Протасова Е.Ю. Динамика рассказов детей-билингвов: проблемы и практика
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность тематики статьи. Навыки рассказывания имеют важнейшее значение для людей вообще и для анализа становления детской речи в частности. Сказительство, связная речь, монолог, нарратив, сторителлинг – все это особые названия для умения порождать устные тексты, и в филогенезе, и в онтогенезе предшествующие письменным. Без анализа динамики рассказывания трудно проанализировать ход развития речевой способности у детей, например у билингвов.
Цель исследования – показать на конкретных примерах мини-лонгитюда, как развивается у дошкольников-билингвов 5–7 лет умение создавать нарратив на русском языке, есть ли у этого процесса особенности, отличающие его от аналогичного процесса у детей-монолингвов; обобщить опыт обучения рассказыванию, существующий за рубежом, и предложить важные дидактические приемы обучения связному рассказу.
Описание хода исследования. Выделяются признаки монологической речи, методы получения и оценки нарративов, их значение в педагогике, лингвистике, психологии. В экспериментальной части сравниваются рассказы по серии из шести картинок двух двуязычных русско-финских билингвов на русском языке, полученные в возрасте между пятью и семью годами со средним промежутком времени в полгода. Анализируются приемы обучения рассказыванию, предлагаемые зарубежными педагогами.
Результаты исследования. Показано, что опорный материал создается под определенные цели исследования и может отражать более или менее точно поиски решения некоторой лингвистической, психологической, культурологической и т.п. задачи. Взрослые не ждут от маленького ребенка логики, но пытаются извлечь из того, что слышат, сложившуюся у него схему представлений о взаимосвязи событий в реальности (если он так говорит, значит, он так думает). Рассматриваются критерии оценки нарративов. В итоге сообщается о трудности оценки рассказов как показателя развития речевой способности. Систематизируются обучающие рассказыванию приемы, предлагаются способы поддержки развития речевой способности.
Заключение. Делается вывод: чтобы уметь рассказывать, детям нужно находиться на достаточном уровне познавательного развития, находить взаимосвязи между элементами фрагмента действительности, знать, как устроено окружающее (иметь в какой-то степени сложившуюся картину мира), быть оснащенными достаточными фонетическими, лексическими и грамматическими средствами, владеть подходящим нарративным жанром и его составляющими, подбирать правильный для слушателя тип рассказывания.
Литература
2. Дунаева Н.А., Семенова А.С. Педагогические условия развития связной речи у старших дошкольников средствами художественной литературы // Science Time. – 2016. – №4. – С. 255–260.
3. Егорова У.Г. Работа с родителями по развитию связной речи у старших дошкольников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2020. – Т. 22. – №74. – С. 21–25.
4. Князев Ю.П. Особенности употребления несовершенного вида в раннем детском нарративе // Т.А. Круглякова, М.А. Еливанова (ред.) Проблемы онтолингвистики – 2016. – Иваново: Листос, 2016. – С. 168–174.
5. Лорд А.Б. Сказитель. – М.: Восточная литература, 1994. – 368 с.
6. Мягкова Р.Н. Использование интерактивных технологий для развития связной речи дошкольников // Современные образовательные технологии
в мировом учебно-воспитательном пространстве. – 2016. – №5. – С. 153–160.
7. Ощепкова Е.С. Оценка развития речи у детей: обзор зарубежных методик // Вопросы психолингвистики. – 2020. – №2. – С. 110–123.
8. Ощепкова Е.С., Бухаленкова Д.А., Якупова В.А. Развитие связной устной речи в старшем дошкольном возрасте // Современное дошкольное образование. – 2020. – №3. – С. 32–39.
9. Парамонова Л.А. (ред.) Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного образования. 6-е изд. – М.: Сфера, 2018. – 192 с.
10. Протасова Е.Ю. Рассказывание на русском языке в ситуации двуязычия // К.Я. Сигал (ред.) Проблемы экспериментальной лингвистики и онтогенеза речи. К 60-летию А.М. Шахнаровича. – М.: Ин-т языкознания РАН, 2004. – С. 112–124.
11. Протасова Е.Ю., Петровская В.В., Проскурина З.А., Овчинников А.В. Монолингвы и билингвы: особенности рассказывания по картинке у детей дошкольного возраста //
А.В. Кравченко (ред.). Studia linguistica cognitiva. Вып. 3: Когнитивная динамика в языковых взаимодействиях. – М.: Флинта, 2013. – С. 182–212.
12. Рычагова Е.С., Протасова Е.Ю. Зарубежная наука о развитии речи дошкольников // И.Л. Кириллов, С.Ю. Девятых, О.С. Ушакова (ред.) Социально-психологические проблемы и исследования детства: ребенок в семье, институтах образования и группах сверстников. – Пенза: Социосфера, 2012а. – С. 55–58.
13. Рычагова Е.С., Протасова Е.Ю. Зарубежная наука о развитии связной речи дошкольников // Детский сад: теория и практика. – 2012б. – №3. – С. 18–25.
14. Шиян О.А. Детские нарративы как возможный ресурс развития диалектического мышления старших дошкольников // Современное дошкольное образование. – 2018. – №6. – С. 11–27.
15. Шулекина Ю.А. Концепты нарративных текстов детей дошкольного возраста с разными речевыми возможностями // История и современность филологических наук. – М.: МГПУ, 2021. – С. 276–283.
16. Эйсмонт П.М. Эпизод и событие в устном детском нарративе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. – 2017. – №5. – С. 67–76.
17. Юрьева Н.М. Вклад взрослого в порождение устного нарратива детьми-дошкольниками // Когнитивные исследования языка. – 2018. – №33. – С. 852–855.
18. Юрьева Н.М. Механизмы устного нарратива в детской речи: когнитивный подход // Вопросы психолингвистики. – 2016. – №29. – С. 285–298.
19. Barkhuizen G. (ed.) Narrative Research in Applied Linguistics. – Cambridge: Cambridge University Press, 2013. 292 p.
20. Bonifacci P., Barbieri M., Tomassini M., Roch M.
In few words: linguistic gap but adequate narrative structure in preschool bilingual children. Journal of Child Language. 2018. Vol. 45. No.1. 120–147.
21. Gagarina N. Narratives of Russian–German preschool and primary school bilinguals: Rasskaz and Erzaehlung. Applied Psycholinguistics. 2016. Vol.37. 91–122.
22. Gagarina N., Klop D., Kunnari S. et al. Assessment of narrative abilities in bilingual children. Armon-Lotem S., de Jong J., Meir N. (eds.) Assessing multilingual children: Disentangling bilingualism from language impairment. Bristol. Multilingual Matters, 2015. 241–274.
23. Gagarina N., Klop D., Tsimpli I.M., Walters J.
Narrative abilities in bilingual children. Applied Psycholinguistics. 2016. Vol. 37. No. 1. 11–17.
24. Gorman B.K., Bingham G.E., Fiestas C.E.,
Terry N.P. Assessing the narrative abilities of Spanish-speaking preschool children: A Spanish adaptation of the narrative assessment protocol. Early Childhood Research Quarterly. 2016. Vol. 36. 307–317.
25. Henderson D.E., Restrepo M.A., Aiken L.S. Dynamic Assessment of Narratives Among Navajo Preschoolers. Journal of Speech, Language, and Haring Research. 2018. Vol. 61. No.10. 2547–2560.
26. Heppner D.H. ‘Then what happened?’ Studying emergent literacy in the narrative play of preschool children. Language and Education. 2016. Vol. 30. No.5. 459–477.
27. Khan K.S. Gugiu M.R., Justice L.M., Bowles R.P., Skibbe L.E., Piasta S.B. Age-related progressions in story structure in young children’s narratives. Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2016. Vol. 59. No. 6. 1395–1408.
28. Krzywinski M., Cairo A. Storytelling. Nature Methods. 2013. Vol. 10. No. 8. 687–687.
29. Lai W.-F. Narrative structure and evaluative language of personal narratives shared by urban aboriginal children in Taiwan. Early Child Development and Care. 2020. Vol. 190. No. 14. 2214–2228.
30. Rodina Y. Narrative abilities of preschool bilingual Norwegian-Russian children. The International Journal of Bilingualism. 2017. Vol. 21. No. 5. 617–635.
31. Scott J.W. Storytelling. History and Theory. 2011. Vol. 50. No. 2. 203–209.
32. Vilа-Gimenez I., Igualada A., Prieto P. Observing storytellers who use rhythmic beat gestures improves children’s narrative discourse performance. Developmental Psychology. 2019. Vol. 55. No. 2. 250–262.
33. Zanchi P., Zampini L., Fasolo M., D’Odorico L. Syntax and prosody in narratives: A study of preschool children. First Language. 2016. Vol. 36. No. 2. 124–139.
- Комментарии