Веракса Н.Е. Искусство в жизни ребенка
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Полный текст статьи
Человеческая культура чрезвычайно разнообразна и многогранна. Но в ней можно выделить три рода предметов, которые передают это многообразие. Одни относятся к производству, другие – к науке, а третьи – к искусству. Если производство обеспечивает жизнедеятельность человека, наука – решение встающих проблем, то роль искусства оказывается не такой очевидной. Вряд ли она сводится к индустрии развлечений. Тем не менее, искусство закономерно появляется в истории общества. Можно сказать, что произведения искусства передают отношение человека к различным сторонам действительности. При этом искусство выступает не только с эстетической стороны, но и отражает возникающие проблемы. В этом случае средствами искусства являются образы и символы.
Особенность психики ребенка-дошкольника заключается в том, что она как раз носит образный характер. У детей дошкольного возраста ведущим психическим процессом выступает воображение. Особенность детского воображения наиболее отчетливо проявляется в игре. В игре существует своя форма иносказания. Ребенок, как отмечал известный отечественный психолог, А. Н. Леонтьев, начинает играть потому, что он хочет делать то же, что и взрослые. Учитывая ограниченные возможности детей выполнять те или иные действия и операции, дети не могут делать то, что взрослые. Например, управлять автомобилем. Возникает противоречие между желаниями детей и их возможностями. Именно это противоречие и разрешается с помощью игры. Ребенок садится на стульчик и изображает водителя. Все предметы, которые включаются ребенком в игру, приобретают другой смысл, задаваемый сюжетом игры. Действия с предметами приобретают «иносказательный» характер. Именно это обстоятельство делает доступным для ребенка восприятие произведений искусства. Там точно также за образами лежит определенное иносказание. Ребенок не ограничивается только внешней канвой, но и способен уловить идеи, которые передаются средствами искусства. Это касается и литературного образа, и образа музыкального и художественного.
В исследованиях известного отечественного детского психолога А. В. Запорожца было показано, что на протяжении дошкольного возраста эта способность познавать мир с помощью средств искусства у детей возрастает. Образ начинает выполнять функцию передачи смыслов и помогает детям ориентироваться в различных ситуациях. Особая роль отводится ориентировке эмоциональной. Благодаря эмоциональной стороне образов дети дошкольного возраста начинают организовывать и собственное поведение, и свой внутренний мир.
Не случайно в эстетическом воспитании детей большое внимание уделяется развитию эмоциональной отзывчивости на произведения искусства. В младшем дошкольном возрасте детям трудно удерживать в сознании сложные художественные формы, но в старшем им становятся доступны взрослые темы: любовь, жизнь и смерть, рождение ребенка, материнство и т. д., понятны идеи У. Шекспира, А. Пушкина, А. Блока и др. классических авторов.
Современная культура разрабатывает особые формы детского искусства, в которых дети познают различные системы отношений и ценностей. Складывается целая индустрия детской культуры, несущая свою эстетику, которая может быть весьма далека от классических образцов. В этом случае все более остро встает проблема экспертной оценки предлагаемого детям разнообразного материала не только с функциональной, развивающей точки зрения, но и с эстетической. Ибо она формирует вкус. К сожалению, следует признать, что реализация самой экспертной оценки оказывается делом трудным не только технически, но и социально. Особая роль в эстетическом воспитании принадлежит родителям, которые в конечном итоге решают, какая среда будет окружать ребенка, и с какими формами искусства он будет знакомиться. Вопрос этот имеет важное значение, так как указанные формы закладывают фундамент для развития детской психики.
- Комментарии