Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Веракса А.Н., Чичинина Е.А. Сравнение особенностей использования цифровых устройств детьми старшего дошкольного возраста до начала и в ходе пандемии COVID-19

    Веракса А.Н., Чичинина Е.А. Сравнение особенностей использования цифровых устройств детьми старшего дошкольного возраста до начала и в ходе пандемии COVID-19

    Веракса А.Н., Чичинина Е.А.  Сравнение особенностей использования цифровых устройств детьми старшего дошкольного возраста до начала  и в ходе пандемии COVID-19
    Скачать в формате PDF
    DOI: 10.24412/1997-9657-2022-2110-30-39
    Ключевые слова: дошкольный возраст пандемия COVID-19 цифровые устройства экранное время цифровизация
    Для цитирования статьи:
    Веракса А.Н., Чичинина Е.А. Сравнение особенностей использования цифровых устройств детьми старшего дошкольного возраста до начала и в ходе пандемии COVID-19 // Современ­ное дошкольное образование. – 2022. – №2(110). – С. 30–39. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-2110-30-39

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2022. - №2
    Веракса Александр Николаевич
    академик РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; заведующий лабораторией психологии детства и цифровой социализации; первый заместитель директора Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований; вице-президент Российского психологического общества (Москва, Россия)

    Чичинина Елена Алексеевна
    младший научный сотрудник, кафедра психологии образования и педагогики, факультет психологии, МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва

    Аннотация

    В связи с пандемией COVID-19 весной 2020 года в России начался карантин, который существенно изменил условия жизни, в частности повлиял на то, как взрослые и дети пользуются цифровыми устройствами. Цифровизация играет существенную роль в развитии детей дошкольного возраста, поэтому крайне актуально изучать, как дошкольники стали пользоваться цифровыми устройствами в новом социальном контексте. Для того чтобы ответить на этот вопрос, в 2021 году с 495 детьми 6–7 лет было проведено интервью о том, как они используют цифровые устройства. Ответы на это интервью были сравнены с ответами на вопросы аналогичного интервью, проведенного в 2019 году с 417 детьми 6–7 лет. Показано, что при ответе на вопрос о том, для чего люди используют цифровые устройства, дети в 2021 году называли больше вариантов использования, чем в 2019 году до пандемии, и эти варианты стали более разносторонними. Кроме того, дети стали значимо чаще говорить о том, что цифровые устройства могут использоваться для работы и обучения, и сами стали их чаще использовать для образовательных целей. При этом многие привычные цифровые практики остались неизменными за 2 года. Например, по-прежнему дети в основном используют цифровые устройства для игр. Среди ответов о любимой цифровой деятельности в 2021 году стали чаще звучать ответы не только из категории развлечений, но и из категории «психологическое средство».
    В 2021 году стало больше детей, пользующихся цифровыми устройствами каждый день, и меньше – только по выходным. Во время пандемии дети стали чаще пользоваться цифровыми устройствами вместе с родителями, сиблингами и друзьями. По итогам проведенной работы уточнены рекомендации для родителей по оптимальному использованию цифровых устройств дошкольниками.
    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Баранова В.А., Дубовская Е.М., Савина О.О. Образовательная среда в условиях пандемии COVID-19: новые вызовы безопасности // Национальный психологический журнал. – 2020. – № 3(39). – С. 57–65. DOI: 10.11621/npj.2020.0308
    2. Бухаленкова Д.А., Чичинина Е.А., Чурсина А.В., Веракса А.Н. Обзор исследований, посвященных изучению взаимосвязи использования цифровых устройств и развития когнитивной сферы у дошкольников // Science for Education Today. – 2021. – №11(3). – С. 7-25. DOI: 10.15293/2658-6762.2103.01
    3. Веракса А.Н., Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Чичинина Е.А. Особенности использования цифровых устройств современными дошкольниками // Социологические исследования. – 2020. – №6. – С. 82–92. DOI: 10.31857/S013216250009455-3
    4. Веракса А.Н., Корниенко Д.С., Чичинина Е.А., Бухаленкова Д.А., Чурсина А.В. Связь времени использования дошкольниками цифровых устройств с полом, возрастом и социально-экономическими характеристиками семьи // Наука телевидения. –
    2021. – №17(3). – С. 179–209. DOI: https://doi.org/10.30628/1994-9529-17.3-179-209.
    5. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.: Т.3: Проблемы развития психики. – 1983.
    6. Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть первая) // Культурно-историческая психология. – 2019. – Том 15. №3. – С. 117—124. DOI: 10.17759/chp.2019150312
    7. Смирнова Е.О. Специфика современного дошкольного детства // Национальный психологический журнал. – 2019. – №2(34). – С. 25-32. DOI: 10.11621/npj.2019.0205
    8. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н. Ис­поль­зование цифровых устройств детьми дошкольного возраста // Нижегородское образование. – 2015. – №3. – С. 78–85.
    9. Тена Р.Р., Гутьеррес М.П., Сехудо М. дель К.Л. Привычки использования цифровых технологий детьми в возрасте до шести лет в семье и дома // Современное дошкольное образование. – 2021. – №4(106). – С. 68–79.
    10. Attai, P., Szabat, J., Anzman-Frasca, S., & Kong, K. L. (2020). Associations between Parental and Child Screen Time and Quality of the Home Environment: A Preliminary Investigation // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17(17). P. 6207. DOI: 10.3390/ijerph17176207
    11. Ausín, B., Castellanos, M.A., González-Sangu-ino, C., Vakhantseva, O.V., Almazova, O.V., Shaigerova, L.A., Dolgikh, A.G., Muñoz, M. The Psychological Impact of Six Weeks of Lockdown as a Consequence of COVID-19 and the Importance of Social Support: A Cross-Cultural Study Comparing Spanish and Russian Populations // Psychology in Russia: State of the Art. 2020. Vol. 13(4). P. 89-105. DOI: 10.11621/pir.2020.0406
    12. Benedetto, L., Ingrassia, M. (2020). Digital parenting: Raising and protecting children in media world. In Parenting. IntechOpen. DOI: 10.5772/intechopen.92579
    13. Bergmann, C., Dimitrova, N., Alaslani, K. et al. Young children’s screen time during the first COVID-19 lockdown in 12 countries // Scientific Reports. 2022. Vol. 12. DOI: 10.1038/s41598-022-05840-5
    14. Clarke J., Kipping R., Chambers S., et al. Impact of COVID-19 restrictions on preschool children’s eating, activity and sleep behaviours: a qualitative study // BMJ Open. 2021. Vol. 11. P. e051497. DOI: 10.1136/bmjopen-2021-051497
    15. Domingues-Montanari S. Clinical and psychological effects of excessive screen time on children // Journal of Paediatrics and Child Health. 2017. Vol. 53(4). P. 333–338. DOI: 10.1111/jpc.13462
    16. Dong, C., Cao, S., Li, H. Young children’s online learning during COVID-19 pandemic: Chinese parents’ beliefs and attitudes // Children and Youth Services Review. 2020. Vol. 118. P. 105440. DOI: 10.1016/j.childyouth.2020.105440
    17. Dore, R.A., Zimmermann, L. (2020). Coviewing, scaffolding, and children’s media comprehension. The International Encyclopedia of Media Psychology. DOI: 10.1002/9781119011071.iemp0233
    18. Eales, L., Gillespie, S., Alstat, R.A., Ferguson, G.M., Carlson, S.M. Children’s screen and problematic media use in the United States before and during the COVID-19 pandemic // Child Development. 2021. Vol. 92(5). DOI: 10.1111/cdev.13652
    19. Gralczyk, A. Smartphone and Tablet in the Everyday Life of Preschool Children. Impact and Educational Options in the Opinion of Parents and Teachers of Kindergarten // Social Communication. Online Journal. 2019. Vol. 2 (20). P. 85–102. DOI: 10.2478/sc-2019-0012
    20. Hale L., Guan S. Screen time and sleep among school-aged children and adolescents: A systematic literature review // Sleep Medicine Reviews. 2015. Vol. 21. P. 50–58. DOI: 10.1016/j.smrv.2014.07.007
    21. Koran, N., Berkmen, B., Adalier, A. Mobile technology usage in early childhood: Pre-COVID-19 and the national lockdown period in North Cyprus // Education and Information Technologies. 2022. Vol. 27. P. 321–346. DOI: 10.1007/s10639-021-10658-1
    22. Lau, E. Y. H., Lee, K. Parents’ views on young children’s distance learning and screen time during COVID-19 class suspension in Hong Kong // Early Education and Development. 2021. Vol. 32(6). P. 863–880. DOI: 10.1080/10409289.2020.1843925
    23. Li C., Cheng G., Sha T., Cheng W., Yan Y. The Relationships between Screen Use and Health Indicators among Infants, Toddlers, and Preschoolers: A Meta-Analysis and Systematic Review // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17. 7324. DOI: 10.3390/ijerph17197324
    24. OFCOM (2019). Children and parents: Media use and attitudes report 2019. URL: https://www.ofcom.org.uk/data/assets/pdf_file/0023/190616/children-media-use-attitudes-2019-report.p...
    25. Oliemat, E., Ihmeideh, F., Alkhawaldeh, M. The use of touch-screen tablets in early childhood: Children’s knowledge, skills, and attitudes towards tablet technology // Children and Youth Services Review. 2018. Vol. 88. P. 591–597. DOI: 10.1016/j.childyouth.2018.03.028
    26. Pandya Apurvakumar, Lodha Pragya. Social Connectedness, Excessive Screen Time During COVID-19 and Mental Health: A Review of Current Evidence // Frontiers in Human Dynamics. 2021. Vol. 3. DOI: 10.3389/fhumd.2021.684137
    27. Rideout, V. (2017). The Common Sense census: Media use by kids age zero to eight. San Francisco, CA: Common Sense Media.
    28. Smahelova, M., Juhova, D., Cermak, I., Smahel, D. Mediation of young children’s digital technology use: The parents’ perspective // Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 2017. Vol. 11(3). DOI: 10.5817/CP2017-3-4
    29. Strouse G. A., O’Doherty K., Troseth G. L. Effective coviewing: Preschoolers’ learning from a video after a dialogic questioning intervention // Developmental Psychology. 2013. Vol. 49 (12). P. 2368–2381. DOI: 10.1037/a0032463
    30. Susilowati, I.H., Nugraha, S., Alimoeso, S., Hasiholan, B.P. Screen Time for Preschool Children: Learning from Home during the COVID-19 Pandemic // Global Pediatric Health. 2021. Vol. 8. DOI: 10.1177/2333794x211017836
    31. Veraksa, N.E., Veraksa, A.N., Bukhalenkova, D.A., Säljö R. Exploring the development of executive functions in children in a digital world // European Journal of Psychology of Education. 2021. DOI: 10.1007/s10212-021-00584-8
    32. World Health Organization. (2019). Guidelines on physical activity, sedentary behavior and sleep for children under 5 years of age. World Health Organization. URL: https://apps.who.int/iris/handle/10665/311664.
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью