Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Самсонова Е.В. Инклюзия – стратегия выхода из тупика для современной системы образования

    Самсонова Е.В. Инклюзия – стратегия выхода из тупика для современной системы образования

    Самсонова Е.В. Инклюзия – стратегия выхода из тупика для современной системы образования
    Скачать в формате PDF
    Ключевые слова: инклюзивное образование профессиональные компетенции педагога обучающийся с ограниченными возможностями здоровья
    Для цитирования статьи:
    Самсонова Е.В. Инклюзия – стратегия выхода из тупика для современной системы образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №5. – С.55–63.

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2017. - №5
    Самсонова Елена Валентиновна
    кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, Институт проблем инклюзивного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Российская Федерация

    Аннотация

    Статья посвящена анализу развития инклюзивного образования в России. Проблема инклюзивного образования является одной из наиболее дискуссионных в современном образовании. В статье рассматривается понятие «инклюзивное образование», проводится разграничение понятий «интеграция» и «инклюзия», формулируются цели и ценности инклюзивного образования, обосновываются принципы, на которых оно базируется, и те меры в образовательной политике России, которые осуществлены на сегодняшний день. Методологической основой анализа является системно-деятельностный подход и культурно-исторический подход Л.С. Выготского. В процессе исследования закономерностей развития инклюзивного образования использованы категориальный, сравнительный анализ, синтез, наблюдение и логическое обобщение. Инклюзивный подход сопоставляется с теми инновациями в образовании, которые проводятся в последние десятилетия в России и сталкиваются с определенными препятствиями в своей реализации. Обосновывается предположение, что инклюзивное образование, с одной стороны, высвечивает все противоречия и дефициты, которые существуют в современной образовательной системе, а с другой стороны, позволяет сформировать стратегию по преодолению этих дефицитов. В статье рассматриваются инклюзивные технологии, индивидуализирующие образовательный процесс, позволяющие педагогу работать в ситуации разнообразия особенностей детей. Это технологии организации структурированной, адаптированной и доступной среды; технологии командной работы, такие как технологии деятельности психолого-педагогического консилиума, командное обучение, тьюторское сопровождение, взаимное парное обучение, тренировка взаимодействия, организация окружения, групповые виды активности, прямое обучение социальным навыкам, формирование социальных навыков с посредничеством сверстников; дифференцированный подход к процессу обучения и оценки достижений детей; работа с принимающим сообществом; коррекционно-развивающие технологии – технологии работы логопеда, психолога, дефектолога, нейропсихолога, программы прикладного анализа поведения АВА (Applied Behavior Analysis). Использование рекомендаций по совершенствованию механизмов развития инклюзивного образования позволит повысить эффективность инклюзивной практики.
    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Алехина С.В., Кутепова Е.Н., Сунько Т.Ю., Самсонова Е.В., Алексеева М.Н., Борисова Н.В., Фадина А.К. Деятельность руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические рекомендации для руководителей образовательных организаций. – М.: МГППУ, 2014. – 148 с.
    2. Лубовский В.И. Инклюзия – тупико­вый путь для обучения детей с ограничен­ными возможностями // Современное дошкольное образование. Теория и практика. –
    2017. – №2. – С. 32–37.
    3. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду /Авторы-составители: М.М. Прочухаева, Е.В. Самсонова. – М.: Школьная книга, 2010.
    4. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. – М.: Перспектива, 2011.
    5. Организация инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие / Под. ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
    6. Организация образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду [Электронный ресурс]: сборник методических рекомендаций / Под ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2014. – 203 с.
    7. Организация специальных образовательных условий для детей с ог­ра­ниченными возможностями здоровья в об­щеобразовательных учреждениях. Серия: Инклюзивное образование / Под ред. Е.В. Сам­соновой. – М., 2012.
    8. Ребенок в инклюзивном дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Ку­теповой. – М.: РУДН, 2010. – 148 с.
    9. Российские и зарубежные исследования в сфере инклюзивного образования. Серия: Инклюзивное образование. Выпуск 10 / Под ред. Е.В. Самсоновой, В.Л. Рыскиной. – М.: Форум, 2012.
    10. Самсонова Е.В. Оценка про­фес­сиональных компетенций воспитателей дет­ских садов, реализующих инклюзивную прак­тику / Сборник материалов II Между­народной научно-практической кон­ференции / Под ред. С.В. Алехина. – М.: Буки Веди, 2013. – 712 с.
    11. Самсонова Е.В., Дмитриева Т.П., Хотылева Т.Ю. Основные педагогические технологии / Педагогический университет «Первое сентября», 2013.
    12. Самсонова Е.В., Мельникова В.В. Го­тов­ность педагогов общеобразовательной организации к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми с инвалидностью как основной фактор успешности инклюзивного процесса // Клиническая и специальная психология. – 2016. – №3. – С. 97–112.
    13. Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях. Серия: Инклюзивное образование / Под ред. Е.В. Самсоновой. – М.,2012.
    14. Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях. Серия: Инклюзивное образование / Под ред. Е.В. Самсоновой. – М., 2012.
    15. Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях / Под ред. Е.В. Самсоновой. – М., 2012.
    16. Тони Бут, Мэл Эйнскоу. Показатели инклюзии. Практическое пособие / Под ред. Марка Вогана. – Пер. И.Аникеева. Науч. ред. Н. Борисова. – М.: РООИ «Перспектива», 2007.
    17. Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. – М., 1994.
    18. Fisher М, Meyer L., Development and Social Competence After Two Years for Students Enrolled in Inclusive and Self-Contained Educational Programs Research & Practice for Persons with Severe Disabilities; Fall 2002, Vol. 27 Issue 3, p.165.
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью