Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Шевелева Д.Е. Дети с нарушениями речи в инклюзивном детском саду: каким образом выстроить коммуникацию

    Шевелева Д.Е. Дети с нарушениями речи в инклюзивном детском саду: каким образом выстроить коммуникацию

    Шевелева Д.Е.  Дети с нарушениями речи в инклюзивном детском саду:  каким образом выстроить коммуникацию
    Скачать в формате PDF
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-2116-34-43
    Ключевые слова: инклюзивное дошкольное образование дети с нарушениями речи социальная интеграция логопедическое обследование развитие и коррекция речи методы социального включения
    Для цитирования статьи:
    Шевелева Д.Е. Дети с нарушениями речи в инклюзивном детском саду: каким образом выстроить коммуникацию // Современное дошкольное образование. – 2023. – №2(116). – С. 34–43. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-2116-34-43

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2023. - №2
    Шевелева Дария Евгеньевна
    Научный сотрудник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования, Санкт-Петербург, Российская Федерация

    Аннотация

    Актуальность. Статья посвящена коммуникации детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного детского сада. Пребывание в среде здоровых детей благоприятно сказывается на социализации и формировании навыков общения у дошкольников с ОВЗ. Но между тем возможно противоречие между социальными условиями дошкольной инклюзии и реальными возможностями общения у некоторых детей. Данные противоречия затрагивают детей с нарушениями речи. Эти дети, в силу речевой патологии, не способны к полноценному общению. Следовательно, должна быть решена проблема коммуникации и социализации у дошкольников с расстройствами речи.

    Ход исследования. Проанализированы исследования по возрастной периодизации, в соответствии с которой развивается общение между дошкольниками, не имеющими речевых патологий. Автор статьи обращается к мозговой организации речи и показывает ее системный характер с точки зрения участия разных зон мозга. В качестве теоретического основания в статье даны две классификации нарушений речи, с помощью которых исследуются речевые патологии в детском возрасте; в дальнейшем в соответствии с этой классификацией по форме речевой патологии проводится работа по устранению дефектов речи. Статья имеет междисциплинарный характер и интегрирует психологию, педагогику и логопедию.

    Результаты исследования. Работа по коррекции речи начинается с диагностического этапа. Диагностическое обследование, устанавливающее состояние активной и пассивной речи у ребенка, базируется на положении о системном строении речевых функций. В статье показано, что речь имеет системное строение – от элементарных до наиболее сложных форм. И логопедические занятия имеют различные цели и структуру в зависимости от коррекционной направленности на тот или иной дефект речи. Дополнительно к логопедическим занятиям даются рекомендации по развитию этикетной речи и по формированию навыков коммуникации в рамках сюжетно-ролевой игры и театрализации.

    Выводы. Работа в детском саду по восстановлению речи сокращает «зону риска» по социализации. При достаточной коммуникации дети приобретают возможность полноценного включения в среду сверстников.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Алеева З.Р. Особенности развития общения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в дошкольной образовательной организации / XII Международный студенческий научный форум 2020 г. URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018024706 (дата обращения 20.01.2023)
    2. Гайченко С.В. Игровые коммуникативные технологии в условиях инклюзивного образования. – М.: ИНФРА-М, 2017.
    3. Дахно Е.П. Обогащение активного словаря посредством сюжетно-ролевых игр у детей 5–7 лет с ОНР. URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/11/29/obogashchenie-aktivnogo-slovarya-po... (дата обращения 11.01.2023)
    4. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психо­физиологические основы детской валеологии. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 144 с.
    5. Егорова Н.Д., Марченкова О.О. Изучение и формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня, обусловленного дизартрией // Вестник Курганского государственного университета. – 2020. – №1(55). – С. 85–91.
    6. Ефремова Т.Н. Использование игровых упражнений при формировании грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/02/ 08/ispolzovanie-igrovykh-uprazhneniy-pri-formirovanii (дата обращения 27.01.2023)
    7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. – М.: Эксмо, 2011. – 288 с.
    8. Инклюзивное образование детей с тяжелыми нарушениями речи. URL: https://studref.com/418618/pedagogika/inklyuzivnoe_obuchenie_detey_tyazhelymi_narusheniyami_rechi (дата обращения 18.11.2022)
    9. Калинникова Л.Н., Могилевич В.А., Полыгалова Ю.Е. Общение ребенка с ограниченными возможностями здоровья со взрослыми и сверстниками. URL: https://urok.1sept.ru/articles/675207 (дата обращения 20.01.2023)
    10. Кириллова Е.А. Инклюзивное образование для детей с тяжелыми нарушениями речи в России. URL: https://kpfu.ru/staff_files/F1289072995/Statya_Kirillovoj_E._A.2.pdf (дата обращения 04.01.2023)
    11. Коррекционная педагогика / Под ред. В.С. Кукушина. – М.: МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2004. – 352 с.
    12. Мещерякова Л.В. Развитие коммуникативной функции речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием элементов театрализации / Материалы научно-практической конференции «Традиции и инновации в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья». – М.: Педагогическая академия, 2012. – 524 с.
    13. Свиридова Т.Н., Шумилова Т.В. Социально-коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру в ДОУ. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29846658_59826791.pdf (дата обращения 11.01.2023)
    14. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП: алалия, дизартрия, ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020. – 320 с.
    15. Фуряева Т.В. Социализация и социальная адаптация лиц с инвалидностью. – М.: Юрайт, 2019. – 189 с.
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью