Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Крашенинников Е.Е. Проблемы психологического развития ребенка в зеркале игры в театр кукол: Театр Петрушки

    Крашенинников Е.Е. Проблемы психологического развития ребенка в зеркале игры в театр кукол: Театр Петрушки

    Крашенинников Е.Е. Проблемы психологического развития ребенка в зеркале игры в театр кукол: Театр Петрушки
    Скачать в формате PDF
    Поступила: 14.03.2024
    Принята к публикации: 29.03.2024
    Дата публикации в журнале: 05.05.2024
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-2122-22-32
    Ключевые слова: развитие театр кукол смех нормативное пространство непосредственное и опосредованное восприятие создание новой нормы
    Для цитирования статьи:
    Крашенинников, Е.Е. (2024). Проблемы психологического развития ребенка в зеркале игры в театр кукол: Театр Петрушки. Современ­ное дошкольное образование, 122(2), 22–32. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-2122-22-32

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2024. - №2
    Крашенинников Евгений Евгеньевич
    кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Москва, Российская Федерация

    Аннотация

    Актуальность. Проблемы театра кукол в детском саду анализируются в статье на пересечении двух областей психологического знания: психологии игры и психологии искусства. Постановка вопроса, в какой мере игра с дошкольниками в театр кукол является искусством и игрой и несет развивающий эффект, позволяет обнаружить новые особенности организации театрального процесса в детском саду.

    Цель. Изучение возможностей одного из видов театра кукол (театра Петрушки) для психологического развития детей дошкольного возраста.

    Методы. Исторический анализ; феноменологический анализ; анализ кейса (в статье проанализирован опыт постановки «петрушечных» спектаклей в ДО «Белый кролик» ГБОУ «Школа № 547» г. Москвы; изучено выстраивание внетеатрального пространства (как предметного, так и деятельностного), проектирование языковой среды спектакля).

    Ход исследования. В статье представлена краткая история театра Петрушки в России с его характерными свойствами: площадной характер, импровизация и нарушение принятых в определённых слоях общества норм; это помещает петрушечные представления в пространство «карнавальной культуры» М.М. Бахтина и русской смеховой культуры Д.С. Лихачёва. Предлагается рассмотрение театра Петрушки как формы работы с нормативным пространством, расшатывания его как с целью развития творческого отношения к норме, так и для раскрытия более глубоких взаимосвязей в окружающем мире.

    Результаты исследования. Превращение театра Петрушки в агитационное или детское представление с однозначной моралью лишает его специфики и заложенных возможностей. В статье изучается поведение дошкольника во время спектакля, которое может выражаться в непосред­ственной реакции на происходящее или в отстранённо-зрительском; обе позиции выводят детскую деятельность за пределы и игры, и искусства. «Петрушечный» театр, в котором нормой является натуральное и активное восприятие происходящего, становится опосредствующей формой, в которой происходит становление новой нормы соприкосновения с произведением искусства.

    Выводы. Театр Петрушки является культурной формой нарушения нормы: норма нарушается в нормативном, особо сконструированном пространстве театрального действия, когда нормативное пространство ребёнка расширяется, и открывается пространство возможностей для собственного творчества.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    Алексеев-Яковлев, А.Я. (1988). Петрушка в Петербурге. Фольклорный театр. Сост., вступ. статья, предисл. к текстам и коммент. А.Ф. Некрыловой и Н.И. Савушкиной. Москва: Современник. 476. (Классическая б-ка «Современника»). 276–278.

    Арнхейм, Р. (1994). Новые очерки по психологии искусства. Пер с англ. Москва: Прометей. 352.

    Бахтин, М.М. (1965). Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Москва: Художественная литература. 528.

    Веракса, Н.Е., Дьяченко, О.М. (1994). Элементы «карнавальной культуры» в развитии ребенка-дошкольника. Вопросы психологии. 2. 77–87.

    Выготский, Л.С. (1983). Овладение собственным поведением. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики. Под ред. А.М. Матюшкина. Москва: Педагогика. 368. (Акад. пед. наук СССР). 273–291.

    Выготский, Л.С. (2023). Психология искусства. Москва: Эксмо-Пресс. 416.

    Гегель, Г.В.Ф. (1973). Письма. Эстетика. В 4-х томах. Т. 4. Москва: Искусство. 676. 509–546.

    Гегель, Г.В.Ф. (1968). Фантазия, гений и вдохновение. Эстетика. В 4-х томах. Т. 1. Москва: Искусство. 312. 291–299.

    Голдовский, Б.П. (2004). Олеарий Адам. Куклы: Энциклопедия. Москва: Время. 496. 286–287.

    Голдовский, Б.П. (2004). Петрушка. Куклы: Энциклопедия. Москва: Время. 496. 305–307.

    Искусство и точные науки (1979). Москва: Наука. 296.

    Казарина, А. (2018). «Петрушка Великий»: выход за рамки. Театр чудес. 28. 34–36.

    Константинова, А. (2023). Петрушкина эстафета. Театр чудес. 33. 34–37.

    Крашенинников, Е.Е. (2021). Современный театр кукол: от спектакля к детской игре в куклы. Современное дошкольное образование. 6 (108). 45–55.

    Лихачев, Д.С., Панченко, А.М. (1976). «Смеховой мир» Древней Руси. Ленинград: Наука, Ленинградское отделение. 204.

    Маршак, С.Я. (1989). Петрушка-иностранец: Сказки для чтения и представления: Для мл. школ. возраста. Кишинев: Лит. Артистика. 192. 93–110.

    Некрылова, А. (2014). Загадка финала комедии «Петрушка». Театр чудес. 1 (19). 42–45.

    Перетц, В.Н. (2021). Кукольный театр на Руси. Исторический очерк. Москва: Юрайт. (Антология мысли). 120.

    Петр Иванович Уксусов (1988). Фольклорный театр. Сост., вступ. статья, предисл. к текстам и коммент. А.Ф. Некрыловой и Н.И. Савушкиной. Москва: Современник. 476. (Классическая б-ка «Современника»). 293–303.

    Петрушка, он же Ванька Рататуй (1988). Фольклорный театр. Сост., вступ. статья, предисл. к текстам и коммент. А.Ф. Некрыловой и Н.И. Савушкиной. Москва: Современник. 476. (Классическая б-ка «Современника»). 260–270.

    Петрушка (1) (1988). Фольклорный театр. Сост., вступ. статья, предисл. к текстам и коммент. А.Ф. Некрыловой и Н.И. Савушкиной. – Москва: Современник. 476. (Классическая б-ка «Современника»). 279–292.

    Петрушка (2) (1988). Фольклорный театр. Сост., вступ. статья, предисл. к текстам и коммент. А.Ф. Некрыловой и Н.И. Савушкиной. Москва: Современник. 476. (Классическая б-ка «Современника»). 307–312.

    Петрушка. Народная кукольная комедия (1988). Фольклорный театр. Сост., вступ. статья, предисл. к текстам и коммент. А.Ф. Некрыловой и Н.И. Савушкиной. Москва: Современник. 476. (Классическая б-ка «Современника»). 258–259.

    Рескин, Дж. (2019). Условия творчества. Теория красоты. Москва: РИПОЛ классик. 288. (Искусство и действительность). 108–135.

    Симонович-Ефимова, Н.Я. (1928). Петрушка. Москва: Крестьянская газета. 30.

    Соловьев, В.С. (1990). Общий смысл искусства. Сочинения в 2 т. 2-е изд. Т. 2. Общ. ред. и сост. А.В. Гулыги, А.Ф. Лосева; примеч. С.Л. Кравца и др. Москва: Мысль. 822. (Филос. наследие. Т. 111). 390–404.

    Стависский, А.Я., Стависская, Т.Р. (2021). Обращение к традиции. Народный театр Петрушки в учебном процессе. В профессиональной школе кукольника: Сборник статей. Вып. 5. Составитель Н.П. Наумов. Санкт-Петербург: Изд-во РГИСИ. 308. 117–139.

    Шеллинг, Ф. (1966). Философия искусства. Москва: Мысль. 496.

    Шкловский, В.Б. (1985). Пять фельетонов об Эйзенштейне. За 60 лет: Работы о кино. Москва: Искусство. 573.

    Эльконин, Д.Б. (1999). Психология игры. 2-е изд. Москва: ВЛАДОС. 358.

    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью