.Н. (2024). Предпочтения в выборе игрушек у детей 3–4 лет: влияние социально-демографических факторов и особенностей развития. Современное дошкольное образование, 18(6), 68–80. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-6126-68-80
Галимов, О.Р. (1992). Развитие диалектического мышления детей дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с физическими явлениями: дисс. канд. психол. наук. Москва.
Давыдов, В.В. (1986). Проблемы развивающего обучения. Москва: Изд-во «Педагогика».
Декарт, Р. (1989). Рассуждение о методе. Сочинения: в 2 тт. Т. 1. Москва: Изд-во «Мысль».
Диалектическое обучение (2005). Под ред. И.Б. Шияна. Москва: Изд-во «Эврика».
Кедров, Б.М. (2001) День одного великого открытия. Об открытии Д.И. Менделеевым периодического закона. Москва: Изд-во «Едиториал УРСС».
Крашенинников, Е.Е. (2019). Развитие диалектического мышления. Задачник. Москва: Изд-во «Издательские решения».
Леонтьев, А.А., Выготский, Л.С.(1990). Книга для учащихся 9–11 классов средней школы. Москва: Изд-во «Просвещение».
Лернер, И.Я. (1974). Проблемное обучение. Москва: Изд-во «Знание».
Мамардашвили, М.К. (1996) Необходимость себя. Введение в философию. Под ред. Ю.П. Сенокосова. Москва: Изд-во «Лабиринт».
Матюшкин, А.М. (1972). Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Москва: Изд-во «Педагогика».
Махмутов, М.И. (1977). Организация проблемного обучения в школе. Москва: Изд-во «Просвещение».
Обухова, Л.Ф. (1996). Две парадигмы в исследовании детского развития. Вопросы психологии, (5), 30–38.
Скаткин, М.Н. (1984). Проблемы современной дидактики. Москва: Изд-во «Педагогика».
Солдатова, Г.У., Рассказова, Е.И. (2023). Цифровая социализация российских подростков: сквозь призму сравнения с подростками 18 европейских стран. Социальная психология и общество, 3(14), 11–30. https://doi.org/10.17759/sps.2023140302
Тарунтаев, П.И. (2023). Использование цифровых устройств старшими дошкольниками и уровень развития умственных способностей. Современное дошкольное образование, (5), 56–67. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2023-5119-56-67
Шиян, О.А. (2012) Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Москва: Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».
Shannon, N., Mascolo, M.F., Belolutskaya, A. (eds.) (2024) The Routledge International. Handbook of Dialectical Thinking. Routladge.
- Комментарии