Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Веракса Н.Е. Дети с трудностями в обучении

    Веракса Н.Е. Дети с трудностями в обучении

    Веракса Н.Е. Дети с трудностями в обучении
    Для цитирования статьи:
    Веракса Н.Е. Дети с трудностями в обучении // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. – №5 -

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2008. - №5
    Веракса Николай Евгеньевич
    доктор психологических наук, профессор МГУ, ректор Международной педагогической академии дошкольного образования, главный научный сотрудник Московского городского педагогического университета, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование» (Москва, Россия)

    Полный текст статьи

    Современная политика в области дошкольного образования ставит задачу интеграции всех дошкольников в образовательный процесс. Успешное решение этой задачи связано с анализом социальной ситуации развития, в которой находится ребенок. Л.С. Выготский отмечал, что социальная ситуация развития характеризуется двумя особенностями: она отражает устойчивые отношения между ребенком и взрослым, а также постепенные изменения, которые приводят к развитию.

    Социальная ситуация развития выступает как система конкретных ситуаций, проживание которых организуется взрослым (хотя и не всегда им осознается). Каждая такая ситуация может быть случайной, разовой, а может повторяться на протяжении длительного времени. От ребенка в такой ситуации ожидается определенное поведение, соответствующее «правилам»: на занятиях нужно внимательно слушать педагога, на прогулке нельзя убегать со своего участка т. п. Совокупность повторяющихся ситуаций и составляет социальную ситуацию развития. В каждой повторяющейся ситуации есть то новое, что должен освоить ребенок.

    Успешность образовательного процесса определяется тем, насколько адекватно ребенок действует в подобных ситуациях. Очевидно, что сначала ребенок должен научиться отличать одну ситуацию от другой и понимать те правила, которые в ней заложены. Они вводятся в том случае, когда нужно регулировать поведение ребенка., если он действует социально неприемлемо. Поэтому пребывание в подобной ситуации предполагает преобразование натуральных, эгоцентрических форм поведения детей в социально адекватные. Натуральное поведение ребенка выступает как его инициативная активность, а культурное – как поведение, задаваемое взрослым. Для того чтобы возникло культурное поведение, эти две тенденции должны вступить во взаимодействие. Только в результате этого произойдет превращение, а значит и развитие.

    Можно выделить три типа трудностей, возникающих в такого рода ситуациях. Во-первых, освоение ситуации зависит от того, насколько полно ребенок в состоянии развернуть свою активность. Если у него имеются ограничения физического или психического порядка, то он не сможет проявить активность. Во-вторых, сами ситуации могут быть организованы таким образом, что ребенку сложно отличить одну от другой. В-третьих, трудности могут быть связаны с особенностями позиции педагога: любое его действие либо побуждает, либо ограничивает детскую активность.

    Теперь можно указать на два основных направления работы по интеграции детей в жизнь детского сада. Первое направление предполагает поддержку взрослым детской инициативы. Известно, что неодобрение действий ребенка приводит к общему снижению, нежеланию что-либо делать. Особенно чувствительны к этому дети, имеющие проблемы в развитии: ведь для них даже элементарное действие связано с большим внутренним усилием.

    Второе направление связано с предъявлением самих ситуаций. Здесь речь идет о том, что педагогу важно показать детям смену одной ситуации другой и четко обозначить правила. Например, в любой группе есть ребенок, который рисует быстрее остальных и заканчивает работу раньше, оказываясь в другой ситуации в сравнении со сверстниками. Фактически происходит наслоение ситуаций: ребенок выполнил правило и теперь действует по другим, но одновременно он все еще находится вместе с остальными детьми. В результате ребенок либо искусственно ограничивает собственную активность (и сидит на месте), либо начинает проявлять активность и разрушает ситуацию, в которой находятся другие дети.

    Эффективная интеграция детей будет возможна только в том случае, если педагог будет учитывать эти задачи в работе с детьми. Приведенные в этом номере статьи показывают, что образовательная работа с различными контингентами детей предполагает сочетание этих двух направлений – разграничения ситуаций взаимодействия и поддержки в рамках активности ребенка.

    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью