Самсонова Е.В. Инклюзия – стратегия выхода из тупика для современной системы образования
Скачать в формате PDF
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Самсонова Е.В. Инклюзия – стратегия выхода из тупика для современной системы образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №5. – С.55–63.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Статья посвящена анализу развития инклюзивного образования в России. Проблема инклюзивного образования является одной из наиболее дискуссионных в современном образовании. В статье рассматривается понятие «инклюзивное образование», проводится разграничение понятий «интеграция» и «инклюзия», формулируются цели и ценности инклюзивного образования, обосновываются принципы, на которых оно базируется, и те меры в образовательной политике России, которые осуществлены на сегодняшний день. Методологической основой анализа является системно-деятельностный подход и культурно-исторический подход Л.С. Выготского. В процессе исследования закономерностей развития инклюзивного образования использованы категориальный, сравнительный анализ, синтез, наблюдение и логическое обобщение. Инклюзивный подход сопоставляется с теми инновациями в образовании, которые проводятся в последние десятилетия в России и сталкиваются с определенными препятствиями в своей реализации. Обосновывается предположение, что инклюзивное образование, с одной стороны, высвечивает все противоречия и дефициты, которые существуют в современной образовательной системе, а с другой стороны, позволяет сформировать стратегию по преодолению этих дефицитов. В статье рассматриваются инклюзивные технологии, индивидуализирующие образовательный процесс, позволяющие педагогу работать в ситуации разнообразия особенностей детей. Это технологии организации структурированной, адаптированной и доступной среды; технологии командной работы, такие как технологии деятельности психолого-педагогического консилиума, командное обучение, тьюторское сопровождение, взаимное парное обучение, тренировка взаимодействия, организация окружения, групповые виды активности, прямое обучение социальным навыкам, формирование социальных навыков с посредничеством сверстников; дифференцированный подход к процессу обучения и оценки достижений детей; работа с принимающим сообществом; коррекционно-развивающие технологии – технологии работы логопеда, психолога, дефектолога, нейропсихолога, программы прикладного анализа поведения АВА (Applied Behavior Analysis). Использование рекомендаций по совершенствованию механизмов развития инклюзивного образования позволит повысить эффективность инклюзивной практики.
Литература
1. Алехина С.В., Кутепова Е.Н., Сунько Т.Ю., Самсонова Е.В., Алексеева М.Н., Борисова Н.В., Фадина А.К. Деятельность руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические рекомендации для руководителей образовательных организаций. – М.: МГППУ, 2014. – 148 с.
2. Лубовский В.И. Инклюзия – тупиковый путь для обучения детей с ограниченными возможностями // Современное дошкольное образование. Теория и практика. –
2017. – №2. – С. 32–37.
3. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду /Авторы-составители: М.М. Прочухаева, Е.В. Самсонова. – М.: Школьная книга, 2010.
4. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. – М.: Перспектива, 2011.
5. Организация инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие / Под. ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
6. Организация образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду [Электронный ресурс]: сборник методических рекомендаций / Под ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2014. – 203 с.
7. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Серия: Инклюзивное образование / Под ред. Е.В. Самсоновой. – М., 2012.
8. Ребенок в инклюзивном дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2010. – 148 с.
9. Российские и зарубежные исследования в сфере инклюзивного образования. Серия: Инклюзивное образование. Выпуск 10 / Под ред. Е.В. Самсоновой, В.Л. Рыскиной. – М.: Форум, 2012.
10. Самсонова Е.В. Оценка профессиональных компетенций воспитателей детских садов, реализующих инклюзивную практику / Сборник материалов II Международной научно-практической конференции / Под ред. С.В. Алехина. – М.: Буки Веди, 2013. – 712 с.
11. Самсонова Е.В., Дмитриева Т.П., Хотылева Т.Ю. Основные педагогические технологии / Педагогический университет «Первое сентября», 2013.
12. Самсонова Е.В., Мельникова В.В. Готовность педагогов общеобразовательной организации к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми с инвалидностью как основной фактор успешности инклюзивного процесса // Клиническая и специальная психология. – 2016. – №3. – С. 97–112.
13. Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях. Серия: Инклюзивное образование / Под ред. Е.В. Самсоновой. – М.,2012.
14. Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях. Серия: Инклюзивное образование / Под ред. Е.В. Самсоновой. – М., 2012.
15. Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях / Под ред. Е.В. Самсоновой. – М., 2012.
16. Тони Бут, Мэл Эйнскоу. Показатели инклюзии. Практическое пособие / Под ред. Марка Вогана. – Пер. И.Аникеева. Науч. ред. Н. Борисова. – М.: РООИ «Перспектива», 2007.
17. Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. – М., 1994.
18. Fisher М, Meyer L., Development and Social Competence After Two Years for Students Enrolled in Inclusive and Self-Contained Educational Programs Research & Practice for Persons with Severe Disabilities; Fall 2002, Vol. 27 Issue 3, p.165.
2. Лубовский В.И. Инклюзия – тупиковый путь для обучения детей с ограниченными возможностями // Современное дошкольное образование. Теория и практика. –
2017. – №2. – С. 32–37.
3. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду /Авторы-составители: М.М. Прочухаева, Е.В. Самсонова. – М.: Школьная книга, 2010.
4. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. – М.: Перспектива, 2011.
5. Организация инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие / Под. ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
6. Организация образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду [Электронный ресурс]: сборник методических рекомендаций / Под ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2014. – 203 с.
7. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Серия: Инклюзивное образование / Под ред. Е.В. Самсоновой. – М., 2012.
8. Ребенок в инклюзивном дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2010. – 148 с.
9. Российские и зарубежные исследования в сфере инклюзивного образования. Серия: Инклюзивное образование. Выпуск 10 / Под ред. Е.В. Самсоновой, В.Л. Рыскиной. – М.: Форум, 2012.
10. Самсонова Е.В. Оценка профессиональных компетенций воспитателей детских садов, реализующих инклюзивную практику / Сборник материалов II Международной научно-практической конференции / Под ред. С.В. Алехина. – М.: Буки Веди, 2013. – 712 с.
11. Самсонова Е.В., Дмитриева Т.П., Хотылева Т.Ю. Основные педагогические технологии / Педагогический университет «Первое сентября», 2013.
12. Самсонова Е.В., Мельникова В.В. Готовность педагогов общеобразовательной организации к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми с инвалидностью как основной фактор успешности инклюзивного процесса // Клиническая и специальная психология. – 2016. – №3. – С. 97–112.
13. Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях. Серия: Инклюзивное образование / Под ред. Е.В. Самсоновой. – М.,2012.
14. Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях. Серия: Инклюзивное образование / Под ред. Е.В. Самсоновой. – М., 2012.
15. Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях / Под ред. Е.В. Самсоновой. – М., 2012.
16. Тони Бут, Мэл Эйнскоу. Показатели инклюзии. Практическое пособие / Под ред. Марка Вогана. – Пер. И.Аникеева. Науч. ред. Н. Борисова. – М.: РООИ «Перспектива», 2007.
17. Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. – М., 1994.
18. Fisher М, Meyer L., Development and Social Competence After Two Years for Students Enrolled in Inclusive and Self-Contained Educational Programs Research & Practice for Persons with Severe Disabilities; Fall 2002, Vol. 27 Issue 3, p.165.
- Комментарии
Загрузка комментариев...