Представления о произвольном поведении ребенка в советской и западной психологии: преимущества и ограничения

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Подкасты
Аннотация
Актуальность. Дефицит произвольности в поведении связан с различными расстройствами, такими как расстройство аутистического спектра (АСР), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и трудности в обучении. Улучшение произвольности поведения у детей положительно влияет на развитие их умения угадывать намерения других и соблюдение социально-моральных правил поведения. Что еще более важно, тормозной контроль и переключение внимания являются надежными предикторами ранних академических способностей, то есть математических способностей и грамотности
Цель. Сравнить представления о произвольном поведении детей в западной психологии с представлениями о сознательном действии, развитыми в советской психологии в традиции Л.С. Выготского и А.Р. Лурии. Проанализировать преимущества и недостатки обоих подходов.
Методы. Обзор и сравнительный анализ исследований.
Результаты. Рассмотрены теоретические основы западных исследований управляющей функции в сопоставлении с исследованиями «сознательного действия», проведенными в школе Выготского–Лурии. Выявлены преимущества и ограничения каждого из подходов, и показаны возможности применения указанных подходов к формированию у детей критического мышления и творческой независимости в поведении.
Выводы. Когнитивные модели произвольного поведения, ориентированные на нейрохимическое вмешательство в коррекцию управляющей деятельности, и модель произвольности как «сознательного действия», делающая акцент на использовании высших психических функций для такой коррекции, не альтернативны, а взаимно дополняют друг друга. Только анализ конкретных параметров нарушений произвольности действия и закономерностей интеграции (или отсутствия таковой) между действием, интеллектом, языком, памятью и другими психическими функциями может определить, какая из вышеперечисленных моделей лучше всего подходит для конкретного случая.
Литература
Выготский, Л.С. (1983). Проблема умственной отсталости. URL: https://mybook.ru/author/lev-semenovich-vygotskij/problema-umstvennoj-otstalosti/read (Дата обращения: 20.07.2025)
Лурия, А.Р. (ред). (1958). Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. Том 1. Москва: Изд-во АПН РСФСР.
Лурия, А.Р. (1970). Мозг человека и психические процессы. Нейропсихологический анализ сознательной деятельности. Москва: Изд-во «Педагогика».
Лурия, А.Р., Субботский, Е.В. (1972). Исследования по развитию сознательного действия, Сообщение 3. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии, (2), 22–27.
Субботский, Е.В. (1981). Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения. Вопросы психологии, (2), 68–78.
Субботский, Е.В. (1976). Психология отношений партнерства у дошкольников. Москва: Изд-во МГУ.
Al-Namlah, A. S., Fernyhough, C., Meins, E. (2006). Sociocultural influences on the development of verbal mediation: Private speech and phonological recoding in Saudi Arabian and British samples. Developmental Psychology, (42), 117–131.
Barkley, R. A. (1995). Linkages between attention and executive function. In: G.R. Lyon, N.A. Krasnegor (Eds.), Attention, memory, and executive function. Baltimore, MD: Brookes Publishing Co.
Barkley, R. A., DuPaul, G. J., & Costello, A. (1993) Stimulants. In: J.S. Werry, M.G. Aman (Eds.). Practitioners guide to psychoactive drugs for children and adolescents (pp. 205–237). New York: Plenum.
Benson, J.E., & Sabbagh, M.A. (2010). Theory of mind and executive functioning: A developmental neuropsychological approach. In: P.D. Zelazo, M. Chandler, E. Crone (Eds). Developmental social cognitive neuroscience (pp. 63–80). New York: Psychology Press.
Bialystok, E., Martin, M. (2003). Notation to symbol: Development in children’s understanding of print. Journal of Experimental Child Psychology, (86), 223–243.
Blair, C. Razza, R.P. (2007). Relating effortful control, executive function, and false belief understanding to emerging math and literacy ability in kindergarten. Child Development, (78), 647–663.
Brooks, P.J., Hanauer, J.B., Padowska, B., Rosman, H. (2003). The role of selective attention in preschooler’s rule use in a novel dimensional card sort. Cognitive Development, (18), 195–215.
Bruce, S., Zayyad, M. (2009). The Development of Object Permanence in Children with Intellectual Disability, Physical Disability, Autism, and Blindness. International Journal of Disability, Development and Education, (56), 229–246.
Carlson, S.M., Moses, L.J., Hix, H.R. (1988). The role of inhibitory processes in young children’s difficulties with deception and false belief. Child Development, 69(3), 672–691.
Cepeda, N.J., Kramer, A.F., Gonzalez de Sather, J.S.M. (2001). Changes in executive control across life span: Examination of task-switching performance. Developmental Psychology, 37(5), 715–730.
Dansen, P., Heron, A. (2012). Cross-cultural tests of Piaget’s theory. URL: https://www.researchgate.net/publication/342242777_Dasen_P_R_Heron_A_1981_Cross-cultural_tests_of_Pi... (accessed: 20.09.2025).
Deák, G.O. (2000). The growth of flexible problem solving: Preschool children use changing verbal cues to infer multiple word meanings. Journal of Cognition and Development, (1), 157–191.
Denckla, M.B., Reiss, A.L. (1997). Prefrontal-subcortical circuits in developmental disorders. In: N.A. Krasnegor, G.R. Lyon, P.S. Goldman-Rakic (Eds.). Development of the prefrontal cortex: Evolution, neurobiology, and behavior (pp. 283–293). Baltimore: Brookes.
Eisenberger, R., Haskins, F., Gambleton, P. (1999). Promised reward and creativity: effects of prior experience. Journal of Experimental Social Psychology, (35), 308–325.
Feldman, R. (2009). The development of regulatory functions from birth to 5 years: Insights from premature infants. Child Development, (2), 544-561.
Fernyhough, C., Fradley, E. (2005). Private speech on an executive task:Relations with task difficulty and task performance. Cognitive Development, (20), 103–120.
Frye, D., Zelazo, P. D., Palfai, T. (1995). Theory of mind and rule-based reasoning. Cognitive Development, (10), 483–527.
Gaskins, I.W., Satlow, E. & Pressley, M. (2007). Executive control of reading comprehension in the elementary school. In: L. Meltzer (Ed.), Executive Function in Education. From theory to practice (pp. 194–215). New York: The Guilford Press.
Graham, S., Harris, K.R., Olinghouse, N. (2007). Addressing executive function problems in writing: An example from the Self-Regulated Strategy development model. In: L. Meltzer (Ed.), Executive Function in Education. From theory to practice (pp. 216–235). New York: The Guilford Press.
Grant, D.A., Berg, E. (1948). A behavioral analysis of degree of reinforcement and ease of shifting to new responses in Weigl-type card-sorting problem. Journal of Experimental Psychology, (38), 404–411.
Hongwanishkul, D., Happaney, K.R., Lee, W.S.C., Zelazo, P.H. (2005). Assessment of hot and cool executive function in young children: Age-related changes and individual differences. Developmental Neuropsychology, (28), 617–644.
Hughes, C. (1998). Executive function in preschoolers: Links with theory of mind and verbal ability. British Journal of Developmental Psychology, (16), 233–253.
Kahn, James V. (1976). Utility of the uzgiris and hunt scales of sensorimotor development with severely and profoundly retarded children. American Journal of Mental Deficiency, (6), 663–665.
Kochanska, G., Murray, K., Jacques, T.Y, Koenig, A.L., Vandergeest, K.A. (1996). Inhibitory control in young children and its role in emerging internalization. Child Development, (67), 490–507.
Kwon, Y.I. (2002). Western influences in Korean preschool education. International Educational Journal, (3), 153–164.
Luria, A.R. (1980). Higher cortical functions in man. New York: Basic books.
Luria, A.R., Subbotsky, E.V. (1978). Zur fruhen Ontogeneze der steuerden Funktion der Sprache Die Psychologie des 20 Jahrhunderts. Zurich: KinderVerlag.
Moses, L.J. (2001). Executive accounts of Theory-of-Mind development. Child Development, 72(3), 688–690.
Mouchiroud, C., Lubart, T. (2001). Children’s original thinking: an empirical examination of alternative measures derived from divergent thinking tasks. The Journal of Genetic Psychology, (162), 382–401.
Oh, S., Lewis, C. (2008). Korean preschoolers’ advanced inhibitory control and its relation to other executive skills and mental state understanding. Child Development, (1), 80–99.
Prencipe, A., Zelazo, P.D. (2005). Development of affective decision-making for self and other: Evidence for the integration of first— and third-person perspectives. Psychological Science, (16), 501–505.
Roditi, B.N., Steinberg, J. (2007). The strategic math classroom: Executive function process and mathematics learning. In: L. Meltzer (Ed.), Executive function in education. From theory to practice (pp. 237–260). New York: The Guilford Press.
Russ, S.W., Kaugars, A.S. (2001). Emotion in children’s play and creative problem solving. Creativity Research Journal, (13), 211–219.
Russ, S.W., Robins, A.L., Christiano, B.A. (1999) Pretend play: longitudinal prediction of creativity and affect in fantasy in children. Creativity Research Journal, (12), 129–139.
Sabbagh, M., Xu, F., Carlson, S.M., Moses, L.J., Lee, K. (2006). The development of executive functioning and theory of mind: A comparison of Chinese and U.S. preschoolers. Psychological Science, (17), 74–81.
Sabbagh, M.A., Moses, L.J., Shiverick, S. (2006). Executive functioning and preschoolers’ understanding of false beliphotographs, and false signs. Child Development, (4), 1034–1049.
Smith, G.J.W. (2005). How should creativity be defined? Creativity Research Journal, (17), 293–295.
Subbotsky, E.V. (1993). The birth of personality. New York: Harvester Wheatsheaf.
Welsh, M.C., Pennington, B.F. (1988). Assessing frontal lobe functioning in children: Views from developmental psychology. Developmental Neuropsychology, (4), 199–230.
Wigal, S.B. (2009). Efficacy and safety limitations of attention-deficit hyperactivity disorder pharmacotherapy in children and adults. CNS Drugs, 23, Suppl 1, 21–31.
Wright, I., Lewis, V., Collis, G.M. (June 2006). Imitation and representational development in young children with down syndrome. British Journal of Developmental Psychology, (24), 429–450.
Yerys, B.E. Munakata, Y. (2006). When labels hurt but novelty helps: Children’s perseveration and flexibility in a card-sorting task. Child Development, (77), 15–89, 1607.
Zelazo, P. D., Müller, U. (2002). Executive function in typical and atypical development. In: U. Goswami (Ed.), Handbook of childhood cognitive development (pp. 445–469). Oxford: Blackwell.
Zelazo, P.D., Muller, U., Frye, D., Marcovitch, S. (2003). The development of executive function in early childhood. Monographs of the Society for Research in Child Development, 68(3).
- Комментарии

