Организация проектной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях на примере проекта «Золотое педагогическое кольцо»
Скачать в формате PDF
Поступила:
10.03.2024
Принята к публикации:
21.05.2024
Дата публикации в журнале:
14.06.2024
DOI:
10.24412/2782-4519-2024-3123-58-72
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Шевченко, Л.Л., Степанова, М.В. (2024). Организация проектной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях на примере проекта «Золотое педагогическое кольцо». Современное дошкольное образование, 18(3), 58–72. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-3123-58-72
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Проектная деятельность в детском саду – актуальное направление, соответствующее современным образовательным стандартам и способствующее всестороннему развитию детей. Этот вид деятельности направлен на развитие творческих способностей, критического мышления, умения анализировать информацию и взаимодействовать со сверстниками. Проектная деятельность в детском саду открывает широкие возможности для развития личности ребенка, помогает детям стать более самостоятельными, уверенными в себе и готовыми к решению сложных задач.
Цель. Разработать и интегрировать в воспитательно-образовательный процесс серию мероприятий по культурному наследию, направленных на развитие детей раннего и дошкольного возраста.
Выборка. В проекте «Золотое педагогическое кольцо», который продолжался в течение 19 месяцев, приняли участие 386 детей в возрасте от 2 до 7 лет из 24 групп раннего и дошкольного возраста детских садов АНО ДОО «МИР ДЕТСТВА». Рабочая группа проводила наблюдения до начала проекта и в процессе его внедрения. Были составлены и проанализированы более 400 протоколов наблюдений и анализа мероприятий, проводимых с детьми и педагогами.
Методы. Основным методом исследования стали наблюдения за детьми и педагогами, которые проводились по методикам Н.А. Коротковой, П.Г. Нежновой, Л.С. Вакуленко, А.К. Золотовой, Е.В. Шакировой, Ю.А. Афонкиной и др. Для анализа занятий и других мероприятий использовалась разработки Н.Н. Гладышевой, А.А. Бойко, Н.С. Астафьевой и др. Также применялись SWOT-анализ, анализ Парето, показатели Key Performance Indicators (KPI), «Дерево причин и следствий» (ИСХРА).
Результаты. Были разработаны более 150 авторских занятий и других методик, наглядно-дидактический материал (50 пособий). Также сформирована картотека литературы, включающая более 50 наименований. Для детей организованы и проведены более 200 мероприятий в 7 дошкольных учреждениях. В рамках работы с детьми организованы выставки творчества в каждом филиале, на которых были представлены рисунки, поделки, скульптуры, творческие панно из бумаги и другие творческие фантазии детей. Всего были проведены более 20 таких выставок. Также организованы более 25 мероприятий с родителями воспитанников. Для мини-музея разработаны 7 интересных программ.
Выводы. Уникальный сетевой проект «Золотое педагогическое кольцо» является значимой инициативой, способствующей развитию детей и пробуждению их интереса к культурному наследию народов России. Методический материал может быть использован в российских дошкольных образовательных организациях и легко адаптирован под основную образовательную программу учреждения.
Литература
Астафьева, Н.С. (2008). Оценка деятельности воспитателя. Практический материал в помощь старшему воспитателю ДОУ. Москва: Восхождение.
Бакланова, Т.И., Меньшикова, Е.А. (2018). Азбука народной культуры. Русская культура для соотечественников: учебное методическое пособие для внеурочной деятельности и дополнительного образования детей. Чебоксары: Интерактив плюс.
Бахтин, М.М. (1994). К философии поступка. Работы 20-х годов. Киев: Next.
Белая, К.Ю. (2021). От сентября до сентября: планирование работы дошкольной образовательной организации на учебный год: методическое пособие. Москва: Русское слово – учебник.
Бережнова, О.В., Тимофеева, Л.Л. (2015а). Технология проектирования образовательного процесса в дошкольной организации. Методическое пособие. Москва: Цветной мир.
Бережнова, О.В., Тимофеева, Л.Л. (2015б). Оценка профессиональной деятельности педагога детского сада. Методическое пособие. Москва: Цветной мир.
Богатеева, З.А. (1982). Аппликация по мотивам народных орнаментов в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. Москва: Просвещение.
Богуславская, З.М., Смирнова, Е.О. (1991). Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. Москва: Просвещение.
Божович, Л.И. (2008). Личность и ее формирование в детском возрасте. Санкт-Петербург: Питер.
Бойчук, И.А. (2020). Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. Санкт-Петербург: Детство-пресс.
Бойчук, И.А., Попушина, Т.Н. (2018). Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Младшая и средняя группы. Санкт-Петербург: Детство-пресс.
Веракса, Н.Е. (2008). Проблемы детской одаренности. Современное дошкольное образование, (4), 3.
Вербенец, А.М., Сомкова, О.Н., Солнцева, О.В. (2017). Планирование образовательного процесса дошкольной организации. Современные подходы и технологии. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Детство-Пресс.
Виноградова, Н.А., Панкова, Е.П. (2008). Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. Москва: Айрис-пресс.
Вострухина, Т.Н., Кондрыкинская, Л.А. (2015). Планирование работы в детском саду по календарю. Москва: Сфера.
Выготский, Л.С. (1967). Воображение и творчество в детском возрасте. Москва.
Выготский, Л.С. (1999). Педагогическая психология. Под ред. В.В. Давыдова. Москва: Педагогика-Пресс.
Казунина, И.И., Лыкова, И.А, Шипунова, В.А. (2019). Первые игры и игрушки. Игровая среда для детей от рождения до трех лет. Учебно-методическое пособие для реализации программы «Теремок». Москва: Цветной мир.
Карачунская, Т.Н. (2005). Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ: интегрированные занятия. Под ред. К.Ю. Белой, Т.С. Комаровой. Москва: Сфера.
Козлова, С.А., Куликова, Т.А. (2001). Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Москва: Академия.
Комарова, Т.С. (2016). Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа. Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
Коменский, Я.А. (1989). Великая дидактика. Москва: Педагогика.
Крупская, Н.К. (1957–1963). Педагогические сочинения: В 10 т. Под ред. Н.К. Гончарова и др.; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогов. Москва: Изд-во Акад. пед. наук. 11 т.
Леонтьев, А.А. (2001). Деятельный ум. Москва: Смысл.
Лыкова, И.А. (2012). Парциальная образовательная программа. Умные пальчики: конструирование в детском саду. Москва: Цветной мир.
Лыкова, И.А. (2021). Приобщаем малышей к народной культуре. Третий год жизни. Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программе «Теремок». Москва: Цветной мир.
Лыкова, И.А., Буренина, А.И. (2012). Талантливые дети: индивидуальный подход в художественном развитии (книга для педагогов и родителей). Москва: Цветной мир.
Лыкова, И.А., Шипунова, В.А. (2013). Народный календарь. Лето красное (книга для педагогов и родителей). Москва: Цветной мир.
Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. (2009). Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. Москва: Линка-Пресс.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ (2014). Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ (2020). Инновационная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. 6-е изд., доп. Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
Развивающие занятия с детьми 4–5 лет (2014). Под ред. Л.А. Парамоновой. Москва: ОЛМА Медиа Групп.
Современный детский сад. Каким он должен быть (2019). Под ред. О.А. Шиян. Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
Сухомлинский, В.А. (1983). Сердце отдаю детям. Москва: Педагогика.
Торжественный концерт, посвященный 1160-летию зарождения российской государственности (2022). 21 сентября 2022 года. Великий Новгород.
Уденховен, Н.В., Джалла, Р.У. (2016). Раннее развитие детей. Культурологический подход. Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
Ушакова, О.С. (2015). Программа развития речи дошкольников. Москва: Сфера.
Ушинский, К.Д. (1950). Человек как предмет воспитания. Собр. соч. Т. 9. Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР.
Erikson, E.H. (1970). Reflections on the Dissent of Contemporary Youth. Daedalus. 99 (1): 154–176.
- Комментарии
Загрузка комментариев...