Связь использования цифровых устройств и регуляторных функций у дошкольников: родительское участие
Скачать в формате PDF
Поступила:
03.02.2025
Принята к публикации:
05.03.2025
Дата публикации в журнале:
31.03.2025
DOI:
10.24412/2782-4519-2025-2128-4-13
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Веракса, А.Н., Родова, С.Д. (2025). Связь использования цифровых устройств и регуляторных функций у дошкольников: родительское участие. Современное дошкольное образование, 19(2), 4–13. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2025-2128-4-13
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. В последние годы наблюдается тенденция увеличения использования цифровых устройств детьми дошкольного возраста, что оказывает значительное влияние на их общее развитие, включая формирование регуляторных функций. Участие родителей в процессе цифровой активности ребенка может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на становление регуляторных механизмов у дошкольников, одновременно влияя на уровень эмоционального выгорания родителей.
Цель. Изучение связи использования цифровых устройств детьми старшего дошкольного возраста с уровнем развития у них регуляторных функций при учете уровня родительского выгорания и участия родителей в использовании их детьми цифровых устройств.
Выборка. В исследовании приняли участие 115 детей (61,7% мальчиков, 38,3% девочек) в возрасте 5–6 лет (Мвозраст = 5,8 лет; SD = 3,628), обучающихся в подготовительных группах детских садов г. Москвы, а также их родители.
Методы. Для диагностики развития регуляторных функций (рабочей памяти, сдерживающего контроля и когнитивной гибкости) были использованы диагностический комплекс NEPSY-II (субтесты «Sentences Repetition»; «Memory for Designs»; «Inhibition» и «Statue») (Korkman et al., 2007) и методика «Dimensional Change Card Sort» (Zelazo, 2006). Для изучения особенностей использования цифровых устройств дошкольниками была составлена анкета для родителей, которая охватывает такие параметры, как частота использования, наличие правил по использованию цифровых устройств. Для диагностики родительского выгорания был использован опросник Parental Burnout Assessment (Roskam et al., 2018 в адаптации Егоровой и Старченковой, 2019).
Результаты. У детей, у которых в семье есть правило по ограничению времени использования цифрового устройства, лучше развита зрительная рабочая память. Параметр родительского выгорания не вносит вклад ни в одну из связей между совместным использованием цифровых устройств со взрослым и регуляторными функциями, а также между экранным временем и регуляторными функциями.
Выводы. Показано, что наличие дома правил по использованию цифрового устройства связано с развитием регуляторных функций детей.
Литература
Алмазова, О.В., Бухаленкова, Д.А., Веракса, А.Н. (2016). Произвольность в дошкольном возрасте: сравнительный анализ различных подходов и диагностического инструментария. Национальный психологический журнал, 4(24), 14–22. https://doi.org/10.11621/npj.2016.0402
Алмазова, О.В., Бухаленкова, Д.А., Веракса, А.Н., Гаврилова, М.Н., Асланова, М. С. Развитие регуляторных функций у детей 5–9 лет. Сибирский психологический журнал, (93), 130–154.
Ахутина, Т.В., Варако, Н.А., Григорьева, В.Н., Микадзе, Ю.В., Скворцов, А.А., Фуфаева, Е.В. (2014). Нейропсихологическая диагностика и нейропсихологическая реабилитация нарушений управляющих (регуляторных) функций и критичности при повреждениях головного мозга. Клинические рекомендации. Москва: Изд-во Союза реабилитологов России.
Веракса, А.Н., Алмазова, О.В., Бухаленкова, Д.А., Чичинина, Е.А. (2020). Особенности использования цифровых устройств современными дошкольниками. Социологические исследования, (6), 82–92. https://doi.org/10.31857/S013216250009455-3
Веракса, А.Н., Гаврилова, М.Н., Чичинина, Е.А., Твардовская, А.А., Семенов, Ю.И., Алмазова, О.В. (2023). Связь темпа развития регуляторных функций за год с экранным временем детей 5–6 лет из трех регионов России. Культурно-историческая психология, 19(1),62–70. https://doi.org/10.17759/chp.2023190109
Веракса, Н.Е., Бухаленкова, Д.А., Веракса, А.Н., Чичинина, Е.А. (2022). Взаимосвязь использования цифровых устройств и развития регуляторных функций у дошкольников. Психологический журнал, 43(1), 51–59. https://doi.org/10.17759/pse.2021260101
Выготский, Л.С. (1984). Собрание сочинений: В 6 т. Т. 6. Научное наследство. Под ред. М.Г. Ярошевского. Москва: Изд-во «Педагогика».
Лурия, А.Р. (2002). Основы нейропсихологии. Москва: Изд-во «Академия».
Смирнова, Е.О. Специфика современного дошкольного детства. Национальный психологический журнал, 2(34), 25–32. https://doi.org/10.11621/npj.2019.0205
Солдатова, Г.У., Вишнева, А.Е. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? Консультативная психология и психотерапия, 27(3), 97–118. https://doi.org/10.17759/cpp.2019270307
Barr, R., Lauricella, A., Zack, E., Calvert, S.L. (2010). Infant and early childhood exposure to adult-directed and childdirected television programming. Relations with cognitive skills at age four. Merrill-Palmer Quarterly, 56(1), 21–48. https://doi.org/10.1353/mpq.0.0038
Bergmann, C., Dimitrova, N., Alaslani K. et al. (2022). Young children’s screen time during the first COVID-19 lockdown in 12 countries. Scientific Reports, 12(1), 2015. https://doi.org/10.1038/s41598-022-05840-5
Blair, C., Razza, R.P. (2007). Relating effortful control, executive function, and false belief understanding to emerging math and literacy ability in kindergarten. Child Development, 78(2), 647–663. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2007.01019.x
Blankson, A.N., O’Brien, M., Leerkes, E.M., Calkins, S.D., Marcovitch, S. (2015). Do hours spent viewing television at ages 3 and 4 predict vocabulary and executive functioning at age 5? Merrill-Palmer Quarterly, 61(2), 264–289.
Chen, C., Chen, S., Wen, P., Snow, C.E. (2020). Are screen devices soothing children or soothing parents? Investigating the relationships among children’s exposure to different types of screen media, parental efficacy and home literacy practices. Computers in Human Behavior, (112), 106462. https://doi.org/10.1016/j.chb.2020.106462
Denham, S.A., Brown, C. (2010). “Plays nice with others”: Social-emotional learning and academic success. Early Education and Development, 21(5), 652–680. https://doi.org/10.1080/10409289.2010.497450
Friedman, N.P., Miyake, A. (2017). Unity and diversity of executive functions: Individual differences as a window on cognitive structure. Cortex, (86), 186–204. https://doi.org/10/1016/j.cortex.2016.04.023
Huber, B., Yeates, M., Meyer, D., Fleckhammer, L., Kaufman, J. (2018). The effects of screen media content on young children’s executive functioning. Journal of Experimental Child Psychology, (170), 72–85. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2018.01.006
Kabali, H.K., Irigoyen, M.M., Nunez-Davis, R., Budacki, J.G., Mohanty, S.H., Leister, K.P., Bonner Jr, R.L. (2015). Exposure and use of mobile media devices by young children. Pediatrics, 136(6), 1044–1050. https://doi.org/10.1542/peds.2015-2151
Karbach, J., Kray, J. (2016). Executive functions. Cognitive Training: An Overview of Features and Applications, 93–103. https://doi.org/10.1007/978-3-319-42662-4
Korkman, M., Kirk, U., Kemp, S.L. (2007). NEPSY II. Administrative manual. San Antonio, TX: Psychological Corporation.
Lee, S.J., Bartolic, S., Vandewater, E.A. (2009). Predicting children’s media use in the USA: Differences in cross‐sectional and longitudinal analysis. British Journal of Developmental Psychology, 27(1), 123–143. https://doi.org/10.1348/026151008X401336
Lillard, A.S., Peterson, J. (2011). The immediate impact of different types of television on young children’s executive function. Pediatrics, (128), 644–649. https://doi.org/10.1542/peds.2010-1919
Linebarger, D.L., Barr, R., Lapierre, M.A., Piotrowski, J.T. (2014). Associations between parenting, media use, cumulative risk, and children’s executive functioning. Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics, 35(6), 367–377. https://doi.org/10.1097/DBP.0000000000000069
McDaniel, B.T., Radesky, J.S. (2020). Longitudinal associations between early childhood externalizing behavior, parenting stress, and child media use. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, 23(6), 384–391. https://doi.org/10.1089/cyber.2019.0478
McNeill, J., Howard, S.J., Vella, S.A., Cliff, D.P. (2019). Longitudinal associations of electronic application use and media program viewing with cognitive and psychosocial development in preschoolers. Academic Pediatrics, 19(5), 520–528. https://doi.org/10/1016/j.acap.2019.02.010
Miyake, A., Friedman, N.P., Emerson, M.J., Witzki, A.H., Howerter, A., Wager, T. (2000). The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex «frontal lobe» tasks: A latent variable analysis. Cognitive Psychology, 41(1), 49–100. https://doi.org/10/1006/cogp.1999.0734
Moffitt, T.E., Arseneault, L., Belsky, D., Caspi, A. (2011). A gradient of childhood self‐control predicts health, wealth, and public safety. Proceedings of the National Academy of Sciences, 108(7), 2693–2698. https://doi.org/10.1073/pnas.1010076108.
Nathanson, A.I., Aladé, F., Sharp, M.L., Rasmussen, E.E., Christy, K. (2014). The relation between television exposure and executive function among preschoolers. Developmental Psychology, 50(5), 1497–1506. https://doi.org/10.1037/a0035714
Parks, E.P., Kazak, A., Kumanyika, S., Lewis, L., Barg, F.K. (2016). Perspectives on stress, parenting, and children’s obesity-related behaviors in black families. Health Education & Behavior, 43(6), 632–640. https://doi.org/10.1177/1090198115620418
Shen, Y., Zhao, Q., Huang, Y., Liu, G., Fang, L. (2020). Promotion of street-dance training on the executive function in preschool children. Frontiers in Psychology, (11), 585598. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.585598
Veraksa, N., Veraksa, A., Gavrilova, M., Bukhalenkova, D., Oshchepkova, E., Chursina, A. (2021). Short-and long-term effects of passive and active screen time on young children’s phonological memory. Frontiers in Education (Vol. 6, p. 600687). Frontiers Media SA. https://doi.org/10.3389/feduc.2021.600687
Zelazo, P.D. (2006). The Dimensional Change Card Sort (DCCS): a method of assessing executive function in children. Nature Protocols, 1(1), 297–301. https://doi.org/10.1038/nprot.2006.46
- Комментарии
Загрузка комментариев...