Веракса А.Н., Чичинина Е.А. Сравнение особенностей использования цифровых устройств детьми старшего дошкольного возраста до начала и в ходе пандемии COVID-19
Скачать в формате PDF
DOI:
10.24412/1997-9657-2022-2110-30-39
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Веракса А.Н., Чичинина Е.А. Сравнение особенностей использования цифровых устройств детьми старшего дошкольного возраста до начала и в ходе пандемии COVID-19 // Современное дошкольное образование. – 2022. – №2(110). – С. 30–39. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-2110-30-39
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
В связи с пандемией COVID-19 весной 2020 года в России начался карантин, который существенно изменил условия жизни, в частности повлиял на то, как взрослые и дети пользуются цифровыми устройствами. Цифровизация играет существенную роль в развитии детей дошкольного возраста, поэтому крайне актуально изучать, как дошкольники стали пользоваться цифровыми устройствами в новом социальном контексте. Для того чтобы ответить на этот вопрос, в 2021 году с 495 детьми 6–7 лет было проведено интервью о том, как они используют цифровые устройства. Ответы на это интервью были сравнены с ответами на вопросы аналогичного интервью, проведенного в 2019 году с 417 детьми 6–7 лет. Показано, что при ответе на вопрос о том, для чего люди используют цифровые устройства, дети в 2021 году называли больше вариантов использования, чем в 2019 году до пандемии, и эти варианты стали более разносторонними. Кроме того, дети стали значимо чаще говорить о том, что цифровые устройства могут использоваться для работы и обучения, и сами стали их чаще использовать для образовательных целей. При этом многие привычные цифровые практики остались неизменными за 2 года. Например, по-прежнему дети в основном используют цифровые устройства для игр. Среди ответов о любимой цифровой деятельности в 2021 году стали чаще звучать ответы не только из категории развлечений, но и из категории «психологическое средство».
В 2021 году стало больше детей, пользующихся цифровыми устройствами каждый день, и меньше – только по выходным. Во время пандемии дети стали чаще пользоваться цифровыми устройствами вместе с родителями, сиблингами и друзьями. По итогам проведенной работы уточнены рекомендации для родителей по оптимальному использованию цифровых устройств дошкольниками.
В 2021 году стало больше детей, пользующихся цифровыми устройствами каждый день, и меньше – только по выходным. Во время пандемии дети стали чаще пользоваться цифровыми устройствами вместе с родителями, сиблингами и друзьями. По итогам проведенной работы уточнены рекомендации для родителей по оптимальному использованию цифровых устройств дошкольниками.
Литература
1. Баранова В.А., Дубовская Е.М., Савина О.О. Образовательная среда в условиях пандемии COVID-19: новые вызовы безопасности // Национальный психологический журнал. – 2020. – № 3(39). – С. 57–65. DOI: 10.11621/npj.2020.0308
2. Бухаленкова Д.А., Чичинина Е.А., Чурсина А.В., Веракса А.Н. Обзор исследований, посвященных изучению взаимосвязи использования цифровых устройств и развития когнитивной сферы у дошкольников // Science for Education Today. – 2021. – №11(3). – С. 7-25. DOI: 10.15293/2658-6762.2103.01
3. Веракса А.Н., Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Чичинина Е.А. Особенности использования цифровых устройств современными дошкольниками // Социологические исследования. – 2020. – №6. – С. 82–92. DOI: 10.31857/S013216250009455-3
4. Веракса А.Н., Корниенко Д.С., Чичинина Е.А., Бухаленкова Д.А., Чурсина А.В. Связь времени использования дошкольниками цифровых устройств с полом, возрастом и социально-экономическими характеристиками семьи // Наука телевидения. –
2021. – №17(3). – С. 179–209. DOI: https://doi.org/10.30628/1994-9529-17.3-179-209.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.: Т.3: Проблемы развития психики. – 1983.
6. Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть первая) // Культурно-историческая психология. – 2019. – Том 15. №3. – С. 117—124. DOI: 10.17759/chp.2019150312
7. Смирнова Е.О. Специфика современного дошкольного детства // Национальный психологический журнал. – 2019. – №2(34). – С. 25-32. DOI: 10.11621/npj.2019.0205
8. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н. Использование цифровых устройств детьми дошкольного возраста // Нижегородское образование. – 2015. – №3. – С. 78–85.
9. Тена Р.Р., Гутьеррес М.П., Сехудо М. дель К.Л. Привычки использования цифровых технологий детьми в возрасте до шести лет в семье и дома // Современное дошкольное образование. – 2021. – №4(106). – С. 68–79.
10. Attai, P., Szabat, J., Anzman-Frasca, S., & Kong, K. L. (2020). Associations between Parental and Child Screen Time and Quality of the Home Environment: A Preliminary Investigation // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17(17). P. 6207. DOI: 10.3390/ijerph17176207
11. Ausín, B., Castellanos, M.A., González-Sangu-ino, C., Vakhantseva, O.V., Almazova, O.V., Shaigerova, L.A., Dolgikh, A.G., Muñoz, M. The Psychological Impact of Six Weeks of Lockdown as a Consequence of COVID-19 and the Importance of Social Support: A Cross-Cultural Study Comparing Spanish and Russian Populations // Psychology in Russia: State of the Art. 2020. Vol. 13(4). P. 89-105. DOI: 10.11621/pir.2020.0406
12. Benedetto, L., Ingrassia, M. (2020). Digital parenting: Raising and protecting children in media world. In Parenting. IntechOpen. DOI: 10.5772/intechopen.92579
13. Bergmann, C., Dimitrova, N., Alaslani, K. et al. Young children’s screen time during the first COVID-19 lockdown in 12 countries // Scientific Reports. 2022. Vol. 12. DOI: 10.1038/s41598-022-05840-5
14. Clarke J., Kipping R., Chambers S., et al. Impact of COVID-19 restrictions on preschool children’s eating, activity and sleep behaviours: a qualitative study // BMJ Open. 2021. Vol. 11. P. e051497. DOI: 10.1136/bmjopen-2021-051497
15. Domingues-Montanari S. Clinical and psychological effects of excessive screen time on children // Journal of Paediatrics and Child Health. 2017. Vol. 53(4). P. 333–338. DOI: 10.1111/jpc.13462
16. Dong, C., Cao, S., Li, H. Young children’s online learning during COVID-19 pandemic: Chinese parents’ beliefs and attitudes // Children and Youth Services Review. 2020. Vol. 118. P. 105440. DOI: 10.1016/j.childyouth.2020.105440
17. Dore, R.A., Zimmermann, L. (2020). Coviewing, scaffolding, and children’s media comprehension. The International Encyclopedia of Media Psychology. DOI: 10.1002/9781119011071.iemp0233
18. Eales, L., Gillespie, S., Alstat, R.A., Ferguson, G.M., Carlson, S.M. Children’s screen and problematic media use in the United States before and during the COVID-19 pandemic // Child Development. 2021. Vol. 92(5). DOI: 10.1111/cdev.13652
19. Gralczyk, A. Smartphone and Tablet in the Everyday Life of Preschool Children. Impact and Educational Options in the Opinion of Parents and Teachers of Kindergarten // Social Communication. Online Journal. 2019. Vol. 2 (20). P. 85–102. DOI: 10.2478/sc-2019-0012
20. Hale L., Guan S. Screen time and sleep among school-aged children and adolescents: A systematic literature review // Sleep Medicine Reviews. 2015. Vol. 21. P. 50–58. DOI: 10.1016/j.smrv.2014.07.007
21. Koran, N., Berkmen, B., Adalier, A. Mobile technology usage in early childhood: Pre-COVID-19 and the national lockdown period in North Cyprus // Education and Information Technologies. 2022. Vol. 27. P. 321–346. DOI: 10.1007/s10639-021-10658-1
22. Lau, E. Y. H., Lee, K. Parents’ views on young children’s distance learning and screen time during COVID-19 class suspension in Hong Kong // Early Education and Development. 2021. Vol. 32(6). P. 863–880. DOI: 10.1080/10409289.2020.1843925
23. Li C., Cheng G., Sha T., Cheng W., Yan Y. The Relationships between Screen Use and Health Indicators among Infants, Toddlers, and Preschoolers: A Meta-Analysis and Systematic Review // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17. 7324. DOI: 10.3390/ijerph17197324
24. OFCOM (2019). Children and parents: Media use and attitudes report 2019. URL: https://www.ofcom.org.uk/data/assets/pdf_file/0023/190616/children-media-use-attitudes-2019-report.p...
25. Oliemat, E., Ihmeideh, F., Alkhawaldeh, M. The use of touch-screen tablets in early childhood: Children’s knowledge, skills, and attitudes towards tablet technology // Children and Youth Services Review. 2018. Vol. 88. P. 591–597. DOI: 10.1016/j.childyouth.2018.03.028
26. Pandya Apurvakumar, Lodha Pragya. Social Connectedness, Excessive Screen Time During COVID-19 and Mental Health: A Review of Current Evidence // Frontiers in Human Dynamics. 2021. Vol. 3. DOI: 10.3389/fhumd.2021.684137
27. Rideout, V. (2017). The Common Sense census: Media use by kids age zero to eight. San Francisco, CA: Common Sense Media.
28. Smahelova, M., Juhova, D., Cermak, I., Smahel, D. Mediation of young children’s digital technology use: The parents’ perspective // Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 2017. Vol. 11(3). DOI: 10.5817/CP2017-3-4
29. Strouse G. A., O’Doherty K., Troseth G. L. Effective coviewing: Preschoolers’ learning from a video after a dialogic questioning intervention // Developmental Psychology. 2013. Vol. 49 (12). P. 2368–2381. DOI: 10.1037/a0032463
30. Susilowati, I.H., Nugraha, S., Alimoeso, S., Hasiholan, B.P. Screen Time for Preschool Children: Learning from Home during the COVID-19 Pandemic // Global Pediatric Health. 2021. Vol. 8. DOI: 10.1177/2333794x211017836
31. Veraksa, N.E., Veraksa, A.N., Bukhalenkova, D.A., Säljö R. Exploring the development of executive functions in children in a digital world // European Journal of Psychology of Education. 2021. DOI: 10.1007/s10212-021-00584-8
32. World Health Organization. (2019). Guidelines on physical activity, sedentary behavior and sleep for children under 5 years of age. World Health Organization. URL: https://apps.who.int/iris/handle/10665/311664.
2. Бухаленкова Д.А., Чичинина Е.А., Чурсина А.В., Веракса А.Н. Обзор исследований, посвященных изучению взаимосвязи использования цифровых устройств и развития когнитивной сферы у дошкольников // Science for Education Today. – 2021. – №11(3). – С. 7-25. DOI: 10.15293/2658-6762.2103.01
3. Веракса А.Н., Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Чичинина Е.А. Особенности использования цифровых устройств современными дошкольниками // Социологические исследования. – 2020. – №6. – С. 82–92. DOI: 10.31857/S013216250009455-3
4. Веракса А.Н., Корниенко Д.С., Чичинина Е.А., Бухаленкова Д.А., Чурсина А.В. Связь времени использования дошкольниками цифровых устройств с полом, возрастом и социально-экономическими характеристиками семьи // Наука телевидения. –
2021. – №17(3). – С. 179–209. DOI: https://doi.org/10.30628/1994-9529-17.3-179-209.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.: Т.3: Проблемы развития психики. – 1983.
6. Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть первая) // Культурно-историческая психология. – 2019. – Том 15. №3. – С. 117—124. DOI: 10.17759/chp.2019150312
7. Смирнова Е.О. Специфика современного дошкольного детства // Национальный психологический журнал. – 2019. – №2(34). – С. 25-32. DOI: 10.11621/npj.2019.0205
8. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н. Использование цифровых устройств детьми дошкольного возраста // Нижегородское образование. – 2015. – №3. – С. 78–85.
9. Тена Р.Р., Гутьеррес М.П., Сехудо М. дель К.Л. Привычки использования цифровых технологий детьми в возрасте до шести лет в семье и дома // Современное дошкольное образование. – 2021. – №4(106). – С. 68–79.
10. Attai, P., Szabat, J., Anzman-Frasca, S., & Kong, K. L. (2020). Associations between Parental and Child Screen Time and Quality of the Home Environment: A Preliminary Investigation // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17(17). P. 6207. DOI: 10.3390/ijerph17176207
11. Ausín, B., Castellanos, M.A., González-Sangu-ino, C., Vakhantseva, O.V., Almazova, O.V., Shaigerova, L.A., Dolgikh, A.G., Muñoz, M. The Psychological Impact of Six Weeks of Lockdown as a Consequence of COVID-19 and the Importance of Social Support: A Cross-Cultural Study Comparing Spanish and Russian Populations // Psychology in Russia: State of the Art. 2020. Vol. 13(4). P. 89-105. DOI: 10.11621/pir.2020.0406
12. Benedetto, L., Ingrassia, M. (2020). Digital parenting: Raising and protecting children in media world. In Parenting. IntechOpen. DOI: 10.5772/intechopen.92579
13. Bergmann, C., Dimitrova, N., Alaslani, K. et al. Young children’s screen time during the first COVID-19 lockdown in 12 countries // Scientific Reports. 2022. Vol. 12. DOI: 10.1038/s41598-022-05840-5
14. Clarke J., Kipping R., Chambers S., et al. Impact of COVID-19 restrictions on preschool children’s eating, activity and sleep behaviours: a qualitative study // BMJ Open. 2021. Vol. 11. P. e051497. DOI: 10.1136/bmjopen-2021-051497
15. Domingues-Montanari S. Clinical and psychological effects of excessive screen time on children // Journal of Paediatrics and Child Health. 2017. Vol. 53(4). P. 333–338. DOI: 10.1111/jpc.13462
16. Dong, C., Cao, S., Li, H. Young children’s online learning during COVID-19 pandemic: Chinese parents’ beliefs and attitudes // Children and Youth Services Review. 2020. Vol. 118. P. 105440. DOI: 10.1016/j.childyouth.2020.105440
17. Dore, R.A., Zimmermann, L. (2020). Coviewing, scaffolding, and children’s media comprehension. The International Encyclopedia of Media Psychology. DOI: 10.1002/9781119011071.iemp0233
18. Eales, L., Gillespie, S., Alstat, R.A., Ferguson, G.M., Carlson, S.M. Children’s screen and problematic media use in the United States before and during the COVID-19 pandemic // Child Development. 2021. Vol. 92(5). DOI: 10.1111/cdev.13652
19. Gralczyk, A. Smartphone and Tablet in the Everyday Life of Preschool Children. Impact and Educational Options in the Opinion of Parents and Teachers of Kindergarten // Social Communication. Online Journal. 2019. Vol. 2 (20). P. 85–102. DOI: 10.2478/sc-2019-0012
20. Hale L., Guan S. Screen time and sleep among school-aged children and adolescents: A systematic literature review // Sleep Medicine Reviews. 2015. Vol. 21. P. 50–58. DOI: 10.1016/j.smrv.2014.07.007
21. Koran, N., Berkmen, B., Adalier, A. Mobile technology usage in early childhood: Pre-COVID-19 and the national lockdown period in North Cyprus // Education and Information Technologies. 2022. Vol. 27. P. 321–346. DOI: 10.1007/s10639-021-10658-1
22. Lau, E. Y. H., Lee, K. Parents’ views on young children’s distance learning and screen time during COVID-19 class suspension in Hong Kong // Early Education and Development. 2021. Vol. 32(6). P. 863–880. DOI: 10.1080/10409289.2020.1843925
23. Li C., Cheng G., Sha T., Cheng W., Yan Y. The Relationships between Screen Use and Health Indicators among Infants, Toddlers, and Preschoolers: A Meta-Analysis and Systematic Review // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17. 7324. DOI: 10.3390/ijerph17197324
24. OFCOM (2019). Children and parents: Media use and attitudes report 2019. URL: https://www.ofcom.org.uk/data/assets/pdf_file/0023/190616/children-media-use-attitudes-2019-report.p...
25. Oliemat, E., Ihmeideh, F., Alkhawaldeh, M. The use of touch-screen tablets in early childhood: Children’s knowledge, skills, and attitudes towards tablet technology // Children and Youth Services Review. 2018. Vol. 88. P. 591–597. DOI: 10.1016/j.childyouth.2018.03.028
26. Pandya Apurvakumar, Lodha Pragya. Social Connectedness, Excessive Screen Time During COVID-19 and Mental Health: A Review of Current Evidence // Frontiers in Human Dynamics. 2021. Vol. 3. DOI: 10.3389/fhumd.2021.684137
27. Rideout, V. (2017). The Common Sense census: Media use by kids age zero to eight. San Francisco, CA: Common Sense Media.
28. Smahelova, M., Juhova, D., Cermak, I., Smahel, D. Mediation of young children’s digital technology use: The parents’ perspective // Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 2017. Vol. 11(3). DOI: 10.5817/CP2017-3-4
29. Strouse G. A., O’Doherty K., Troseth G. L. Effective coviewing: Preschoolers’ learning from a video after a dialogic questioning intervention // Developmental Psychology. 2013. Vol. 49 (12). P. 2368–2381. DOI: 10.1037/a0032463
30. Susilowati, I.H., Nugraha, S., Alimoeso, S., Hasiholan, B.P. Screen Time for Preschool Children: Learning from Home during the COVID-19 Pandemic // Global Pediatric Health. 2021. Vol. 8. DOI: 10.1177/2333794x211017836
31. Veraksa, N.E., Veraksa, A.N., Bukhalenkova, D.A., Säljö R. Exploring the development of executive functions in children in a digital world // European Journal of Psychology of Education. 2021. DOI: 10.1007/s10212-021-00584-8
32. World Health Organization. (2019). Guidelines on physical activity, sedentary behavior and sleep for children under 5 years of age. World Health Organization. URL: https://apps.who.int/iris/handle/10665/311664.
- Комментарии
Загрузка комментариев...