Веракса Н.Е. Из чего складывается здоровье ребенка
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Полный текст статьи
Данные многолетних наблюдений за состоянием здоровья российских дошкольников показывают, что количество проблем, которые необходимо решать для обеспечения благополучного развития детей, увеличивается. Это связано с целым рядом обстоятельств и, прежде всего, с пониманием того, что здоровье ребенка – сложный, системный процесс. Он включает в себя не только физическое благополучие ребенка, но и психофизиологическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное.
Прежде всего, здоровье ребенка зависит от обстановки в семье, от того, насколько родители внимательны к ребенку, установили с ним доверительные отношения, считаются с ним как с личностью. Поскольку значительную часть времени дети проводят в детском саду, многие родители уверены, что все эти задачи должны решаться там. Но успешное развитие ребенка возможно только в том случае, если правила поведения и отношения между взрослым и ребенком в детском саду и в семье не противоречат друг другу. Можно привести простой пример, когда ребенок самостоятельно одевается и обувается в присутствии педагога и перестает это делать, когда появляется кто-то из членов семьи и принимается завязывать ему шнурки.
Воспитатели уделяют значительное внимание формированию здорового образа жизни, рассказывая о том, что полезно или вредно для здоровья, о правилах личной гигиены и многом другом. Вместе с тем родители, которые являются моделью поведения для малыша, могут позволить себе курить в присутствии ребенка, не мыть руки по возвращении с прогулки. Нередко ребенок, изображая взрослого в игре, берет на себя роль пьяного, курильщика или человека, не соблюдающего общепринятые нормы. Ребенок готов усваивать нормы и модели поведения, которые демонстрируют близкие взрослые. Этот ресурс нужно использовать в правильном направлении, поддерживать детское здоровье личным примером и разумной организацией жизни всех членов семьи.
В современных условиях не обойтись и без новых научных знаний о профилактике различных заболеваний, в частности, о прививках и вакцинации. Проблема профилактики детских заболеваний является задачей и детского сада, семьи. Родители должны быть осведомлены о тех медицинских процедурах, которые должен проходить ребенок в том или ином возрасте, и принимать ответственные решения с учетом особенностей ребенка.
Физическое здоровье детей – неотъемлемая часть их общего благополучия. Но мне не хотелось бы говорить о физических упражнениях, посещении секций и специальных занятий, хотя и это важно. Удовольствие от двигательной активности, совместные прогулки, игры на свежем воздухе и, главное, позитивное отношение взрослого к стремлению ребенка выразить себя в движении – все это является залогом здоровья ребенка.
Благополучное развитие предполагает создание особой атмосферы принятия ребенка. Важно, чтобы не только педагог выражал позитивное отношение к ребенку, но и сверстники включали малыша в игры и занятия, устанавливали с ним дружеские отношения.
Значимым показателем гармоничного развития ребенка является высокий уровень его познавательной активности. Эта естественная активность должна быть поддержана специальными формами деятельности, например, через организацию проектной деятельности, в которой принимают участие педагоги и близкие взрослые. Участие близкого взрослого в делах ребенка не только во многом определяет то, чем увлекается ребенок, но и задает тот уровень интенсивности, с которым он действует. Часто ребенок готов поделиться со взрослым своими открытиями, переживаниями. Но, к сожалению, далеко не всегда взрослый способен услышать его и, отложив дела, поддержать. Внимание родителей показывает ребенку, что он на правильном пути, и его стремление узнать новое ценно для окружающих. Впоследствии это стремление перерастает в интерес к систематическому освоению человеческой культуры.
- Комментарии