Педагогические условия обеспечения преемственности в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста и первоклассников
Скачать в формате PDF
Поступила:
18.02.2025
Принята к публикации:
07.05.2025
Дата публикации в журнале:
10.06.2025
DOI:
10.24412/2782-4519-2025-3129-68-80
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Романова, О.В. (2025). Педагогические условия обеспечения преемственности в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста и первоклассников. Современное дошкольное образование, 19(3), 68–80. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2025-3129-68-80
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. В рамках современных образовательных подходов значительное внимание уделяется непрерывности и последовательности обучения, что позволяет создать оптимальные условия для успешной адаптации детей при переходе от дошкольной формы воспитания к школьному образованию. Развитие связной речи является одним из ключевых аспектов подготовки к обучению в школе, так как оно способствует формированию коммуникативных навыков, развитию мышления и успешному освоению учебной программы. В связи с этим исследование педагогических условий, способствующих преемственности в развитии связной речи, приобретает особую значимость для педагогов и родителей, стремящихся обеспечить эффективное развитие детей.
Цель. Разработать, обосновать и апробировать педагогические методики обеспечения преемственности в развитии связной речи у старших дошкольников и первоклассников.
Выборка. В исследовании приняли участие 200 родителей детей в возрасте 6–7 лет, 150 воспитателей дошкольных учреждений, 80 учителей начальных классов, 200 дошкольников и 58 учеников первых классов.
Методы. Исследование проводилось с использованием комплекса теоретических и эмпирических методов. Для теоретического осмысления проблемы применялись анализ, синтез, сравнение и прогнозирование, а также изучение литературы из различных областей. Эмпирическая часть включала наблюдение, мониторинг детских вопросов, беседы с детьми, педагогами и родителями, опросы и анализ документации и образовательных ресурсов. Важным элементом стал педагогический эксперимент, позволивший проверить гипотезы в реальных условиях. Обработка данных осуществлялась с помощью математической статистики и качественных методов анализа, что обеспечило надежность и научную обоснованность полученных результатов.
Результаты. Разработаны методические рекомендации по преемственному обучению старших дошкольников и первоклассников связным монологическим высказываниям, включающим единые подходы к развитию связной речи старших дошкольников и учащихся первого класса. Предложенный подход предполагает единую стратегию развития связной речи, основанную на принципах преемственности, последовательности и постепенного усложнения материала, с учетом «сквозных тенденций» в содержании, формах и методах работы, во взаимосвязях между разделами речевой работы на занятиях в детском саду и начальной школе.
Выводы. Преемственность в развитии связной речи старших дошкольников и учащихся первого класса достигается созданием соответствующих педагогических условий: регулярной оценкой текущего уровня речевого развития, разработкой специализированных дидактических подходов, равномерным развитием всех составляющих компоненты связной речи с учетом перспективы и поэтапности их совершенствования, а также внедрением научно обоснованных методических рекомендаций, ориентированных на последовательное обучение обеих возрастных групп.
Литература
Аронина, А.И. (1980). Проблемы преемственности между подготовительной группой детского сада и первым классом школы в системе эстетического воспитания. Дисс. канд. пед. наук. Москва.
Архипова, Е.В. (1998). Проблемы речевого развития младших школьников. Дисс. докт. пед. наук. Москва.
Белошистая, А.В. (2002). Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. Начальная школа: плюс — минус, (2), 2–3.
Бизикова, О.А. (2014). Развитие монологической речи у дошкольников. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского университета.
Борисова, С.М. (2006). Преемственность в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в условиях поликультурной среды. Дисс. канд. пед. наук. Чебоксары.
Бубнова, И.А. (2009). Обучение устной монологической речи младших школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Санкт-Петербург.
Бурангулова, Г.Х. (1981). Преемственность между детским садом и школой в овладении младшими школьниками предложением как единицей речи. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ленинград.
Водовозова, Е.Н. (2024). Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста: Книга для воспитателей. Москва: Изд. стереотип.
Галкина, И.А. (2002). Языковые представления о типах текста у старших дошкольников и их развитие в процессе обучения. Дисс. канд. психол. наук. Иркутск.
Груздева, И.В. (2015). Преемственность в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург.
Дорошенко, О.Ю., Комиссарова, С.А. (2021) Развитие связной речи дошкольников на материале текстов цепной структуры: 5–7 лет. Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс».
Елкина, Н.В. (2009). Психологические аспекты развития связной речи у детей дошкольного возраста. Ярославский педагогический вестник, (9), 142–147.
Емельянова, Л.А. (2018). Преемственность дошкольного и начального общего образования в развитии конструкторских способностей детей в аспекте освоения робототехники. Дисс. канд. пед. наук. Челябинск.
Зайцева, Л.М. (2001). Преемственность в экологическом воспитании старших дошкольников и младших дошкольников. Дисс. канд. пед. наук. Смоленск.
Зрожевская, А.А. (1986). Формирование связной описательной речи в средней группе детского сада. Дисс. канд. пед. наук. Москва.
Зубарева, Л.В. (2022). Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников: задания и упражнения. Волгоград: Изд-во «Учитель».
Каптерев, П.Ф. (1898). Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Выпуск I. Задачи и основы семейного воспитания. Санкт-Петербург: Изд-во «Тип Е. Евдокимова».
Ладыженская, Т.А. (1972). Система работы по развитию связной устной речи учащихся. Москва: Изд-во «Просвещение».
Лобанова, М.А. (2011). Преемственность в экономическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Дисс. канд. пед. наук. Смоленск.
Максимова, М.В. (2004). Преемственность в развитии словаря старших дошкольников и учащихся первого класса школы. Дисс. канд. пед. наук. Москва.
Микляева, Н.В., Микляева, Ю.В., Виноградова, Н.А. (2024). Дошкольная педагогика: учебник для вузов. Москва: Издательство «Юрайт».
Никольская, Р.И. (1981). Содержание и методы обучения связному высказыванию типа рассуждения в начальной школе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва.
Парамонова, Л.Г. (2021). О связной речи [3–7 лет]: методическое пособие. Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс».
Пеленков, А.И. (1998). Преемственность художественно-эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в изобразительной деятельности. Дисс. канд. пед. наук. Москва.
Пеньевская, Л.А. (1947). Рассказывание детей старшей группы детского сада как средство обучения связной речи. Дисс. канд. пед. наук. Москва.
Попова, И.А. (1966). Преемственность в первоначальном обучении математике в подготовительных группах детских садов и первых классах школ. Дисс. канд. пед. наук. Москва.
Решетаров, А.А. (1984). Обучение младших школьников умению строить текст. Дисс. канд. пед. наук. Москва.
Семенова, Н.В. (2001). Обучение высказываниям типа рассуждений детей седьмого года жизни. Дисс. канд. пед. наук. Москва.
Симонович, А.С. (1866). Связь детского сада со школой. Детский сад, 11-12.
Смирнова, Е.А. (1987). Формирование связности речи старших дошкольников в рассказывании по серии сюжетных картин. Дисс. канд. пед. наук. Москва.
Смольникова, Н.Г. (1986). Формирование структуры связного высказывания у старших дошкольников. Дисс. канд. пед. наук. Москва.
Тихеева, Е.И. (2025). Развитие речи детей. Москва: Издательство «Юрайт».
Тупичкина, Е.А. (2005). Проектирование технологии преемственного интеллектуального развития детей 5–7 лет на основе информационного подхода. Дисс. д-ра. пед. наук. Ростов-на-Дону.
Утакаева, С.И. (2005). Преемственность в формировании духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников и младших школьников. Дисс. канд. пед. наук. Карачаевск.
Ушакова, О.С. (2014). Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве. Москва: Изд-во «Сфера».
Ушакова, О.С. (2021). Программа и методические рекомендации по развитию речи детей седьмого года жизни. Москва: Институт воспитания РАО.
Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. (2004). Методика развития речи детей дошкольного возраста. Москва: Изд-во «Владос».
Ушинский, К.Д. (1906). Руководство к преподаванию по «Родному слову». Санкт-Петербург: Тип. М. Меркушева.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования. (2022). URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-25112022-n-1028/federalnaia-obrazovatelnai... (дата обращения: 01.03.2025).
- Комментарии
Загрузка комментариев...