Веракса Н.Е. Дети с трудностями в обучении
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Полный текст статьи
Современная политика в области дошкольного образования ставит задачу интеграции всех дошкольников в образовательный процесс. Успешное решение этой задачи связано с анализом социальной ситуации развития, в которой находится ребенок. Л.С. Выготский отмечал, что социальная ситуация развития характеризуется двумя особенностями: она отражает устойчивые отношения между ребенком и взрослым, а также постепенные изменения, которые приводят к развитию.
Социальная ситуация развития выступает как система конкретных ситуаций, проживание которых организуется взрослым (хотя и не всегда им осознается). Каждая такая ситуация может быть случайной, разовой, а может повторяться на протяжении длительного времени. От ребенка в такой ситуации ожидается определенное поведение, соответствующее «правилам»: на занятиях нужно внимательно слушать педагога, на прогулке нельзя убегать со своего участка т. п. Совокупность повторяющихся ситуаций и составляет социальную ситуацию развития. В каждой повторяющейся ситуации есть то новое, что должен освоить ребенок.
Успешность образовательного процесса определяется тем, насколько адекватно ребенок действует в подобных ситуациях. Очевидно, что сначала ребенок должен научиться отличать одну ситуацию от другой и понимать те правила, которые в ней заложены. Они вводятся в том случае, когда нужно регулировать поведение ребенка., если он действует социально неприемлемо. Поэтому пребывание в подобной ситуации предполагает преобразование натуральных, эгоцентрических форм поведения детей в социально адекватные. Натуральное поведение ребенка выступает как его инициативная активность, а культурное – как поведение, задаваемое взрослым. Для того чтобы возникло культурное поведение, эти две тенденции должны вступить во взаимодействие. Только в результате этого произойдет превращение, а значит и развитие.
Можно выделить три типа трудностей, возникающих в такого рода ситуациях. Во-первых, освоение ситуации зависит от того, насколько полно ребенок в состоянии развернуть свою активность. Если у него имеются ограничения физического или психического порядка, то он не сможет проявить активность. Во-вторых, сами ситуации могут быть организованы таким образом, что ребенку сложно отличить одну от другой. В-третьих, трудности могут быть связаны с особенностями позиции педагога: любое его действие либо побуждает, либо ограничивает детскую активность.
Теперь можно указать на два основных направления работы по интеграции детей в жизнь детского сада. Первое направление предполагает поддержку взрослым детской инициативы. Известно, что неодобрение действий ребенка приводит к общему снижению, нежеланию что-либо делать. Особенно чувствительны к этому дети, имеющие проблемы в развитии: ведь для них даже элементарное действие связано с большим внутренним усилием.
Второе направление связано с предъявлением самих ситуаций. Здесь речь идет о том, что педагогу важно показать детям смену одной ситуации другой и четко обозначить правила. Например, в любой группе есть ребенок, который рисует быстрее остальных и заканчивает работу раньше, оказываясь в другой ситуации в сравнении со сверстниками. Фактически происходит наслоение ситуаций: ребенок выполнил правило и теперь действует по другим, но одновременно он все еще находится вместе с остальными детьми. В результате ребенок либо искусственно ограничивает собственную активность (и сидит на месте), либо начинает проявлять активность и разрушает ситуацию, в которой находятся другие дети.
Эффективная интеграция детей будет возможна только в том случае, если педагог будет учитывать эти задачи в работе с детьми. Приведенные в этом номере статьи показывают, что образовательная работа с различными контингентами детей предполагает сочетание этих двух направлений – разграничения ситуаций взаимодействия и поддержки в рамках активности ребенка.
- Комментарии