Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Веракса Н.Е. Голос ребенка

    Веракса Н.Е. Голос ребенка

    Веракса Н.Е. Голос ребенка
    Для цитирования статьи:
    Веракса Н.Е. Голос ребенка // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2012. №5. – С.2

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2012. - №5
    Веракса Николай Евгеньевич
    доктор психологических наук, профессор МГУ, ректор Международной педагогической академии дошкольного образования, главный научный сотрудник Московского городского педагогического университета, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование» (Москва, Россия)

    Полный текст статьи

    В современном дошкольном образовании, как в нашей стране, так и за ее пределами, все более актуальным становится вопрос, насколько система дошкольного образования «слышит» голос каждого ребенка.

    Коллеги из США подчеркивают необходимость социально-эмоционального обучения дошкольников, которое направлено на развитие навыков социального взаимодействия. Чтобы предъявить себя социуму, ребенку необходимо умение понимать себя и других, т.е. точно оценивать собственные чувства для того, чтобы управлять ими. Понимание собственных чувств позволяет развивать у детей эмпатию, т.е. умение переживать такие же чувства, как и другой человек. Подчеркнем, что эмпатия возникает из личного опыта, основанного на собственных чувствах – чем больше человек осознает свои эмоции, тем ему проще распознать чувства другого человека. Благодаря социально-эмоциональному обучению ребенок оказывается способным выражать собственное отношение к различным ситуациям. Это становится основой для умения ставить социально полезные и реалистичные цели, сотрудничать с другими, мирно решая конфликты, проявляя гибкость, положительные установки и ценности, способствовать социальному единству и не нарушать права других людей.

    Болезненной формой проявления «голоса ребенка» в системе дошкольного образования оказывается ситуация расставания с матерью. Она рождает различные формы адаптации детей к детскому саду. Не вызывает сомнения, что расставание – психологически сложный психический процесс, связанный с ощущением потери, боли разлуки и через него так или иначе проходит большинство дошкольников. Оно может сопровождаться появлением страхов, фобий, психосоматических проявлений, навязчивостей и т.п. Если ребенок справляется со своей злостью, завистью, гневом, он переходит на новый, более высокий уровень личностного развития.

    Личностное развитие ребенка оказывается успешным, если социальная среда предоставляет пространство для детского голоса. В качестве такого пространства выступает проектная деятельность. Причем, как показывает опыт коллег из Польши, ее простейшие формы оказываются доступны детям уже в раннем возрасте. Они объединены общим названием «предпроектная деятельность». В нее включаются и педагоги, и дети, и родители. Результаты оказываются весьма впечатляющими. Создается особая общность, в которой представлены все субъекты образовательного процесса. Решается актуальная задача включения родителей в работу дошкольного образовательного учреждения. При этом развиваются различные стороны детской личности.

    Ярким примером позитивного влияния проектной деятельности на познавательное развитие является работа с детьми с особенностями развития. Оказывается, что включение таких дошкольников в проектную деятельность ведет к развитию их речи и позволяет ребенку успешно подготовиться к поступлению в школу.

    То, в какой мере дошкольное образование ориентировано на голос ребенка, выступает его критерием оценки. Задача, которая стоит перед современными педагогами, заключается в том, чтобы перейти от логики фронтального занятия к логике вслушивания в голоса детей.

    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью