Крашенинников Е.Е. Проблемы психологического развития ребенка в зеркале игры в театр кукол: Театр Петрушки
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Проблемы театра кукол в детском саду анализируются в статье на пересечении двух областей психологического знания: психологии игры и психологии искусства. Постановка вопроса, в какой мере игра с дошкольниками в театр кукол является искусством и игрой и несет развивающий эффект, позволяет обнаружить новые особенности организации театрального процесса в детском саду.
Цель. Изучение возможностей одного из видов театра кукол (театра Петрушки) для психологического развития детей дошкольного возраста.
Методы. Исторический анализ; феноменологический анализ; анализ кейса (в статье проанализирован опыт постановки «петрушечных» спектаклей в ДО «Белый кролик» ГБОУ «Школа № 547» г. Москвы; изучено выстраивание внетеатрального пространства (как предметного, так и деятельностного), проектирование языковой среды спектакля).
Ход исследования. В статье представлена краткая история театра Петрушки в России с его характерными свойствами: площадной характер, импровизация и нарушение принятых в определённых слоях общества норм; это помещает петрушечные представления в пространство «карнавальной культуры» М.М. Бахтина и русской смеховой культуры Д.С. Лихачёва. Предлагается рассмотрение театра Петрушки как формы работы с нормативным пространством, расшатывания его как с целью развития творческого отношения к норме, так и для раскрытия более глубоких взаимосвязей в окружающем мире.
Результаты исследования. Превращение театра Петрушки в агитационное или детское представление с однозначной моралью лишает его специфики и заложенных возможностей. В статье изучается поведение дошкольника во время спектакля, которое может выражаться в непосредственной реакции на происходящее или в отстранённо-зрительском; обе позиции выводят детскую деятельность за пределы и игры, и искусства. «Петрушечный» театр, в котором нормой является натуральное и активное восприятие происходящего, становится опосредствующей формой, в которой происходит становление новой нормы соприкосновения с произведением искусства.
Выводы. Театр Петрушки является культурной формой нарушения нормы: норма нарушается в нормативном, особо сконструированном пространстве театрального действия, когда нормативное пространство ребёнка расширяется, и открывается пространство возможностей для собственного творчества.
Литература
Алексеев-Яковлев, А.Я. (1988). Петрушка в Петербурге. Фольклорный театр. Сост., вступ. статья, предисл. к текстам и коммент. А.Ф. Некрыловой и Н.И. Савушкиной. Москва: Современник. 476. (Классическая б-ка «Современника»). 276–278.
Арнхейм, Р. (1994). Новые очерки по психологии искусства. Пер с англ. Москва: Прометей. 352.
Бахтин, М.М. (1965). Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Москва: Художественная литература. 528.
Веракса, Н.Е., Дьяченко, О.М. (1994). Элементы «карнавальной культуры» в развитии ребенка-дошкольника. Вопросы психологии. 2. 77–87.
Выготский, Л.С. (1983). Овладение собственным поведением. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики. Под ред. А.М. Матюшкина. Москва: Педагогика. 368. (Акад. пед. наук СССР). 273–291.
Выготский, Л.С. (2023). Психология искусства. Москва: Эксмо-Пресс. 416.
Гегель, Г.В.Ф. (1973). Письма. Эстетика. В 4-х томах. Т. 4. Москва: Искусство. 676. 509–546.
Гегель, Г.В.Ф. (1968). Фантазия, гений и вдохновение. Эстетика. В 4-х томах. Т. 1. Москва: Искусство. 312. 291–299.
Голдовский, Б.П. (2004). Олеарий Адам. Куклы: Энциклопедия. Москва: Время. 496. 286–287.
Голдовский, Б.П. (2004). Петрушка. Куклы: Энциклопедия. Москва: Время. 496. 305–307.
Искусство и точные науки (1979). Москва: Наука. 296.
Казарина, А. (2018). «Петрушка Великий»: выход за рамки. Театр чудес. 28. 34–36.
Константинова, А. (2023). Петрушкина эстафета. Театр чудес. 33. 34–37.
Крашенинников, Е.Е. (2021). Современный театр кукол: от спектакля к детской игре в куклы. Современное дошкольное образование. 6 (108). 45–55.
Лихачев, Д.С., Панченко, А.М. (1976). «Смеховой мир» Древней Руси. Ленинград: Наука, Ленинградское отделение. 204.
Маршак, С.Я. (1989). Петрушка-иностранец: Сказки для чтения и представления: Для мл. школ. возраста. Кишинев: Лит. Артистика. 192. 93–110.
Некрылова, А. (2014). Загадка финала комедии «Петрушка». Театр чудес. 1 (19). 42–45.
Перетц, В.Н. (2021). Кукольный театр на Руси. Исторический очерк. Москва: Юрайт. (Антология мысли). 120.
Петр Иванович Уксусов (1988). Фольклорный театр. Сост., вступ. статья, предисл. к текстам и коммент. А.Ф. Некрыловой и Н.И. Савушкиной. Москва: Современник. 476. (Классическая б-ка «Современника»). 293–303.
Петрушка, он же Ванька Рататуй (1988). Фольклорный театр. Сост., вступ. статья, предисл. к текстам и коммент. А.Ф. Некрыловой и Н.И. Савушкиной. Москва: Современник. 476. (Классическая б-ка «Современника»). 260–270.
Петрушка (1) (1988). Фольклорный театр. Сост., вступ. статья, предисл. к текстам и коммент. А.Ф. Некрыловой и Н.И. Савушкиной. – Москва: Современник. 476. (Классическая б-ка «Современника»). 279–292.
Петрушка (2) (1988). Фольклорный театр. Сост., вступ. статья, предисл. к текстам и коммент. А.Ф. Некрыловой и Н.И. Савушкиной. Москва: Современник. 476. (Классическая б-ка «Современника»). 307–312.
Петрушка. Народная кукольная комедия (1988). Фольклорный театр. Сост., вступ. статья, предисл. к текстам и коммент. А.Ф. Некрыловой и Н.И. Савушкиной. Москва: Современник. 476. (Классическая б-ка «Современника»). 258–259.
Рескин, Дж. (2019). Условия творчества. Теория красоты. Москва: РИПОЛ классик. 288. (Искусство и действительность). 108–135.
Симонович-Ефимова, Н.Я. (1928). Петрушка. Москва: Крестьянская газета. 30.
Соловьев, В.С. (1990). Общий смысл искусства. Сочинения в 2 т. 2-е изд. Т. 2. Общ. ред. и сост. А.В. Гулыги, А.Ф. Лосева; примеч. С.Л. Кравца и др. Москва: Мысль. 822. (Филос. наследие. Т. 111). 390–404.
Стависский, А.Я., Стависская, Т.Р. (2021). Обращение к традиции. Народный театр Петрушки в учебном процессе. В профессиональной школе кукольника: Сборник статей. Вып. 5. Составитель Н.П. Наумов. Санкт-Петербург: Изд-во РГИСИ. 308. 117–139.
Шеллинг, Ф. (1966). Философия искусства. Москва: Мысль. 496.
Шкловский, В.Б. (1985). Пять фельетонов об Эйзенштейне. За 60 лет: Работы о кино. Москва: Искусство. 573.
Эльконин, Д.Б. (1999). Психология игры. 2-е изд. Москва: ВЛАДОС. 358.
- Комментарии