Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Веракса Н.Е. Игра – зона ближайшего развития ребенка

    Веракса Н.Е. Игра – зона ближайшего развития ребенка

    Веракса Н.Е. Игра – зона ближайшего развития ребенка
    Для цитирования статьи:
    Веракса Н.Е. Игра – зона ближайшего развития ребенка // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2011. №1. – С.2.

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2011. - №1
    Веракса Николай Евгеньевич
    доктор психологических наук, профессор МГУ, ректор Международной педагогической академии дошкольного образования, главный научный сотрудник Московского городского педагогического университета, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование» (Москва, Россия)

    Полный текст статьи

    Игре как особому виду детской деятельности в современном дошкольном образовании придается большое значение. Л. С. Выготский отмечал ее своеобразие. Оно заключается в возникновении особого отношения между ребенком и ситуацией, которое характеризуется двойственностью детских переживаний. Например, играя «в больницу», ребенок одновременно плачет как пациент и радуется как играющий. Используя предметы-заместители, ребенок обращается с ними и в логике реальных объектов, и в логике тех объектов, которые они замещают: стульчик в игре может выступать и как предмет мебели, и как автомобиль одновременно. Эта необычность игры, ее одновременная обращенность и к миру ребенка и к миру взрослых не только удивляет, но и заставляет осмыслить ее место в жизни дошкольника. Д.Б.Эльконин разработал теорию культурно-исторического происхождения игры как периода, в ходе которого дошкольники обращаются к освоению социальных отношений. В его исследованиях показано, что игра выступает как своеобразная «зона ближайшего развития» ребенка: то, что ребенку трудно выполнить на основе прямого указания взрослого, оказывается достижимым в игровой деятельности.

    Не случайно А.Н. Леонтьев рассматривал игру как ведущую деятельность дошкольника, порождающую детское сознание. Дошкольник воспринимает социальное окружение через игру, которая раскрывает ребенку смыслы человеческого взаимодействия в различных ситуациях. Модели социальных отношений воспроизводятся ребенком в сюжетно-ролевой игре – особой форме познания социальной действительности. Она возникает в силу того, что ребенок оказывается способным представлять действия взрослых и стремится к их выполнению. Однако в силу ограниченности возможностей его желание подражать взрослым еще не может быть реализовано. Возникает сюжетно-ролевая игра как форма разрешения данного противоречия. Ребенок, осваивая различные социальные роли, оказывается врачом, военным и т.д. Параллельно дошкольник приобретает опыт партнерских отношений с участниками игры. В игре развивается детская личность и осуществляется подготовка к переходу на следующий период развития. А. В. Запорожец подчеркивал, что будет большой ошибкой стремиться сократить период игры в жизни детей дошкольного возраста и ускорить переход от игры к учебной деятельности.

    С игрой как специфическим пространством детской активности связаны определенные сложности, вызванные дистанцированием взрослых от игр детей. Поскольку главная особенность игры заключается в условном, символическом освоении реальности, она не рассматривается взрослым как серьезная попытка проникновения в суть социальных отношений. Ребенку разрешается проявлять собственную инициативу только в пределах игры.

    Вместе с тем, именно в игре дошкольник выступает как субъект социального действия. Взрослому же, как правило, трудно находиться в игровом пространстве по двум причинам. Во-первых, он должен поддерживать детскую инициативу, а не быть лидером детских игровых объединений. Для этого он должен все время удерживать отмеченную выше двойственность, условность игрового пространства. Во-вторых, игра – это развивающаяся субстанция. В этом отношении ребенок все время находится на границе игры. Он должен постоянно искать новые возможности движения.

    В противном случае игра перестает быть интересной ребенку. Именно этим, умением видеть возможности, и определяется одна из главных характеристик игровой деятельности ребенка, которая отмечается как отечественными, так и зарубежными авторами, ее спонтанность. Она же является и основой развития ребенка как творческой личности. Д. А. Медведев в Послании Федеральному собранию подчеркнул: «Детство и юность – это тот период в жизни человека, когда определяется его будущее, то самое время, когда каждый впервые пробует, что-то открывает для себя, экспериментирует и ничего не боится». Для детей дошкольного возраста таким пространством экспериментирования выступает прежде всего игра. Этой теме и посвящен наш номер журнала.

    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью