Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Тарунтаев П.И. «Детский киновечер» как форма использования медиатехнологий в формировании просоциального поведения старших дошкольников

    Тарунтаев П.И. «Детский киновечер» как форма использования медиатехнологий в формировании просоциального поведения старших дошкольников

    Тарунтаев П.И.  «Детский киновечер» как форма использования медиатехнологий  в формировании просоциального поведения старших  дошкольников
    Скачать в формате PDF
    DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10090
    Ключевые слова: просоциальное поведение влияние медиа на ребенка взрослый как носитель культуры мультфильм как часть медиакультуры применение ИКТ в дошкольном образовании
    Для цитирования статьи:
    Тарунтаев П.И. «Детский киновечер» как форма использования медиатехнологий в формировании просоциального поведения старших дошкольников // Современное дошкольное образование. – 2020. – №6(102). – С. 58–69. DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10090

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2020. - №6
    Тарунтаев Павел Игоревич
    ведущий психолог ООО «Sun School», (Москва, Россия)

    Аннотация

    Актуальность (контекст) тематики статьи. Различные медиапродукты становятся неотъемлемой частью современного детства, транслируя ребенку культурные образцы, нравственные нормы, ценности и знания. Мультфильм, как популярная форма художественного произведения, может обладать высоким развивающим потенциалом для детей, формировать у них просоциальное поведение. Учитывая, как много современный ребенок просматривает различную медиа-продукцию, чрезвычайно важно понять, как и при каких условиях мультфильм может стать средством детского развития.

    Цель. Рассмотрение механизмов влияния мультфильма на ребенка, а также условий, позволяющих усилить развивающий потенциал медиапродуктов. В соответствии с целью были поставлены задачи разработки формы работы с детьми «Детский киновечер», а также проверка ее эффективности с помощью формирующего эксперимента.

    Описание хода исследования. На основе анализа отечественных и зарубежных исследований в области влияния медиа на ребенка нами были описаны механизмы этого влияния, а также разработаны принципы, позволяющие усилить развивающий потенциал мультфильма. Они заключаются в соответствии содержания возрастным особенностям ребенка, демонстрации персонажами на экране просоциального поведения, активном участии взрослого в просмотре, закреплении полученного опыта на практике через игры и упражнения. Основываясь на этих научных данных, нами были разработаны цели, задачи, структура и организация «Детского киновечера», в котором мультфильм выступает средством детского развития. Эффективность киновечера по формированию просоциального поведения была подтверждена формирующим экспериментом, который проводился на базе частного детского сада «Интересный детский сад» в два этапа. В исследовании приняли участие 39 детей 5–6 лет. В экспериментальную группу вошли 20 детей 5–6 лет, посещавших детский киновечер 2 раза в месяц в небольших группах на протяжении полугода в 2019/2020 учебном году. В контрольную группу вошли 19 детей 5–6 лет. Используемые методики исследования: «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников» (Щетинина А.М.), «Незаконченные истории», «Картинки» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).

    Результаты исследования. Результаты формирующего эксперимента показали, что активное участие взрослого в просмотре детьми мультфильма на основании выделенных нами принципов в рамках «Детского киновечера» формирует у детей старшего дошкольного возраста просоциальное поведение (развитие эмпатийности и доброжелательности, формирование просоциальных установок, а также снижение агрессивности в ситуации конфликта).

    Выводы. «Детский киновечер» как современная форма работы с детьми с использованием медиа-технологий позволяет эффективно использовать развивающий потенциал мультфильма для формирования просоциального поведения у старших дошкольников.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Арт-терапия – новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. – М.: Когито-Центр, 2006. – 336 c.
    2. Васильева Е.Н. К проблеме возрастной сензитивности в проявлении эмпатии у детей дошкольного возраста // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2006. – №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-vozrastnoy-senzitivnosti-v-proyavlenii-empatii-u-detey-... (дата обращения: 21.07.2020).
    3. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Вурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: Академия, 2002. – 238 c.
    4. Выготский Л.С. Динамика умственного развития ребенка в связи с обучением / Педагогическая психология. – М., 1991 – 476 c.
    5. Денисенкова Н.С., Красило Т.А. Развитие дошкольников в эпоху цифровой социализации // Современное дошкольное образование. – 2019. – №6(96). – С. 50–57. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10058
    6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000. – 310 c.
    7. Кривуля Н.Г. «Страшные» мультфильмы современной анимации // Культурно-историческая психология. – 2014. – Т.10. – №4. – С. 57–65.
    8. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 158 с.
    9. Назарова Д.В. Мультфильмы как культурологический феномен современности // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – №2 (107). –
    С. 229–331. DOI:10.24411/1813-145X-2019-1037.
    10. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 443 c.
    11. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Психоло­го-педагогическая экспертиза мультфильмов для детей и подростков // Культурно-историческая психология. – 2014. – Т.10. – №4. – С. 4–11.
    12. Смирнова Е.О., Соколова М.В., Матушкина Н.Ю., Смирнова С.Ю. Исследование возрастной адресации мультфильмов // Культурно-историческая психология. – 2014. – Т.10. – №4. – С. 27–36.
    13. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. – 2018. – Т.9. – №3. – С. 71–80. DOI:10.17759/sps.2018090308
    14. Стрелкова Л.Г. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения / Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М.: Педагогика, 1986. – С. 70–100.
    15. Стрюкова Е.А., Оршацкая С.В. Раз­вивающие возможности анимационной продукции для детей: желаемое и действительное (на примере экспертной оценки мультфильма «Tiny Love») // PEM: Psychology. Educology. Medicine. – 2016. – №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvivayuschie-vozmozhnosti-animatsionnoy-produktsii-dlya-detey-zh... (дата обращения: 06.07.2020).
    16. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.
    17. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. – Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.
    18. Юдина Т.О. Роль врожденных и средовых факторов в развитии эмпатии: обзор зарубежных исследований // Культурно-историческая психология. – 2017. – Т.13. – №2. –
    С. 13–23. DOI:10.17759/chp.2017130202
    19. Anderson, A., Furlonger, B., Moore, D. W., Sullivan, V. D., & White, M. P. (2018). A comparison of video modelling techniques to enhance social-communication skills of elementary school children. International Journal of Educational Research, 87, 100–109. DOI:10.1016/j.ijer.2016.05.016
    20. Blumberg, F. C., & Brooks, P. J. (Eds.). (2017). Cognitive development in digital contexts. Elsevier Academic Press. DOI: 10.1016/C2015-0-06250-5
    21. Chatterjee, J. S., Sangalang, A., & Cody, M. J. (2017). Entertainment-Education. The International Encyclopedia of Media Effects, 1–12.
    22. Collier, K. M., Coyne, S. M., Rasmussen, E. E., Hawkins, A. J., Padilla-Walker, L. M., Erickson, S. E., & Memmott-Elison, M. K. (2016). Does parental mediation of media influence child outcomes? A meta-analysis on media time, aggression, substance use, and sexual behavior. Developmental Psychology, 52(5), 798–812. DOI: 10.1037/dev0000108
    23. Eisenberg, N., Fabes, R. A., & Spinrad, T. L. (2007). Prosocial Development. Handbook of Child Psychology. DOI:10.1002/9780470147658.chpsy0311
    24. Fisch, S. M. (2004). Children’s learning from educational television. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.
    25. Kardefelt-Winther, D. (2017). How does the time children spend using digital technology impact their mental well-being, social relationships and physical activity? An evidence-focused literature review. Innocenti Discussion Paper 2017-02, UNICEF Office of Research – Innocenti, Florence.
    26. Lemish, D. (2017). Audience Effects: Children and Adolescents. The International Encyclopedia of Media Effects, 1–9. DOI:10.1002/9781118783764.wbieme0134
    27. Mares, M., & Stephenson, L. J. (2017). Prosocial Media Use and Effects. The International Encyclopedia of Media Effects, 1–13. DOI:10.1002/9781118783764.wbieme0153
    28. Nikken, P. (2017). Parental Mediation of Media. The International Encyclopedia of Media Effects, 1–13. DOI:10.1002/9781118783764.wbieme0204
    29. Peebles, A., Bonus, J. A., & Mares, M.-L. (2018). Questions + answers + agency: Interactive touchscreens and children’s learning from a socio-emotional TV story. Computers in Human Behavior, 85, 339–348. DOI:10.1016/j.chb.2018.03.039
    30. Piotrowski, J. T. (2017). Content Effects: Educational Media for Children. The International Encyclopedia of Media Effects, 1–13. DOI:10.1002/9781118783764.wbieme0130
    31. Schlesinger, M.A., Flynn, R.M. & Richert, R.A. (2016). US preschoolers’ trust of and learning from media characters, Journal of Children and Media, DOI: 10.1080/17482798.2016.1162184
    32. Semrud-Clikeman, M. (2007). Social Competence in Children. Social Competence in Children. DOI:10.1007/978-0-387-71366-3_1
    33. Smith, P. K., & Hart, C. H. (Eds.). (2010). The Wiley-Blackwell Handbook of Childhood Social Development. DOI:10.1002/9781444390933
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью